Токката и фуга ре минор, - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре в качестве придворного органиста (). Это сочинение своим мощным звучанием, виртуозными средствами, драматизмом близко оперно-ораториальной музыке.
Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Токката - свободный виртуозный жанр, где чередуются эпизоды с техникой пассажного склада, с дугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений – признак токкаты.
Особенностью этого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Оно имеет три раздела: токкату, фугу и коду, которая, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Так складывается трёх частность.
Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Секвенции, пассажи начала произведения звучат напряженно. В токкате нет противопоставления внутренних контрастных образов. Каждое построение отделено одно от другого яркими каденциями.
Первые 2 построения - свободное варьирование темы. 3-е заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. Напряженность движения возрастает от раздела к разделу. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.
Выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного материала. Частые развернутые в большие построения интермедии вносят в фугу элемент импровизационности. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тонике фа мажор.
Реприза возвращает фугу в ре минор и начинается со стретты. Внутреннюю часть 2-х частей цикла закрепляет кода фуги, напоминающая токкату из-за контрастных эпизодов. Пьеса завершается плагальной каденцией от субдоминантового трезвучия к тоническому секстаккорду.
Бурый скалозуб (рыба ФУГУ)* Бурый скалозуб
(рыба ФУГУ)
Фугу
*Фугу –маленькая
рыбка размером
всего с ладонь,
которая может
плавать
хвостом
вперед. Вместо
чешуи у нее
тонкая
эластичная
кожа.
*Фугу
Строение тела
*Вместо чешуитело рыбы
покрыто мелкими
шипами, которые
проявляются в
момент
опасности. В
спокойном
состоянии шипы
спрятаны в поры
кожи.
Строение телаЕсли фугу испугать,
она мгновенно
раздуется и примет
форму шара,
утыканного острыми
шипами. В таком
состоянии она в три
раза превышает свои
первоначальные
размеры. Происходит
это за счет воды,
которую рыбка резко
всасывает в себя.*Рыба содержит
смертельный яд –
тетродотоксин.
Яд вызывает
сильнейшие боли и
конвульсии. В
одной рыбке этого
вещества
хватит, чтобы
убить сорок
человек.
Среда обитания
*Среда обитанияОбитает в
субтропических и
тропических морях. В
водах Японского моря у
берегов Кореи, Китая
и Японии. В водах
России отмечена в
водах Южного
Приморья
Особенности питания рыб Фугу
*У фугу сросшиеся зубыпредставляют собой
четыре пластины. Они
очень прочны. С их
помощью иглобрюхи
раскалывают панцири
крабов и раковины
моллюсков, чтобы
добывать корм.
*Особенности
питания рыб Фугу
Продолжительность жизни
*Фугу живутдовольно долго
10-12 лет.
*Продолжительность
жизни
Приготовление в пищу
* Приготовление впищу
* Фугу считается
деликатесом, её
употребляют в пищу с
целью «пощекотать себе
нервы». Приём в пищу
неправильно
приготовленного фугу
может быть опасен для
жизни. Поэтому для
приготовления фугу в
специальных ресторанах.
японским поварам
приходится пройти
специальное обучение и
получить лицензию.
С 2004 по 2007 годы в Японии 15 человек погибло, отравившись фугу, и около 115 человек были госпитализированы
*С 2004 по 2007 годы в Японии 15
человек погибло, отравившись фугу, и
около 115 человек были
госпитализированы
Цели урока:
- расширение кругозора учащихся,
- воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
- закрепить понятие «фуга»;
- раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
- подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.
Наглядные пособия:
1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.
Музыкальный материал:
1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»
* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.
2. Учитель:
«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»
Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы
учащихся)
Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.
То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…
…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 – Приложение 1 )
4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .
Учитель:
Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)
5. Основные периоды творчества И.С. Баха.
Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Бах служил городским органистом в церкви. |
Кётен (1717 – 1723) |
Основные периоды творчества И.С. Баха |
Инструментальный период творчества: писал клавирную и оркестровую музыку . |
Бах служил капельмейстером при дворе. |
Лейпциг (1723 – 1750) |
Органный период творчества: писал произведения для органа . |
Кантатно-ораториальный период творчества: писал вокально-инструментальные произведения : кантаты, оратории. |
Веймар (1708 – 1717) |
Бах служил кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви. |
Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).
6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .
7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.
Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.
8. Анализ музыки :
- Сколько раз звучала тема? (4)
Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)
Как называются такие произведения? (фуги)
- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)
Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 – Приложение 1 )
9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).
