Декаданс в искусстве. Художественная культура XX века. Новое измерение декаданса

(от франц. decadence или от лат. decadentia – упадок) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., отличающееся сопротивлением общественной «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, которая часто идёт наряду с эстетизацией греха и порока, двойственными переживаниями отвращения к жизни и искусного наслаждения ею. Декаданс – одно из центральных понятий в критике культуры Ф. Ницше, который связывал декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». Период декаданса пропитан безнадёжностью, разочарованием, упадком жизненных сил и эстетизмом.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Декаданс в живописи – явление само по себе довольно противоречивое, оно так и не сумело оформиться в какое-то конкретное направление. Искусство декаданса не имело ничего общего с искусством энергии и юности. Тем не менее, упадок, аморализм, эстетизм, а также тоска по былым временам способствовали созданию выдающихся произведений. Именно недовольство «банальным прогрессом», культом наживы дикого капитализма и привели к открытию новых горизонтов в творчестве. Здесь можно отметить индивидуализм художника Обри Бердслея, его способность к виртуозным стилизациям, которые сделали его графические произведения шедеврами, а их искусственный характер лишь подчёркивает оторванность сюжетов от натуры. Представителями декаданса были такие живописцы: Арнольд Беклин, Макс Клингер, частично Михаил Врубель и Борисов-Мусатов, а также Обри Бердслей, Густав Моро, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Н. К. Калмаков. Критика в отношении полотен декадентов неоднозначна. При посещении галереи создаётся впечатление, что оказываешься в сумасшедшем доме, поскольку их искусство было отражением того непонимания общественности, которое в результате оказало влияние на их психическое состояние.

Художники-декаденты не боялись экспериментировать с рассудком, и часто они балансировали на грани. Они шокировали публику новизной и своими представлениями о мире, которые были чужды большинству населения. Эпоха декаданса ознаменовалась такими работами: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими.

Декаданс

Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Обозначение декаденства

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века , а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров , «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм ». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов , Искусство и общественная жизнь).

История

В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По . Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Нисарда - французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard ) - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .

Идеи декадентства

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм , индивидуализм , аморализм , отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд , Ш. Бодлер , Мария Корелли , П. Верлен , Метерлинк , Гюисманс , Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы , как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской, Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» Брюсов .

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

Примечания

Ссылки

Литература

  • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Декавиль, Поль
  • Декалитр

Смотреть что такое "Декаданс" в других словарях:

    декаданс - а, м. décadence f. <лат. decadentia упадок. 1. Упадок, культурный регресс. Уш. 1934. А есть мнение, что в истинно гениальных натурах (не талантливых, а гениальных) никакого упадка (décadence) быть не может. 1852. А. Серов Ст. о муз. 1 217.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Декаданс - Декаданс ♦ Décadence Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник… … Философский словарь Спонвиля

    декаданс - см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. декаданс сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

    ДЕКАДАНС - [дэ], декаданса, мн. нет, муж. (франц. de cadence) (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАДАНС - (от лат. decadentia упадок) англ. decadence; нем. Dekadenz. Процесс соц. упадка, при к ром институты утрачивают функцию соц. контроля и общество теряет свою целостность. Сопровождается распространением гедонизма, сексуального индивидуализма.… … Энциклопедия социологии

    декаданс - то же, что декадентство. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. декаданс [дэ], декаданса, мн. нет, м. [фр. de cadence] (книжн.). Упадок, культурный регресс. || То же, что декадентство (редко). Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

Термины декаде́нтство, декада́нс для обозначения литературного течения стали употребляться во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х-1900-х в России, Германии и других странах.

[редактировать]

Возникновение

В 19 веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца 19 века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По.

Хотя идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, позднее, после Дезире Низарда (фр. Désiré Nisard) - французского писателя и критика - она заимствуется и берется на вооружение критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтистов, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-ых годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение, декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-ых годов. Большая часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

[редактировать]

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии иискусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности. В защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения».

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве, например, импрессионизм. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства, например, в русском символизме.

