Оперная певица екатерина семенчук. "я пела не только для британской королевской семьи". Анна нетребко: от служанки к королеве

Это жизнерадостное интервью Екатерины Семенчук дано вскоре после венчания принца Чарльза, когда девушка пела в церковном хоре . Обнаружено интервью в СПб@RU 2008 г.
Семенчук была незабываемой Дидоной в КИ "Троянцев" Берлиоза МТ-Гергиева в БЗК. Недавно она спела Эболи - в Зальцбурге . С Кауфманом, разумеется.
И по просвещенному мнению оперного обозревателя Лейлы Гучмазовой "Елизавета Валуа Анны Хартерос провоцировала обратиться к Дону Карлосу с репликой Онегина «я выбрал бы другую»" , - а именно принцессу Эболи=Семенчук)).
===
Интервью и фото под катом.
Екатерина Семенчук
sobaka14 марта, 2008 - http://sobaka.ru/magazine/portrety/3364

"В отличие от ледяного петербургского апреля, у Кати этот месяц выдался жарким. Гала-концерт Мариинского театра в Красноярске, Всероссийский конкурс имени Обуховой в Липецке (первая премия – кто бы сомневался!), выступление на свадьбе принца Чарлза, репетиции «Кармен» (сама она скромно избегает таких разговоров, но всем понятно, что спектакль ставят для нее), еще один гала, как говорит Катя, с «нашим любимым оркестром» и Валерием Гергиевым – на сей раз в Лос-Анджелесе. Диву даешься, вспоминая, что эта певица – одно из самых востребованных в мире меццо-сопрано – дебютировала лишь в январе 2000-го.

– С вашей нынешней карьерой не поздновато участвовать в конкурсах?

– Я же еще молодааая. А потом, Надежда Андреевна Обухова – одна из моих любимых меццо, и я с удовольствием поехала, тем более что конкурс проводился впервые. Лариса Гергиева представила на нем нас – четверых вокалистов из Академии молодых певцов.

– Сколько спектаклей в месяц вы можете спеть без ущерба для голоса?

– Зависит не от количества, а от характера музыки. Если петь вперемежку Верди, потом русских композиторов, потом Россини, голосу трудно быстро перестраиваться. Лучше, когда материал написан в близкой манере: скажем, после итальянской партии – французская.

– То есть в опере нельзя, как в балете, где Диана Вишнева только что в свой бенефис танцевала Петипа, а сразу за ним Форсайта?

– Ну, для бенефиса ведь берешь любимое, а на любимом просто отдыхаешь. Я могу в камерной программе поставить рядом классическую музыку и современную или петь подряд Третью песню Леля и вторую арию Далилы – и быть счастлива.

– Опять-таки о балете: считается (да так оно и есть), что настоящей артистической зрелости танцовщик достигает, лишь поработав с хореографом-современником, который сочиняет специально для него. Для вокалистов это справедливо?

– Конечно. Если композитор пишет для тебя, он знает твой голос, его возможности, диапазон, знает, что тебе ближе – лирика или драматизм. Здорово, когда получается такой союз. Вот сейчас Александр Смелков написал для меня цикл на стихи Цветаевой. Несколько вещей из него я уже пела в сольных концертах в прошлом году, но никак не доведется исполнить весь цикл целиком, а очень хотелось бы. У Смелкова такой красивый музыкальный язык!

– Слушая записи наших старых певцов, поражаешься их дикции. Сейчас такой нет – почему? Школа утрачена или стали петь на всех языках и от этого замутился русский?

– Могу говорить только о себе. Для меня наоборот: чем больше языков, тем лучше. Я, когда начинала петь по-французски, первым делом освоила фонетику, все эти дифтонги, трифтонги, и сейчас стараюсь, чтобы дикция была предельно четкой. Если в зале кто-то знает французский, хочу, чтобы он чувствовал: я понимаю то, что произношу. Вообще все идет от понимания: когда слова – не просто ноты, но имеют для тебя конкретный точный смысл, то и слушатели эти слова поймут.

– Сейчас миллиард телезрителей смотрел, как вы участвовали в церемонии бракосочетания принца Чарлза. Как вы там оказались?

– В 2003 году Мариинский театр в Виндзоре давал вечер русской духовной музыки в память королевы-матери.

– И принцу запало в душу?

