Спокойной ночи норштейн. Грустная колыбельная юрия норштейна. Эти загадочные куклы

Я видео склеил из этих двух файлов (для тех кто хочет увидеть в более хорошем качестве):
http://www.mediafire.com/?dymndmmlt0g
http://www.mediafire.com/?xzjzeybt4ji

Но может это еще не полная версия? На сайте Пилота говорится что должно быть 2 мин 50 сек, а тут всего 2:26.

"Полтора года я делал заставку к "Спокойной ночи, малыши!" - три минуты. А потом ее сняли с экрана."
-Юрий Норштейн

"Эта заставка Норштейна не прижилась на 1-м канале и была отторгнута за странность и медлительность, хотя длилась все те же отведенные ей две минуты пятьдесят секунд. Тихая история, случившаяся под скатертью зимним вечером, придала мимолетности ощутимую цельность. На две минуты с хвостиком мы были вместе с детьми спрятаны от суеты, укутаны большим бабушкиным платком. Но люди, привыкшие к ритму клипа, не поняли, отчего мгновение задумалось.
На основе эскизов и рисунков к “Спокойной ночи, малыши!” в позапрошлом году был выпущен календарь (к сожалению, совсем небольшим тиражом). В предисловии к нему Юрий Норштейн написал: “Без помощи взрослых дети не выживут. Мы тоже не выживем, если не будем прислушиваться к детскому лепету…"
- Дмитрий ШЕВАРОВ

Я бы такой календарь купил на 2009 год...

Еще некоторые куски статей и отзывы, которые я нашел:

"– Как ваши зрители реагировали на последнюю заставку Норштейна?

Ее заказывало ОРТ, она остается на канале. Норштейн известный художник, но он не заставочник. Нам каждый день звонят и пишут по поводу этой заставки, говорят о том, что она ужасна, что она темная, дети не хотят смотреть нашу программу. Но это было спущено сверху, заставку заказывал Константин Эрнст."
-директор программы Валентина Прасолова

"Осенью 1999 года появилась еще одна «тёмная» заставка, в которой присутствовал заяц, звенящий в колокольчик (автор - Юрий Норштейн). Заставка вызвала большое количество нареканий со стороны детей и их родителей из-за зубастого зайца "
- http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/1641733

"Кстати, параллельно Норштейн снял заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши» с нежными, как будто старинными рисунками. Но она оказалась слишком утонченной для нашего телевидения и продержалась в эфире всего месяц."
- http://www.pilot-film.com/show_article.php?aid=67

"Осенью 1999 года появилась «темная» заставка, в которой камера заглядывает под стол, и показываются беззубые зайцы-мутанты (многие дети очень боялись этой заставки; автор - Юрий Норштейн)."
- http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=2c8458f622da810d

"А к "спокойной ночи малышам" такая заставка была одно время, тоже норштейн сделал, просто вообще воплощение всех страшных снов детства. Мамы стали многие жаловаться, что дети плачут перед сном."
-77easterly77

"Уродливая заставка - зубастый заяц, сгорбленная кукла, которая пускает мыльные пузыри, но это больше похоже на курение сигареты... И это показывали детям... Да и картинка очень мрачная, хотя понятно, что тут скорее стилизация под начало ХХ века..."
-Cheriksoft

"Ну, на мой взгляд, эта заставка намного позитивней и интересней, чем эта ужасная "Спи моя радость, усни". Вот, Норштейновскую заставку помню уже по 2-3 передачам, так как "Спокуху" уже не смотрел. Но именно Норштейновская заставка мне очень сильно нравилась."
-MDKWarrior

С другой стороны, мне пришел такой отзыв от создателя страницы "Yuri Norstein on MySpace ":
"That segment is one of the best things I ever seen from Norstein and animation in general. It"s amazing."