10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):
И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);
П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);
И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).
(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)
11. Немецкая народная песня «Музыканты»
Учитель:
В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)
Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)
Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Разучивание по нотам
12. Учитель:
Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)
А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!
13. Составление паспорта органа .
- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).
Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 – Приложение 1 )
Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).
Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?
(Отвечают дети, готовившие Д/з)
14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).
Письменное задание – размышление (Слайд 8 – Приложение 1 )
15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.
Вывод:
Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
16. Итог урока.
Учитель:
- Ребята,
сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству
великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать
ваши ответы на вопросы:
Великий Бах, ты – музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.
17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонической музыки - фуга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах
Орган – клавишно - духовой инструмент
Город Эйзенах. В этом доме родился И.С.Бах
Родоначальник семьи – Фейт Бах (пекарь по профессии) Любимая семейная музыкальная игра – импровизация (= мгновенное придумывание) «Кто во что горазд».
Так юный Бах получил первые знания о многоголосии (=полифонии) Отец Баха был придворным и городским музыкантом.
Город Арнштадт. Первое место работы Баха
Орган в церкви, на котором играл Бах
Старинный немецкий городок Веймар.
Дом в Веймаре, в котором жил Бах.
В Веймаре было создано большинство знаменитых произведений. Расцвет таланта Баха.
Старинный немецкий город Дрезден.
В Дрездене должно было состояться состязание Баха с французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном
Город Лейпциг.
Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где работал И.С.Бах
В Лейпциге Бах был кантором (= учителем музыки, дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в школе при церкви Святого Фомы. Он занимался хором певчих и сочинял много вокальной музыки.
Четверо сыновей Баха стали талантливыми композиторами, вошедшими в историю.
Памятник Баху в Арнштадте.
Памятник И.С.Баху
Памятник Баху в Лейпциге.
Могила И.С.Баха в церкви Святого Фомы в городе Лейпциге
Склад (стиль) музыки гомофония (гомо - один) (фонос – звучащий) Один голос (мелодия) главный, другие аккомпанируют, помогают ему. полифония (поли - много) (фонос – звучащий) Все голоса важны и равны.
Форма полифонической музыки ФУГА (от лат. – «бег», «погоня», «быстрое течение») наивысшее достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов(мелодий), каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет (в основном или изменённом виде) тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
«Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь» И.С.Бах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки "Композиторы Орловщины"
Презентация "Композиторы Орловщины" может стать частью урока в 5 классе "Мир композитора. С веком наравне" как национально-региональный компонент. Презентация знакомит учащихся с творчеством Е.Дербенк...
"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе
В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...
Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...
первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195.
первая часть фактически заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 4 + 3) четверти a1 = 195.
Хроматическая фантазия разделена на первую и вторую части в золотой пропорции:
Русский советский музыковед Э. К. Розенов (1861-1935)
Вывод: Хроматическая фантазия, произведение свободного по форме жанра, буквально соткано из золотых пропорций. Пожалуй, эстетическое впечатление от математического анализа Хроматической фантазии имеет не меньшую силу, чем прослушивание бессмертного творения Баха. А взятые вместе - чувственное впечатление и рациональный анализ, безусловно, позволяют еще на один шаг приблизиться к сокровенным тайникам гения.
Фуга
Фуга (от лат. fuga - бег) является наиболее совершенной формой многоголосной музыки (полифонии).
Фуга строится на многократных проведениях основной музыкальной темы в разных голосах.
Проведения основной темы обычно перемежаются в фуге с промежуточными вставками, интермедиями
Фуга в отличие от фантазии имеет четко определенный закон построения
Но тем не менее точность "математического" построения фуги ре минор просто поражает!
7 пар"проведение-интермедия" пять пар строго подчиняются закону золотого сечения.
Строение фуги ре минор И. С. Баха:
Целые числа указывают число четвертей в фуге
Дробные - теоретическое значение золотых сечений
Золотые пропорции в более крупных частях фуги отмечены фигурными скобками
Центры симметрии – кружками
П – проведение
И - интермедия.
Вывод:
Простой математический анализ, не выходящий за рамки арифметики, позволяет совершенно иными глазами взглянуть на музыкальное произведение, увидеть его скрытую внутреннюю красоту, которую мы только ощущаем, слушая произведение, и которую мы "видим", проводя его математический анализ.
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"
В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.