– Все-таки корни, наверное, дают себя знать. А сейчас он высказал пожелание, чтобы исполнили «Символ веры» из Литургии Иоанна Златоуста Гречанинова. Я немножко запаниковала, потому что времени оставалось мало, а я никогда в таком стиле не пела. Друзья мне доставали ноты, записи, объясняли все про церковную музыку: какие ударения делать, какие паузы. И я прямо в Липецке учила эту вещь. А когда уже репетировала с хором Saint George Chapel, очень волновалась – ведь это молитва. Для церковных певчих естественно молиться в пении. А ято пою светские произведения на сцене, это совсем другое, и я переживала, удастся ли открыть сердце людям, без театрального лицедейства, понимаете? Но когда начала петь, пошло само собой: возникла новая динамика, новые смысловые акценты, даже голос сделался другим. Мне было хорошо, очень хорошо. Когда все кончилось, телефон буквально раскалился от SMS: оказалось, что столько людей обо мне помнят. И муж – он флейтист нашего оркестра – смотрел трансляцию в полшестого утра в Сан-Франциско на гастролях. А вообще эта часовня Святого Георгия в Виндзоре поразительна. Она разделена на две части, и та, которая ближе к алтарю, – деревянная: гербы, рыцарские шлемы, мечи. И могилы королей, разных великих людей, громадные витражи – прямо не веришь, что это происходит с тобой. Входит королевская семья, затем королева, все встают, архиепископ Кентерберийский благословляет… Безумно красивая церемония! Потом reception, огромное количество людей и цветов, так что голова кружится от аромата, гербы принца Уэльского из нарциссов... У меня была дивная шляпка – так положено по этикету. После этой свадьбы я пошла и накупила кучу шляпок с вуальками.

– Весь гонорар потратили?

– Что вы, никакого гонорара не было, ведь это был музыкальный подарок Мариинского театра и маэстро Гергиева.

– Сейчас нет оперных див типа Каллас, с их недосягаемостью, причудами, капризами. Как вам кажется, это потому, что весь мир, в том числе искусство, демократизировался, или они просто не рождаются?

– Дивой надо быть на сцене: здорово петь, шикарно выглядеть, получить удовольствие. И чтобы коллеги тебя уважали, любили, чтобы им нравилось с тобой работать. И никого не обидеть. А быть дивой вне сцены… Мне, например, это не нужно.

В составе труппы Мариинского Екатерина гастролировала по миру, вместе с Ларисой Абисаловной Гергиевой - руководителем академии - выступала с сольными концертами в Германии, Франции, Англии, Аргентине и, конечно, в Петербурге. Молодую певицу можно услышать 26 июня в Мариинском, она солирует в «Осуждении Фауста» Берлиоза. У Екатерины, кроме вокального, есть и ярко выраженный драматический дар, поэтому не только партии в операх, но и любой романс в ее исполнении - это целая история о жизни и любви, которая не оставляет равнодушным.

Второе рождение

- Как вы, девочка из Минска, стали солисткой Мариинского?

Музыкальную школу в Минске я закончила по классу аккордеона, но, конечно, пела в хоре. Занималась всегда с огромной охотой и отдачей, меня не надо было заставлять. Поступила в Белорусскую академию музыки к прекрасному педагогу Валентине Николаевне Рогович. И она, и я понимали, что нужно ехать туда, где больше возможностей для роста. Поэтому перевелась в Петербургскую консерваторию, в класс Евгении Станиславовны Гороховской. Как-то раз она сказала: «Катя, идем с тобой в Академию молодых певцов. Подготовим программу, прослушаешься». Так уж случилось, что прослушивание происходило в мой день рождения. Этот день все перевернул в жизни. Лариса Абисаловна во время моего пения улыбалась. Обстановка была дружеская, я сумела мобилизоваться и показать все, на что способна. Лариса Абисаловна сказала: «Приходи на мастер-класс, поработаем, подготовишься к поступлению». Мы работали, а потом пришлось сдавать экзамен, на который приехало огромное количество молодых певцов. Помню, как все томились на 4-м этаже у 313-го класса, который вокалисты не любят. Экзамен - очень серьезное испытание: ты должен показать свой вокальный диапазон, артистические данные - то, что ты можешь быть раскован, без зажимов, истерик. Нужно хорошо выглядеть - и лицом и фигурой, быть обходительным, с хорошими манерами. Мне повезло - приняли.

- Помните первый выход на сцену?

В один прекрасный день зазвонил телефон, и мне сказали, что через час, или даже полчаса - уж точно не помню, но цифра была названа запредельная - мне нужно быть в Эрмитажном театре и петь Далилу на гала-концерте академии. А я тогда жила за городом. И я успела, хотя как домчалась, не помню! Даже Лариса Абисаловна недавно вспоминала: «Ты тогда на вертолете прилетела?»