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психофизическоговырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства,эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Декаданс это суммарное наименование явлений западной и русской культуры рубежа 19-20 веков, для которых свойственна мифологизация «конца века» (fin de siecle) как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, «расставаний и ожиданий». В этом смысле декаданс многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения. В каждой стране настроение «ускорения истории», «времени, вышедшего из колеи», «центростремительности» получило выражение в разные сроки. Если во Франции этот процесс связан с завершением столетия (вторая половина 1860 - 1890) и миф декаданса соотносится с концом века, то в Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, России, США - с 1890-1920-ми, то есть началом столетия. В одном случае декаданс тяготеет к прошлому, суггестирует наличие обостренной нервичности восприятия, технической изощренности, интеллектуального критицизма, такой степени «прокультуренности» мироотношения, которая делает творческую артикуляцию чего-либо «прямо», вне сложной системы осознанных или неосознанных соответствий, крайне затруднительной, в результате чего каждое событие творчества либо априорно выступает пост-событием, «отражением», надстройкой, либо двоится, испытывает затруднения в различении природы «самой по себе» и природы творчества. В другом случае ощущение бремени культуры и свойственного ему эстетизма, эффекта исчезновения реальности (метаморфозы любой иноприродной творцу реальности в реальность творческого взгляда, обособленного и от «субъекта» и от «объекта» творчества) сменяется утверждением пробуждения, побега, прорыва, примитива, философии жизни, нигилистического или революционного активизма. Однако противопоставление конца и начала века в декадансе относительно, и скорее, является парадоксом, чем антитезой. 19 век в серии отрицаний и утверждений вновь и вновь возвращается к себе, что превращает «конец» в «начало» и способно откладывать вступление в свои права «не календарного, настоящего» (А.Ахматова) 20 век вплоть до его хронологического завершения.

Противопоставление отречения от жизни ради культуры (эстетики) отречению от культуры ради жизни (этики) также имеет в декадансе относительный характер. В обоих случаях речь идет о философии творчества, которая сомневается в наличии какого бы то ни было артистического канона, а также тождественности бытия, истории, человека, текста, художественной коммуникации самим себе, но тем не менее ищет в угадываемой ей всеобщей изменчивости неизменность, неклассическую классичность. Экзистенциальный страх разъединения части и целого (их синтез - главная черта классического искусства, духовного реализма христианской традиции), разбегания, конца, «взрыва» истории-почти что религиозное начало в декадансе, который прежде всего усилиями Ф.Ницше и отрицает христианство, и пародирует его, осознанно или неосознанно воспроизводя на заведомо личных основаниях. Личное время в декадансе - это опыт предельного самовыражения, попытка обособления в творчестве «я» от «не-я», «времени» от «пространства». Декларация модернизма (о вхождении в «личное время»), скорее, указывает не на преодоление «конца истории», а на его смещение, экзистенциализацию, становление целой диалектики отрицания. Тяготение декаданса к утверждению через отрицание выражено во множестве парадоксов (старое - новое, утрата - обретение, любовь - смерть, любовь - ненависть, хаос - порядок, верх - низ, центростремительность - центробежность) и антиномий, которые указывают на его романтическую природу.

Декаданс и дуализм

Декаданс - такой этап, такая литературная эпоха в становлении романтической культуры 19-20 века, которая ищет способов отказаться от множества опробованных ею дуализмов (на тему двоемирия, превосходства духа, творчества над жизнью), так или иначе считающихся с классическим, платоновско-христианским идеализмом, в пользу монистичности «идеализма свободы» (выражение В.Дильтея), идеализма неклассического. Тем не менее, с ходом 19 века все решительнее ограничивая потустороннее, опровергая его ради посюстороннего, романтизм (что хорошо заметно в творчестве центральной фигуры декаданса - Ницше), как оказалось, все время встраивал одно в другое и как бы само-поедал себя, программно утверждая идеал через разочарование, отрицание, революционарность «новизны».

