Конфликт и система персонажей горе от ума. Любовный конфликт комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему. Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

P>Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов - писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов - наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.
В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.
Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство - Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.
Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов - он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! С колыбели!
Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:
Ведь экая шалунья ты, девчонка...
Ой! Зелье, баловница.
К тому же он обладает чувством юмора:
Дался им голос мой, и как себе исправно
Всем слышится и всех сзывает до зари!
Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не
в своем уме!”
Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”). Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.
С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий - Софья - Молчалин). Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.
Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел!. дрожал!
Вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
С другой стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.
Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...
Фамусов - не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.
Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза - Молчалин - буфетчик Петруша и Лиза - Фамусов - Петруша.
С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным. Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.
Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:
Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня
В приличьях скованы, не вырвемся из ига...
Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов:
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:
Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся
Другой вам услужить...
Загорецкий - истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.
С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).
Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.
Свояченица Фамусова Хлестова - типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника. Платон Михайлович Горич - “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.
Полковник Скалозуб - типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.
Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества. Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников. Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.
В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.
К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.
Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.
Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича. К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”. В своем мо"нологе “А судьи кто?..” Чацкий выступает от имени целого поколения:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется - враг исканий...
Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.
Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.
Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.

Урок литературы 9 класс

(увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта

Тема: Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цель:

Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая: способствовать выработке своей точке зрения на произведение, которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.
развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи,артистические умения. воспитывающая: воспитание толерантности в классе.

Задачи:
1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта
2. работать с текстом комедии
3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта.
4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии
5. развивать творческое воображение учащихся
6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

Ход урока:
1.Формулировка темы урока
После просмотра увертюры вопрос классу:
- Что было перед нами?
- Конфликт
- Что такое конфликт? (на доске открываем)
2.Формулировка проблемы урока
Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт. Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы.
«Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума»
Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
3.Аналитическая работа с текстом произведения
Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту
Действие первое – завязка конфликта
-
С какими словами входит Чацкий?
- Какая характеристика предшествует появлению Чацкого?
- Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи?
- Что Чацкий вспоминает из детства?
- Что вспоминает и над чем смеется Чацкий?
-Как реагирует София?
-Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? (Насмешки над Молчалиным, образовался любовный треугольник)
Охарактеризуем участников треугольника.
Итак, завязка найдена.
Действие второе, третье- развитие конфликта ( видеофрагмент )
Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого?
- Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?
- Что София ценит в Молчалине?
-Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий?
- Почему Чацкий не понимает,что София любит Молчалина?
- Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?

Действие четвертое – развязка (видеоролик)
В чём комизм и трагизм этой сцены?
В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит Софью?
Какие заветы он получил от отца?
Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»

Вывод: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы
У каждого из героев остается свой «мильон терзаний»
-
Какой у каждого из героев?
В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один их них, пользуясь благосклонностью родителей девушки, оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками, а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

Согласны ли вы,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин?
Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.
Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых бунт. Против привычной морали … Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …»
Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему, любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?»
И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …»). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …»
О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).
Соответствие урока поставленным целям
- обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы.
-
развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.

Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведенияобщественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Тест по произведению

  • II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • Фонвизин с 1763 года служил при Елагине, всякого насмотрелся и, наконец, в 1769 году создал первую подлинно русскую комедию «Бригадир»:

    а) по форме она отвечает классицистическим требованиям: 5 действий с постепенным разворачиванием конфликта, построенного вокруг любовной линии, 3 единства (места, времени, действия), неожиданная счастливая развязка, «говорящие» именя (Добролюбов, Софья - мудрость);

    б) ее «русскость» внесена уже в заглавие: хотя Бригадир - не главный герой комедии, но зато это типично русская реалия;

    в) проблематика (выявляемая через характеры) в большей степени национальна, чем общечеловечна (галломания, которая в самом деле была очень распространена, - Сын, Советница), судейское взяточничество (Советник), военная тупость (Бригадир), хотя есть и более общие проблемы - скупость (Бригадирша), ханжество (Советник). Герои предстают как носители одной (максимум - двух) гипертрофированно выраженных пороков, которые и высмеиваются. Они вполне ходульны, но схематизм - общая черта классицистической драматургии;

    г) затрагивается тема воспитания и «скотоподобия» невоспитанного человека (Бригадир сравнивается с попугаем, медведем, псом, Сын - с щенком, Бригадирша - со свиньей, коровой, совой), развернутая в «Недоросле»;

    д) приемы комического - речевая манера персонажей, отражающая присущую им гипертрофированную черту, разговор глухих (иногда - там, где Сын говорит по-французски, реализованный), гротеск;

    е) отступление от канона - сцена, в которой Бригадирша плачет и рассказывает Софье и Добролюбову историю про жену капитана Гвоздилова: читатель испытывает жалость к комическому персонажу.

    Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро.

    Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость.
    В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью Сама Софья любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" - этими словами отца.Софьи начинается пьеса
    Все действующие лица в "Бригадире" - русские дворяне В скромной, будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.
    Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым женихом осложнен одним обстоятельством. Он недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, - откровенничает <ж, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя и число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский". Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками Единственный человек, с которым он находит общий язык,- это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.
    Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет
    Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманию основной идеи пьесы В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны
    И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцену персонифицированного порока, например "скупости", "злоязычия", "бахвальства", то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира"
    Бригадира". Фонвизин жестоко высмеял раболепство совр ему дворянского общества перед иностранной цивилизацией. Пафос: обличение невежественной и грубой старозаветной дворянской среды и новомодной французскомании, скрывающий под собой иной вариант той же нравственной дикости и невежества.


    Советник – бывший судья, покинувший службу, чтобы избежать наказания за взятки. Бригадир – тупой, невежественный служака, привыкший говорить воен яз, домашний тиран. Фонвизин наделяет перс «Стереоскопичностью» - в обоих видно их прошлое (судейское, военное) и настоящее.

    Бригадирша - задумана Фонвизиным как более сложный образ. Доминирующ черта характера - глупость. вместе с тем она простодушна, незлобива, терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем. Одновременно: яркое выражение отрицат начал + жертва отрицат среды.

    Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения отрицательных персонажей. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим французолюбием.. Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Злонравным противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от первого брака, и ее «любовник» - Добролюбов. Автор наделяет Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами на жизнь, постоянством в любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в их адрес иронические замечания. Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности. Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к «вышнему правосудию», видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника.

    Комедия противопост 2 типа русс дворян:

    1 – слепо преданных старине (Бригадир, Б-ша, Советник)

    2- зараженных модной франц болезнью (сын Бригадира, Иван, Советница).

    Между ними больше общего, чем различного – одинаковы грубы, одинаково закостенели в своих предрассудках.

    Новаторство Фонвиз: натуралистичность(реал обстановка). Обнажение интеллект кругозора героев. Карикатурность: в среде, где царствует умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре. Несоответствие = комизм. Кальки с французского – сатира. Достоверность портретных харк перерастает в шаржированный гротеск. Переплетающиеся любовные эпизоды – комизм?

    Как внесценические персонажи углубляют конфликт комедии “Горе от ума”.

    Комедия «Горе от ума» стоит, по выражению И. А. Гончарова, «особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью...». Грибоедов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделал огромный шаг вперед. Своей комедией он положил начало критическому реализму в русской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени.

    Главная тема рассматриваемого произведения - противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие. Вторых всегда больше, но побеждают рано или поздно первые.

    В комедии «Горе от ума» Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения.

    Чацкий - борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы. Ему глубоко противна жизнь общества, где царят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью. Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, «начинает новый век». Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.

    В своем произведении Грибоедов дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных «тузов» (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти типы и противопоставил им Чацкого.

    Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь - пример служения царице. Дядюшка - идеал Фамусова.

    Упал он больно, встал здорово.

    За то бывало в вист кто чаще приглашен?

    Кто слышит при дворе приветливое слово?

    Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

    Максим Петрович. Шутка!

    В чины выводит кто? и пенсии дает?

    Максим Петрович!

    Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь, представители «века минувшего» получали все жизненные блага. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.

    Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был почтенный камергер... Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат».

    «Что за тузы в Москве живут и умирают!» - восхищался Павел Афанасьевич Фамусов.

    Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола.

    Присутствовать пошлите их в Сенат!

    Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

    Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

    Дамы всесильны. Яркий персонаж - Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Наверняка имеет большую власть в обществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, вскрывая их пустоту, глупость, вздорный характер.

    Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди помельче. Они являются типичными представителями среднего дворянства. Это Загорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами, стараются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием и угодничеством.

    Люди типа Репетилова стремятся показать окружающим, что они тоже чего-нибудь стоят. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов дает сатирические характеристики «лучших» его членов, либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и «голова, какой в России нету». Но выразить идеи общества Репетилов может только так: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» - обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.

    Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию такие персонажи, как «французик из Бордо», мадам Розье. А многие дворянские дети с такими учителями растут «недорослями» и неучами, как и во времена Фонвизина.

    Но самые отвратительные внесценические персонажи - это помещики-крепостники, характерные черты которых вобрал «Нестор негодяев знатных», которого обличает в своем страстном монологе главный герой. Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, распродающие отнятых у матерей детей. Главная проблема комедии - взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.

    Членов фамусовского общества много, они сильны. Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя в повествование рассказ Скалозуба о двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Князь Федор «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок в своей борьбе.

    Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую - к Чацкому.

    Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы.

    Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.

    Особенно хочется отметить язык пьесы. Комедия написана разностопным ямбом, который приближает стихотворную речь к разговорной. И рассказы о внесценических лицах органично вплетаются в повествование.

    Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедов раскрыл идейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесценических персонажей углубил конфликт произведения, расширил картину нравов московского дворянства.