Успех определяется благодарностью

- Что для вас самое ценное в академии?

То, что здесь занимаются нашей судьбой, и не только вокальной. Я воспринимаю академию как семью, мы ведь проводим в театре весь день, и очень между собой дружим.

Ну а если говорить о выступлениях, часто мне выпадает честь, что концертмейстером является Лариса Абисаловна. Она настолько сильная личность, что даже если у тебя нет настроения, или же в силу возраста ты не понимаешь какие-то вещи и стоишь опустошенной - она садится за рояль, и инструмент начинает так дышать и петь, сама она настолько вдохновенна, что невольно и у тебя набираются эмоции, вдыхаешь - и… выдыхаешь только с последней нотой. Когда с концертмейстером есть контакт, возникает ощущение полета, чувство, что ты можешь все.

Для меня всегда важно нести образ, раскрыть его. Интересно, что, когда пою, вижу всех в зале, особенно на концерте: кто как реагирует, кто куда смотрит. Непосредственный контакт должен быть со зрителем, есть вещи, которые нужно петь, глядя в глаза, только тогда получается.

А еще хочу сказать, что человек должен быть благодарным. Артист не должен забывать о наставниках, когда к нему приходит успех.

Посаженная мать

С моим мужем нас познакомила Лариса Абисаловна. Однажды мы сидели в буфете, и в антракте зашли артисты оркестра. Лариса Абисаловна обернулась ко мне, улыбается: «Сейчас я познакомлю тебя с молодым человеком». - «Нет, что вы, не надо, пожалуйста». Но она подозвала одного из музыкантов и представила: «Вот наши девочки, а это Катя Семенчук». Молодой человек выглядел настолько серьезным, что поначалу я даже испугалась, хотя сама тоже очень серьезная. С месяц, а то и больше, мы разговаривали на «вы». Лариса Абисаловна на нашей свадьбе была посаженной матерью.

- Как на семейной жизни сказывается работа театра?

У нас даже медового месяца не получилось: в декабре была свадьба, а в январе была постановка «Войны и мира» в «Метрополитен-Опера», и я уехала петь. Отдыхаем мы отдельно, потому что во время моих передышек у него свои гастроли, а когда у него передышка - у меня уже работа началась. Бывает, видимся за месяц несколько дней, а то и часов. Даже это краткое время делает нас счастливыми.

Интересы у нас близкие, и у меня, и у него на первом месте в жизни - профессия.

Солистку Мариинского театра Екатерину Семенчук считают одним из лучших меццо-сопрано нашего времени. Она поет в родной Мариинке, в "Метрополитен-опера", "Ковент-Гарден", "Ла Скала", в оперных театрах Франции, Аргентины, Китая, Японии... На XXIX Шаляпинском фестивале Семенчук исполнила партию Марины Мнишек в "Борисе Годунове" Мусоргского. Так безупречно, что ее дебют в Казани можно считать триумфальным.

За час до начала спектакля Екатерина Семенчук дала интервью корреспонденту "ВК".

Где вы впервые исполнили партию Марины Мнишек?

В Монте-Карло. Это был "Борис Годунов" в знаменитой постановке Андрея Тарковского для лондонского "Ковент-Гарден". Мне посчастливилось работать с клавиром с пометками Тарковского. Для меня правило: в трактовке роли не отходить ни от смысловых акцентов режиссера, ни от музыкальных - композитора. О персонаже своем всегда много читаю. Вы, кстати, в курсе, что Марина Мнишек в жизни была миниатюрной, хрупкой и черноволосой? Внешне мы с ней не похожи, но в театре допустимы такие вольности. Главное - верно передать характер. Мнишек была умнейшей женщиной своего времени, сильной духом... Готовя или откладывая на будущее ту или иную роль, я всегда стараюсь адекватно оценивать степень своей зрелости - индивидуальной и профессиональной. К какой-то партии я готова, до какой-то еще не доросла. Последнее, что я подготовила, это партия Дидоны в "Троянцах" Берлиоза.

В мире оперы у певцов или певиц больше возможностей откладывать роль на будущее?

У басов, если говорить о певцах, и у меццо-сопрано, если говорить о певицах. Считается, что с годами голос у них "раскрывается", становится тембрально богаче. Но все индивидуально, конечно же. И к старости - а все мы люди - и силы уже не те, и дыхание.