Термин декаданс

Становление термина декаданс связано с эволюцией романтизма и переживанием конфликта между культурой и цивилизацией, между временем и пространством в творчестве. Рассуждения о противоречиях прогресса восходят к Ж.Ж.Руссо и Ф.Шиллеру. Переход от общих рассуждений об «упадке» к его литературному измерению намечен французским критиком Д.Низаром (1806-88), который в работе «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834) связал поэзию заката эллинизма с современными ему романтиками. В статье «Гн Виктор Гюго в 1836» Низар относит к чертам декаданса чрезмерную описательность, избыточность детали, забвение разума ради воображения и его «инноваций», а самого Гюго с классицистических позиций именует «обманщиком». Уже как романтик видит в Гюго декадента Ш.Бодлер. В «Салоне 1846 года» он утверждает, что романтизм Гюго, в отличие романтизма Э.Делакруа, «неподлинный», рассудочный: «Даже сама эксцентричность обретает у него симметрические формы. Он в совершенстве знает и хладнокровно использует все оттенки рифмы, все средства противопоставлений, все ухищрения риторических повторов. Это художник [декаданса], владеющий орудиями своего ремесла с поистине редкой и достойной восхищения ловкостью» (Бодлер Ш. Об искусстве). Если Бодлер с позиций своего романтизма относит Гюго к «классикам» и «академикам», то Т.Готье самого автора «Цветов Зла» считает поэтом эпохи, где искусственная жизнь подменяет естественную: «Этот «стиль декаданса» - последнее слово языка, которому дано все выразить и которое доходит до крайности преувеличения. Он напоминает уже тронутый разложением язык Римской империи и сложную утонченность византийской школы, последней формы греческого искусства, впавшего в расплывчатость.

В противоположность «классическому стилю», он допускает неясности, и в [их] тени… движутся зародыши суеверия, угрюмые призраки бессонницы… чудовищные мечты, которые останавливаются только перед собственным бессилием… и все, что скрывается самого темного, бесформенного и неопределенно-ужасного в самых глубоких и самых низких тайниках души» (Бодлер Ш. «Цветы Зла» и стихотворения в прозе в переводе Эллиса). Если Готье говорит о декадансе под знаком «искусства для искусства», то для Э.Золя и бр. Гонкуров это - «болезнь прогресса», «вся наша эпоха», «триумф нервов над кровью», а также «личный выбор». П.Бурже, обобщая наблюдения о декадансе, фиксирует наличие декадентской среды, эстетики, стиля эссе разных лет, собранных в книге «Этюды по современной психологии» (1883-86), декаданс трактуется и как состояние общества, где энергия отдельных его составных частей, накопленная благодаря благосостоянию, не подчинена всеобщей «органической» цели, и как «декадетский стиль»: «Целостность книги рушится, уступая место независимости каждой страницы, страница рушится, уступая место независимости каждой фразы, фраза рушится, уступая место независимости каждого слова» (Bourget P. Essais de psychologie contemporaine). Ранее Бурже, констатируя трагичность творческой принадлежности к декадансу, находил в его нервических импульсах высокую концентрацию артистического гения. После того как П.Верлен в стихотворении «Томление» (1883) увидел романтического «проклятого поэта» современником римского декаданса («Я римский мир периода упадка…»), а Ж.К.Гюисманс в романе «Наоборот» (1884) вывел в лице дез Эссента тип декадентской личности, представив как различные модусы ее программного эстетизма и дендизма («искусство жизни»), так и подробный список «декадентских» книг, художников, композиторов разных времен, мифологию декаданса можно было считать сложившейся.

