Основное содержание экономической реформы петра 1. Экономические реформы петра первого


Введение……………………………………………..…………………………….3

Экономические реформы…………………………………………………………5

Состояние финансово-кредитной системы России в конце ХVII – начале

ХVIII веков………………………………………………………………………...8

Роль финансов в экономической политике Петра I …………….…………….10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………..………….…17

Введение

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях

государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят

корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени

послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было

формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости

усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,

централизации управления, построения стройной и гибкой системы

управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами

власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной

силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления

участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами

господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное,

руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и

обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности

государства. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме.

Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились

преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия

изменяется, становясь более централизованной, система государственного

управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции

и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной

армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре:

появились театр, первое высшее учебное заведение.

Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как

он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало

настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание

выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,

активное вмешательство в европейскую политику.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они

затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских

правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы -

все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии

реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего

промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие

хозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим

периодом.

Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из

дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических

культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства,

продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной

эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для

российской промышленности привели к широкому распространению таких

культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и

конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.

предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и

Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны

ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили

своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие

сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где

дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.

крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские

наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью

политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и

людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.

единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от

возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с

государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства

(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн.

руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких

крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было

основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание.

Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской

промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения

очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Государственные казенные заводы использовали труд государственных

крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в

основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи,

рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары

широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а

также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью

обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в

самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России

впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:

металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,

кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.
При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи.

В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п.

Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун) , а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови­не XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

Подобные документы

    Допетровская Россия. Внутренняя политика Петра I. Военные, административные реформы. Развитие экономики при Петре. Церковные преобразования. Вклад Петра I в развитие культуры. Реформы во всех областях государственной жизни страны.

    реферат , добавлен 28.05.2003

    Причины возникновения реформ в сфере налогообложения в период царствования Петра Первого в XVIII в. Реформы косвенных и прямых налогов, финансового аппарата. Оценка налоговой реформы, ее историческое, политическое и экономическое значение для России.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра I. Военная реформа. Cоциальные и экономические реформы. Административная реформа. Реформа в области культуры и быта. Церковная реформа. Итоги реформ. Преобразования Петра Великого, его роль в судьбе России.

    реферат , добавлен 22.02.2005

    Предпосылки петровских реформ, судебная, военная и церковная реформы, построение новой системы управления, реформы в области культуры и быта, внешняя политика. Итоги и историческое значение реформ Петра, его деятельность, личность и роль в судьбе России.

    реферат , добавлен 07.05.2010

    Биография и особенности формирования личности Петра I. Предпосылки, этапы и исход Северной войны. Внешняя, экономическая и социальная политика, реформы армии и органов власти, преобразования в сфере культуры и быта в эпоху царствования Петра Великого.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I. Превращение России в абсолютную монархию. Реформы Петра I: социально-экономические, политические и военные, реформация церкви. Их значения в исторической судьбе России.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2013

    Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра I. Российское крестьянство в период реформ Петра I и при его преемниках в XVIII в. Преобразования структуры государственного управления в ходе развития реформаторской деятельности.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    История государственной и журналистской деятельности Петра Великого. Характеристика петровской эпохи. Формирование личности императора. Основные государственные, дипломатические и культурные реформы и преобразования, их значение для развития России.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Анализ деятельности полицейских канцелярий первой четверти XVIII века. Общая характеристика особенностей положений и источников полицейской реформы Петра I. Рассмотрение ключевых причин проведения военной реформы: внешнеполитические, экономические.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Реформы Петра Первого: административные преобразования, военные реформы, церковная реформа, судебная реформа. Итоги петровских преобразований. Выход к Балтийскому морю. Россия стала великой европейской державой. Власть монарха.

ТГТУ

Кафедра истории и политологии

Реферат на тему:

Административные и экономические реформы Петра I”

Выполнил: Поляков В.А.

Группа : АТПП-15

Принял :

Тверь, 1997


Список использованной литературы.


1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови­не XIX века: История. Историк.

Документ. - М.:МИРОС,1994.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

Введение


В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос­сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер­ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили из­менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели­чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Административные преобразования


С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и су­дебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императо­ра. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнитель­ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны­ми законодательными функциями. Он принципиально отли­чался от своего предшественника - Боярской думы.

Члены совета назначались императором. В порядке осу­ществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт­роль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу­дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В пер­вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязан­ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле­ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Воз­никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала опре­деленной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Ману­фактур- и Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле­гия - доходами, Штатс - коллегия - расходами, а Ревизи­он - коллегия контролировала поступления доходов, сбор по­датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж­дениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж­данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени­ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы­ли также четко разграничены. Одни из них, например Ге­рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ­водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле­ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Ря­занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи­ла почти половина всего населения страны. В число губер­ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна­тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол­легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во­евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной кан­целярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комисса­ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ­ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было пре­доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро­вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш­ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо­зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду­щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра­нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло­дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс­тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен­ный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,

бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс­твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура­ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос­тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ­ление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и при­нуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой истории.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.