А еще, в Лапуте в 2003 году, 140 профессионалов из области мультипликации поставили эту заставку на 81-е место в список

3 254

«Каждый вечер перед сном»

Москва, Галерея на Солянке, до 19.2

Подзаголовок выставки - «Юрий Норштейн и “Спокойной ночи, малыши!”» - можно объяснить лишь тем, что она открывалась к 75‑летию великого мультипликатора и что сам Норштейн выступал в процессе работы над заставкой к детской телепрограмме как автор сценария, режиссер и художник‑аниматор. Вторым героем экспозиции оказывается художник‑постановщик Валентин Ольшванг, именно с ним Норштейн трудился над уникальным, длящимся лишь две с половиной минуты вступлением к программе «Спокойной ночи, малыши!». Менее полутора лет, начиная с 2000 года, заставка была в эфире, затем ее сняли как якобы слишком сложную для детей эры клипового сознания (к тому же авторы думали еще менять каждую неделю музыкальное сопровождение). Теперь это произведение принадлежит истории киноискусства. История оценила труд по достоинству: на одном из фестивалей в Токио критики и аниматоры включили его в список 150 самых выдающихся мультфильмов планеты.

Кадр заставки к телепрограмме «Спокойной ночи, малыши!». Художники Юрий Норштейн и Валентин Ольшванг

Сейчас в галерее на улице Забелина показывают эскизы на пленке, графические наброски персонажей и сцен, монтажные и экспозиционные листы к этой заставке, многие экспонаты происходят из личного архива Норштейна. В качестве бонуса - интерактивные объекты и site‑specific инсталляции современных художников, созданные в диалоге с поэтическим миром мультипликации; среди художников - Алена Романова, Андрей Топунов, Герман Виноградов, Роза По, Людмила Петрушевская, Иван Разумов и Дмитрий Каварга.

В рамках параллельной программы организованы детские мастер‑классы и ретроспектива шедевров советской анимации под кураторством Юрия Норштейна и историка‑киноведа Георгия Бородина.

Эти загадочные куклы

Киев, Музей Шолом‑Алейхема,
до 12.2

КОММЕНТАРИИ

К «Спокойной ночи малыши!» Норштейну заказали канал ОРТ и лично Константин Эрнст. Мультфильм на две с половиной минуты в узнаваемой норштейновской манере вышел на телеэкраны в 1999 году вместо лепного ролика Александра Татарского. Как рассказывает Норштейн, «работа, к сожалению, так и осталась невостребованной. Какое-то время ее показывали на Первом в усеченном виде. Потом ее сняли после возмущенных писем телезрителей. Далее она пропутешествовала на еще какой-то канал, с которого ее отправили на «Культуру», а затем она навсегда исчезла с экрана» - и отправилась на полку студии».

2 из 4

3 из 4

4 из 4

- Давайте поговорим об итогах года. Каким…

Какой год? Я не сделал того, что хотел сделать. А что хотел сделать - тайна! Что касается итогов в культуре, то надо говорить «наше дело правое, и мы победим», потому что происходящее - катастрофа. Я говорю о государственной политике - все эти разговоры и выступления на публику.

- Вы имеете в виду скандал вокруг и цензуры?

- Я не знаю, что говорил Райкин, но что говорит Явлинский все равно безграмотно. Потому что на самом деле цензура не то, что мы вкладываем в это понятие. Не то что государство говорит: «Делай так и не делай эдак». Перед вами стоит человек, который отстаивал свое кино и отстоял. Если ты ставишь задачу, то должен за нее отвечать и уметь ее защищать, а не бегать на цыпочках перед начальством. А вы посмотрите, как сегодня бегают бобики ко всем начальникам и говорят, что они вне цензуры. Да они под такой цензурой, при какой не были в советское время. Фотографирование с лентой через грудь рядом с начальством - это абсолютно непотребно, и лучше бы большинству наших деятелей промолчать.

Юрий Норштейн на открытии выставки

- Вас не пугает возвращение к советскому стилю управления культурой?