Переход декаданса из «духа времени» в «литературный факт» совпал с началом выхода парижского журнала «Декадент» (1886-89), главная цель которого - радикальное опровержение «разлагающихся» буржуазных ценностей с позиций «поступательного движения человечества в будущее» и преклонения перед электрической лампочкой и паровым двигателем. Упадку основатель журнала А.Байю противопоставляет литературу, которая служит прогрессу, «декадизм». Под влиянием Верлена, А.Рембо, Гюисманса, Ж.Пеладана, У.Пейтера, А.Ч.Суинберна, О.Уайлда, Л.Захер-Мазоха, Ю.А.Стриндберга, Г.Д’Аннунцио, В.Брюсова, М.Кузмина, З.Гиппиус сложилось то, что можно считать «декадентизмом» (термин «il decadentismo» предложен в 1898 итальянским критиком В.Пика; в Англии в связи с Уайлдом и журналами «Желтая книга», «Савой» говорили о «желтых девяностых»; в Австро-Венгрии обострение артистической чувственности связывали с «преодолением натурализма» и деятельностью «Молодой Вены»), или своеобразной международной богемной модой на «проклятость», «порочность», «аморализм», «дендизм», «эстество», «ультра-субъекгивизм», «андрогинность», магию, розенкрейцерство, ереси, необычные ощущения и все противоестественное. Его популярные эмблемы - демон, сфинкс, Прометей, Эдип, Саломея, Гелиогабал, Нерон, Юлиан Отступник, Чезаре Борджиа, Эдгар По, Людвиг II Баварский, граф Р.де Монтескью. Однако «декадентизм» (связанный с образом демоничной творческой личности и «роковой женщины», а также с вагнеровским «мотивом томления» из оперы «Тристан и Изольда», перекликающийся с полотнами Д.Г.Россетти, Г.Моро, О.Редона, А.Бёклина, Ф.фон Штука, Г.Климта, М.Врубеля, графикой О.Бёрдсли, К.Сомова, М.Добужинского, операми Р.Штрауса, симфониями А.Скрябина), реализовавшись прежде всего как стиль жизни и поза писателя, выразился в законченном виде у авторов второго-третьего ряда (Э.Бурж, Ф.О.М.Вилье де Лиль-Адан, П.Луи, М.Швоб), превративших его в набор своего рода штампов, предмет пародии или экзотического чтива.

Новое измерение декаданса

Новое измерение декадансу придал Ницше , заметивший в работе «Казус Вагнера» (1888), что относит декаданс к центральной теме своего творчества: «Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence… «Добро и зло» - только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймешь также и мораль… что скрывается за ее священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость» (Ницше Ф.). Декаданс для Ницше - «историческая болезнь», психологическое измерение вырождения, нигилизма, который трактуется как преобладание в человеке аполлонического начала, «надысторического», ставшего, сна, над дионисийским, «неисторическим», спонтанно длящимся. Призывая «познать самого себя», «пробудиться», разбить «маски» кажимостей, Ницше выступает, по собственному выражению, за гигиену жизни и освобождение европейца от «затопления чужим и прошлым» ради «новой и улучшенной Physis, без разделения на внешнее и внутреннее, без притворства и условности, культуры как полной согласованности жизни, мышления, видимости и воли». Оппоненты Ницше - Сократ (изобретатель диалога и «теневой» стороны души, разрушитель «первобытной цельности» греков), апостол Павел (апологет христианства как религии «слабых» и «бегства от жизни»), Гегель (теоретик «расплывающегося» становления), а также те современники (Р.Вагнер), кто, на первый взгляд, отрицая христианство, реально его воспроизводят. Ницше распространяет декаданс не только на политику (современная демократия - форма исторического упадка империи), физиологию (наиболее сильные - слабы), но и литературный стиль - импрессионизм гонкуровского типа: «Целое уже не проникнуто более жизнью. Слово становится суверенным… Жизнь, равная жизни, вибрация и избыток жизни втиснуты в самые маленькие явления». Отрицая вагнеровское искусство как неистребимо «сострадательное», «болезненно-нервное», Ницше, вместе с тем, отказывается любить какую-нибудь другую музыку, кроме вагнеровской. Это проясняет его двойственное отношение к себе как современному писателю (в «Ессе Homo», 1888: «Я одновременно и декадент и противоположность декадента»), который грезит о сверхчеловечестве (т.е. абсолютной новизне проживания каждого момента жизни, непреходящести преходящего), имея в виду гибнущего и возрождающегося Диониса, и «вечно» возвращается к самому себе в той степени, в какой явлется гением беспощадного аналитизма. Тема декадентского художника, пробуждающегося от «сна» к «жизни», находящего в «болезни» основания для преодоления себя и своего рода трагической утопии радости, дионисийского порыва, «яств земных», переходит от Ницше к А.Жиду («Имморалист», 1902), Т.Манну («Смерть в Венеции», 1913), Г.Гессе («Степной волк», 1927), авторам экзистенциалистской ориентации.