Катя, знаете ли вы художественные фильмы, где наиболее правдиво была бы отображена закулисная жизнь мира оперы?

Пожалуй, таких вообще нет. Мои любимые фильмы, так или иначе связанные с миром оперы, это "Фицкаральдо" и "Воццек" Вернера Херцога. Если не смотрели, настоятельно рекомендую.

Я почему-то думала, что вы назовете "Вокальные параллели" Рустама Хамдамова. Там есть эпизод, где одна из героинь говорит: "Одно сопрано ненавидит другое сопрано. Одно сопрано ненавидит и меццо-сопрано. А меццо-сопрано ненавидит и другое сопрано, и меццо-сопрано, и вообще всех". Это правда?

Я не смотрела этот фильм. И не дай Бог никому такой правды. Я не хочу жить с ненавистью. Я совершенно искренне считаю, что голос всегда показывает, какое у тебя нутро. Восхитительный вокал не может быть у завистливого, сочащегося ненавистью человека. Обладатели выдающихся голосов всегда очень приятные и скромные люди, насколько я знаю. А знаю и пела я со многими звездами: с Хосе Кура, с Пласидо Доминго, с Владимиром Огновенко. И певиц могу назвать - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Маквалу Касрашвили... Выдающийся вокал всегда целебен. Помните эту знаменитую историю про Ахматову? В 1961 году она лежала в больнице с очередным инфарктом и услышала по радио, как великая Вишневская поет Пятую Бразильскую Бахиану Вила-Лобоса. Она написала потом стихи "Слушая пение", где есть такие строчки: "И такая могучая сила зачарованный голос влечет, будто там впереди не могила, а таинственный лестницы взлет". Уверена, Вишневская ее спасла. Я сама, когда мой близкий друг лежал в госпитале, приходила к нему в палату и пела. И это ему помогло. Я, кстати, после этого случая перестала сомневаться и решила стать певицей, а не врачом.

Вас называют любимой певицей принца Чарльза. Именно вас он пригласил выступить на церемонии своего бракосочетания с Камиллой Паркер-Боулз...

Мое выступление было подарком от имени фонда попечителей Мариинского театра, принц Чарльз - патрон и меценат этого фонда. Мы с ним давно знакомы... Да, это была его идея, чтобы во время церемонии церковного благословения молодоженов в часовне святого Георга Виндзорского замка я исполняла православный "Символ веры" на музыку Александра Гречанинова. Сначала архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс провел церемонию венчания, а потом я пела.

А трудно было подобрать наряд? Ведь наверняка каждая мелочь была регламентирована?

Специально к этому событию строгий бежевый костюм - длинную юбку и жакет - мне подарили владельцы компании "Ede & Ravenscroft", официального поставщика британской королевской семьи. По протоколу я должна была быть еще и в шляпе, но петь в шляпе - неэстетично. И мне сделали такую штучку, что-то типа ободка, который имитировал головной убор... После церемонии в часовне замка от имени Елизаветы II был организован праздничный обед, на который пригласили около 750 гостей. Были премьер-министр Тони Блэр, модельер Валентино, представители иностранных делегаций...

Вы можете похвастать королевскими подарками?

Нет. Я могу сказать, что пела не только для британской королевской семьи. Для королевы Дании, для шведской королевской семьи, для президентов... Самый дорогой подарок преподнесли мне мои родители: они родили меня на этот свет. Ничто с этим подарком не сравнится! А все другие подарки... Я рассчитываю только на себя в плане подарков. На что могу заработать, то и позволяю себе. А когда кто-то другой мне что-то дарит, меня это до слез трогает. Это так всегда приятно, когда от души дарят.

А неприятные подарки получать приходилось?

Конечно. Буквально перед тем как вылететь в Казань, я прилетела в Петербург с гастролей из Израиля. У меня в квартире, а я живу на последнем этаже, чудовищно протек потолок. Снег ни с крыш не убирают в Петербурге, ни с дорог... Ой, про коммунальные проблемы говорить - это неинтересно...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук, обладательница богатого меццо-сопрано, благодаря которому ее склонны считать прямой наследницей традиций Елены Образцовой, вновь выступила на крупнейшем в Европе летнем Зальцбургском фестивале в опере "Трубадур" Верди, исполнив партию цыганки Азучены. После выступления певица поделилась впечатлениями.

Вы уже выступали здесь в партии Эболи в "Дон Карлосе" Верди. Не страшно выходить в партии Азучены перед искушенной публикой?