А я из советского ощущения и не выходил. Когда меня спрашивают, когда работалось лучше, я говорю, что в советские времена. Потому что я не бегал как бобик за деньгами и не стоял в очереди. Слава богу, я и сейчас не стою в очереди - я сам зарабатываю деньги и, может, один в России живу, не беря ни копейки у государства. Пусть мне назовут хотя бы одного режиссера, кто так живет. Конечно, мне в советское время было легче: я не думал, хватит ли мне денег или нет. А сейчас я должен все время считать, где я потрачу, а где - заработаю. В СССР не давали деньги людям - их давали на студию, там был план, количество фильмов, и среди них мог появиться шедевр. Сегодня этого нет. Деньги дают под отдельные имена - Михалкова и Бондарчука…

А то, что в этом году происходит выставочный бум: люди стоят многочасовые очереди на Серова, на ватиканские картины,

Стоят на Серова и Рафаэля, слава богу, те же люди, что и раньше стояли. Вы думаете, раньше очередей не было на выставки? Если привозили Пикассо, то вокруг музея стояли кольцами.

- Что вас из нового кино больше всего впечатлило в этом году?

Да я что-то смотрю старое. Когда мне плохо, я включаю «Листопад» и сразу восстанавливаю равновесие.

- Все современное вам скучно?

Наверняка я просто видел то хорошее, что появилось. Но то, что я видел… Я стараюсь вообще не включать телевизор. А если включаю, то это искусственно выращенный гомункулус. Там нет живого, они не знают, как ходят вороны по снегу. Они невнимательны к жизни. А почему так происходит? Знаете, это такой длинный разговор получается… Что-то мне действительно скучно.

Идея посвятить целую выставку двухминутной телезаставке кажется абсурдной. Но что если автор анимационной миниатюры - живой классик Юрий Норштейн, а передача, для которой она была создана, - всенародно любимая «Спокойной ночи, малыши!»?

В 1999 году Норштейн совместно с художником Валентином Ольшвангом создал вступительный и заключительный ролики для детской программы «Первого канала». В эфире они продержались только два года: родители жаловались на жутковатого зайца и хулиганистого медведя - мир Норштейна казался им слишком фантасмагоричным для безобидных сказок.

Спустя 15 лет приходится констатировать, что эта не прижившаяся на ТВ миниатюра - последняя завершенная работа 75-летнего мастера, который, даст Бог, закончит свой гоголевский «долгострой», но когда это еще будет... И именно она в формате мультимедийной экспозиции может стать ключом к волшебным мирам искусства и детства.

Рассматривая бесконечные наброски персонажей мультфильма, можно только поражаться тому, сколько нюансов, деталей, пластических находок кроется в этих двух минутах видео. Но главное, мы видим, как шаг за шагом создается удивительная атмосфера, характерная для вершинных норштейновских работ - «Ежика в тумане» и «Сказки сказок».

По существу, фильм делался «с листа» - сразу, без сценарной разработки, - комментирует Юрий Норштейн. - Запись фильма раскадровкой - более органичный для мультипликации вариант, нежели словесный, поскольку кино - пластическое искусство в движении. А где еще можно точно рассмотреть развитие действия, как не в раскадровке?

Норштейн никогда и не скрывал, что он режиссер, а не рисовальщик. Совсем иное дело - завораживающие коллажи Валентина Ольшванга по мотивам мультфильма. Они выполнены краской на прозрачном пластике, причем иногда автор использует несколько слоев подложки, добиваясь глубины живописного пространства.

Экспозиция «Каждый вечер перед сном...» разместилась на двух этажах: верхний занят материалами к «Спокойной ночи, малыши!», а на нижнем поселились инсталляции художников нового поколения. Именно эта «добавка» превращает выставку рабочих материалов в концептуальный арт-проект.

Со второго этажа на «нулевой» ведет лестница, украшенная детскими игрушками. Путь в царство Морфея, который у миллионов детей начинается со «Спокойной ночи, малыши!», завершается в темном помещении с причудливыми объектами-наваждениями. И первое, что мы видим, - инсталляцию «Сон…» Алексея Трегубова.


Перевернутая кровать парит в воздухе. В свисающей с нее простыне, видимо, спрятана прочная опора, но выглядит это действительно как чудо, возможное только во сне. Далее - конструкция из светящихся неоновых руин, из-за которых выглядывает лампа-луна. «В сказке можно покататься на луне…» - вспоминаются любимые строки, но автор Ольга Божко указывает на другой перво