Вслед за Ницше проблемы декаданса как общего состояния культуры и конфликта в ней «болезни» и «здоровья», «полезного» и «бесполезного», «жизни» и «творчества», личного и безличного, элитарного и массового, культуры и цивилизации по-разному касались М.Нордау («Вырождение», 1892-93) - трактующий декаданс, как ученик криминалиста Ч.Ломброзо и медик, взволнованный тем, что нездоровый художник преступно заражает здоровый организм среднего класса своими опасными мечтами; Г.Адаме («Воспитание Генри Адамса», 1907) - находящий в декадансе разрыв между высвобожденной новейшими открытиями энергией и возможностями человека; О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22) - создавший сравнительную морфологию различных культур и прослеживающий в 19 веке истощение центральной для европейской цивилизации идеи «фаустовского человека»; Х.Ортегаи-Гассет («Дегуманизация искусства», 1925)-находящий в декадансе пролог обновления искусства и решения им «собственно» творческих задач, понятных элитарному художнику, но чуждых веку «восстания масс».

Декаданс в России

В России слово декаданс, или декадентство, - одно из наиболее частотных в общественно-литературной полемике рубежа веков. Введению его в употребление способствовала статья З.Венгеровой «Поэты-символисты во Франции» (Вестник Европы. 1892. No 9), а также публикация (1893) лекции Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в рецензии на которую («Русское отражение французского символизма» Русское богатство. 1893. No 2) Н.К.Михайловский, по примеру Нордау, именует символистские сочинения «дегенеративными» и «декадентскими». Л.Толстой критикует «символистов и декадентов» в трактате «Что такое искусство?» (1897-98) за распад в их творчестве платоновского единства «истина - добро - красота»: Бодлер, Верлен, Гюисманс, Малларме, Вагнер никого не способны сделать лучше и сосредоточены на самих себе, своем эротическом томлении. Негативно относится к декадансу с позиций революционного движения М.Горький («Поль Верлен и декаденты», 1896), но при этом, не принимая Верлена как социально-общественный тип, отмечает его достоинство как поэта: «Взвинченное, болезненно развитое воображение не только увеличивало силу их талантов, но и придавало их произведениям странный колорит… Они пели и жужжали как комары, и общество хотя и отмахивалось от них, но не могло не слышать их песен… Они, эти расшатанные являются как бы мстителями обществу, которое создало их». Если марксисты дореволюционной формации, солидаризуясь с ницшевским богоборчеством, поддерживали антибуржуазный романтический негативизм декаданса (Г.В.Плеханов в работе «Искусство и общественная жизнь», 1912) и в определенной мере признавали в декадентах (статьи А.В.Луначарского, В.В.Воровского 1920-х), несмотря на весь их социальный «вред», «реакционность», «осознанную или неосознанную лживость», хотя и ущербных, но мастеров слова, то советские идеологи отвергали декаданс как явление заведомо антиреалистическое.

Западная левая мысль 20 века в целом разделяет марксистскую оценку декаданса, намеченную «Манифестом коммунистической партии» (где еще в 1848 говорится о «проклятии» капитала, отчуждении человека в эпоху «всемирного рынка» и «всемирной литературы» от производства и творчества, конце буржуазной истории, грядущей апокалипсической схватке между антагонистическими классами), хотя и корректирует ее наблюдениями Ницше, экзистенциалистской мысли, психоанализа. Т.Адорно в «Философии современной музыки» (1940-41) пишет о несовместимости буржуазной идеологии и «подлинного искусства». Языки идеологии, по мнению Адорно, говоря через искусство, даже в частностях фальсифицируют его. Отсюда - протест современного художника против коммерциализации творчества и принципиальный поиск им новизны, в поисках «подлинности» расщепляющей и отрицающей традицию. Творчество австрийского композитора А.Шёнберга для Адорно-пример невозможности эстетического компромисса, программного искусства отрицания. В трактовке Адорно декаданс двойственен. Это - как вырождение, так и предельно честная антибуржуазность, все глубже и глубже констатирующая кризис, но не ищущая легких путей его решения.