Екатерина Семенчук: Не страшно, я хорошо знаю эту партию, к тому же состав солистов подобрался исключительный, включая Анну Нетребко, чьим творчеством я не перестаю восхищаться. Когда мы вместе пели в "Анне Болейн" Доницетти в Венской Штаатсопер, я слушала все спектакли с ней, получая громадное удовольствие. Дирижировал "Трубадуром" Джанандреа Нозеда - маэстро, с которым я знакома по многим постановкам в Мариинском театре. С ним я пела Амнерис в "Аиде" в Ла Скала. Так что это далеко не первая встреча. Я очень уважаю Джанандреа: он чуткий музыкант, понимающий певца. Но должна заметить, что в Зальцбурге я выступаю уже в пятый раз.

Два ваших зальцбургских дебюта - принцессу Эболи в "Дон Карлосе" и теперь Азучену в "Трубадуре" Верди оценил весь оперный мир. А когда вы впервые появились в Зальцбурге?

Екатерина Семенчук: Первый раз я побывала в Зальцбурге в 2000 году, и лето того года я не забуду никогда. Это было концертное исполнение "Пиковой дамы" Чайковского под управлением маэстро Валерия Гергиева с участием Пласидо Доминго, Галины Горчаковой, Ларисы Дядьковой. Я тогда просто не могла даже понять, за что на нас обрушился такой шквал аплодисментов. В том же сезоне мне довелось спеть там партию Отрока в "Сказании о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова. Чуть позже я снова оказалась там в составе "Войны и мира" Прокофьева вместе с Анной Нетребко и Валерием Гергиевым. Потом я вернулась туда уже в партии Эболи, которую исполнила под управлением выдающегося маэстро Паппано, вспоминая работу с которым всякий раз удивляюсь, что эту столь напряженную Эболи можно было так легко ощущать, не испытывая никакого стресса - сплошное удовольствие! Он уникальный дирижер и человек, у него всегда прекрасное настроение.

Выступление в Зальцбурге действительно так престижно для оперного певца?

Екатерина Семенчук: Каждый знаменитый летний фестиваль уникален по-своему - и в Вербье, и в Эдинбурге, и в Вероне очень хорошо... В Зальцбурге бурлит гламурная жизнь. Моя коллега в одном из интервью рассказала, что на этом фестивале важно себя показать, в том числе надеть шпильки и украшения: мы обязаны выглядеть красиво, быть легкими и интересными в общении - это нормально, это часть нашей профессии.

На фестивале Мариинского театра "Звезды белых ночей" вы не только смело дебютировали в возрастной партии Любови в "Мазепе" Чайковского, но и выступили с пианистом Дмитрием Ефимовым с программой романсов Рахманинова и Метнера, которого редко исполняют в России. Чем для вас важны камерные программы?

Екатерина Семенчук: Камерная музыка невероятно развивает и обогащает, делая интонирование гибче, содержательней, тоньше. Я люблю оперную сцену, но мне очень нравится выступать и в концертных исполнениях опер, когда стоишь перед публикой без грима, в камерных программах оказываешься один на один с публикой. И я благодарна моим концертмейстерам, с которыми я выступала на сценах разных концертных залов мира: с Ларисой Гергиевой, Натальей Мордашовой, Семеном Скигиным, Дмитрием Ефимовым, Хельмутом Дойчем. Все они поделились со мной своим внутренним миром, музыкальным и жизненным опытом, вдохновили меня. Певица не может говорить только "я" - такого просто не бывает. Работа певца - это всегда диалог, с ним всегда кто-то рядом.

Академии молодых певцов Мариинского театра исполнилось пять лет. На фоне трехсотлетия города этот скромный юбилей прошел незамеченным, но итоги работы академии можно оценить на сцене Мариинского и других ведущих театров мира, в которых поют воспитанники. Одна из наиболее успешных - Екатерина Семенчук, лауреат международных конкурсов, исполнительница партии Кармен, Полины в «Пиковой даме», Ольги в «Евгении Онегине», Сони в «Войне и мире», Шарлотты в «Вертере» и др.


В составе труппы Мариинского Екатерина гастролировала по миру, вместе с Ларисой Абисаловной Гергиевой - руководителем академии - выступала с сольными концертами в Германии, Франции, Англии, Аргентине и, конечно, в Петербурге. Молодую певицу можно услышать 26 июня в Мариинском, она солирует в «Осуждении Фауста» Берлиоза. У Екатерины, кроме вокального, есть и ярко выраженный драматический дар, поэтому не только партии в операх, но и любой романс в ее исполнении - это целая история о жизни и любви, которая не оставляет равнодушным.