Развернутую оценку декадансу дали русские поэты-символисты. Общим для них является отождествление декаданса с эпохой символизма: «Декаденство, упадочничество - понятие относительное… это искусство само по себе никаким упадком по отношению к прошлому не было. Но те грехи, которые выросли и развились внутри самого символизма, - были по отношению к нему декаденством, упадком. Символизм, кажется, родился с этой отравой в крови. В разной степени она бродила во всех людях символизма. В известной степени… каждый был декадентом» (Ходасевич В. Некрополь). Вячеслав Иванов противопоставляет декаданс на Западе и в России. Во Франции это проявление общего для всей культуры кризиса индивидуализма - эпохи «критической», «музейной», «насыщенной и усталой», она лишилась внутренней связи с предками и инициативности: «Что такое decadence? Чувство тончайшей органической связи с момументальным преданием былой высокой культуры вместе с тягостным сознанием, что мы последние в ее ряду» (Иванов Вячеслав Родное и вселенское). Бодлер, по Иванову, - центральная фигура французского декаданса. С одной стороны, он «идеалистический символист», экспериментатор в области искусственного обогащения своего воспринимающего «я», иллюзионист; маг чувственного внушения, с другой - парнасец, творец риторической метафоры (лишенной внутреннего смысла), импрессионист. Ближе других к французам, в интерпретации Иванова, И.Анненский. Европейское преодоление декаданса и его монологичности, «глубокого, но самодовольного сознания поры упадка», намечено «варварским возрождением» Г.Ибсена, У.Уитмена, Ф.Ницше, ищущими реставрации мифа как фактора всенародного сознания, а также «истинно религиозным творчеством» русского «реалистического символизма», на фоне которого богоискательство Верлена и Гюисманса - «принцип саморазрушения», гипертрофия чувственности. А.Белый также воспринимает декаданс, как принцип дифференциации символизма и поиска «на алтарях» искусства контуров новой культуры и быта: «Символисты» - это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм - только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты»… есть «символисты», но не «декаденты»… Бодлер был для меня «декадент»; Брюсов - «декадент и символист»… В стихах Блока видел я первые опыты «символической», но не «декадентской» поэзии…» (Белый А. Начало века).

В литературоведении 20 века декаданс соотносится с натурализмом (мотивы насилия цивилизации над природой, проклятия любви, труда, творчества, рокового социально-биологического возмездия; тема амбивалентности отношений между мужчиной и женщиной, сознательным и бессознательным, индивидуальным и коллективным; разделение слова на «внутреннее» и «внешнее» в эстетике «куска жизни»; экспрессия индивидуального чувственного опыта как единственно возможная реальность на фоне бесконечной и безначальной среды явлений) и символизмом, а также с теми их промежуточными образованиями, которые тяготеют то к стилистике 19 века (импрессионизм), то 20 века (неоромантизм). Все еще сохраняющий влиятельность тезис отечественного литературоведения о преодолении декаданса в «реализме» (своего рода норме «прогрессивного» мировоззрения и тождественной ему «нормативной» поэтике) следует считать безнадежно устаревшим, так как декаданс является все же не конкретным стилем и тем более не реакционным мировоззрением (в романе «Волшебная гора» Т.Манном показана одинаковая лживость как реакционерства Нафты, так и либерализма Сеттембрини), а общим состоянием культуры конца 19 - начала 20 века, которое, указывая на трагическое переживание кризиса цивилизации, может трактоваться с взаимно исключающих позиций.

Слово декаданс произошло от французского decadence и латинского decadentia,что в переводе означает - упадок.