Второе рождение

- Как вы, девочка из Минска, стали солисткой Мариинского?

Музыкальную школу в Минске я закончила по классу аккордеона, но, конечно, пела в хоре. Занималась всегда с огромной охотой и отдачей, меня не надо было заставлять. Поступила в Белорусскую академию музыки к прекрасному педагогу Валентине Николаевне Рогович. И она, и я понимали, что нужно ехать туда, где больше возможностей для роста. Поэтому перевелась в Петербургскую консерваторию, в класс Евгении Станиславовны Гороховской. Как-то раз она сказала: «Катя, идем с тобой в Академию молодых певцов. Подготовим программу, прослушаешься». Так уж случилось, что прослушивание происходило в мой день рождения. Этот день все перевернул в жизни. Лариса Абисаловна во время моего пения улыбалась. Обстановка была дружеская, я сумела мобилизоваться и показать все, на что способна. Лариса Абисаловна сказала: «Приходи на мастер-класс, поработаем, подготовишься к поступлению». Мы работали, а потом пришлось сдавать экзамен, на который приехало огромное количество молодых певцов. Помню, как все томились на 4-м этаже у 313-го класса, который вокалисты не любят. Экзамен - очень серьезное испытание: ты должен показать свой вокальный диапазон, артистические данные - то, что ты можешь быть раскован, без зажимов, истерик. Нужно хорошо выглядеть - и лицом и фигурой, быть обходительным, с хорошими манерами. Мне повезло - приняли.

- Помните первый выход на сцену?

В один прекрасный день зазвонил телефон, и мне сказали, что через час, или даже полчаса - уж точно не помню, но цифра была названа запредельная - мне нужно быть в Эрмитажном театре и петь Далилу на гала-концерте академии. А я тогда жила за городом. И я успела, хотя как домчалась, не помню! Даже Лариса Абисаловна недавно вспоминала: «Ты тогда на вертолете прилетела?»

Успех определяется благодарностью

- Что для вас самое ценное в академии?

То, что здесь занимаются нашей судьбой, и не только вокальной. Я воспринимаю академию как семью, мы ведь проводим в театре весь день, и очень между собой дружим.

Ну а если говорить о выступлениях, часто мне выпадает честь, что концертмейстером является Лариса Абисаловна. Она настолько сильная личность, что даже если у тебя нет настроения, или же в силу возраста ты не понимаешь какие-то вещи и стоишь опустошенной - она садится за рояль, и инструмент начинает так дышать и петь, сама она настолько вдохновенна, что невольно и у тебя набираются эмоции, вдыхаешь - и… выдыхаешь только с последней нотой. Когда с концертмейстером есть контакт, возникает ощущение полета, чувство, что ты можешь все.

Для меня всегда важно нести образ, раскрыть его. Интересно, что, когда пою, вижу всех в зале, особенно на концерте: кто как реагирует, кто куда смотрит. Непосредственный контакт должен быть со зрителем, есть вещи, которые нужно петь, глядя в глаза, только тогда получается.

А еще хочу сказать, что человек должен быть благодарным. Артист не должен забывать о наставниках, когда к нему приходит успех.

Посаженная мать

С моим мужем нас познакомила Лариса Абисаловна. Однажды мы сидели в буфете, и в антракте зашли артисты оркестра. Лариса Абисаловна обернулась ко мне, улыбается: «Сейчас я познакомлю тебя с молодым человеком». - «Нет, что вы, не надо, пожалуйста». Но она подозвала одного из музыкантов и представила: «Вот наши девочки, а это Катя Семенчук». Молодой человек выглядел настолько серьезным, что поначалу я даже испугалась, хотя сама тоже очень серьезная. С месяц, а то и больше, мы разговаривали на «вы». Лариса Абисаловна на нашей свадьбе была посаженной матерью.

- Как на семейной жизни сказывается работа театра?

У нас даже медового месяца не получилось: в декабре была свадьба, а в январе была постановка «Войны и мира» в «Метрополитен-Опера», и я уехала петь. Отдыхаем мы отдельно, потому что во время моих передышек у него свои гастроли, а когда у него передышка - у меня уже работа началась. Бывает, видимся за месяц несколько дней, а то и часов. Даже это краткое время делает нас счастливыми.

Интересы у нас близкие, и у меня, и у него на первом месте в жизни - профессия.