Японские композиторы в русских боевиков. Современная японская музыка. Японская музыка в военные и послевоенные годы

Традиционная музыка Японии сформировалась под влиянием Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Те формы музыки, которые существовали в Японии до вторжения соседних традиций, практически не сохранились.

Поэтому японскую музыкальную традицию смело можно считать синтезом всех проникавших в нее явлений, которые со временем приобрели уникальные национальные черты.

Главные темы в содержании фольклора

В японском фольклоре наблюдается влияние двух религий: буддизм и синтоизм. Основные темы японских преданий – сверхъестественные персонажи, духи, животные с магическими способностями. Также важной частью фольклора являются поучительные истории о благодарности, жадности, грустные повести, остроумные притчи и юморески.

Задача искусства – преклонение перед природой, задача музыки – стать частью окружающего мира. Поэтому композиторская мысль подчинена не выражению идеи, а передаче состояний и природных явлений.

Символы японской культуры

Первая ассоциация с Японией – сакура (японская вишня). В стране существует специальная церемония любования ее цветением – ханами. Дерево неоднократно воспето в японских стихах хокку. Японские народные песни отображают схожесть природных явлений с жизнью человека.

Не уступает в популярности сакуре журавль – символ счастья и долголетия. Неспроста японские искусство оригами (складывание фигур из бумаги) стало популярно во всем мире. Сделать журавлика означает привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символизм японской культуры – символизм природный.

Основные песенные и танцевальные жанры

Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:

  • религиозная музыка,
  • театральная музыка,
  • придворная музыка гагаку,
  • народные бытовые песни.

Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.

К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.

Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.

Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.

Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.

Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):

СКАЧАТЬ НОТЫ —

Музыкальный инструментарий

Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.

Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.

Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).

Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.

Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.

Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.

Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.

Стилевые черты японской музыки

Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.

Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.

Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.

Народные музыканты и традиции

Из первых упоминаний (8 век) о музыке в Японии мы узнаем, что правительство ориентировалось на изучение традиций Китая и Кореи. Были проведены специальные реформы, определявшие репертуар придворного оркестра гагаку. Музыка же японских композиторов не была популярной и исполнялась в менее почетных концертных залах.

В 9-12 веках китайские традиции претерпевают изменения, в музыке появляются первые национальные особенности. Так, японская традиционная музыка неразрывна с литературой и театром. Синкретизм в искусстве – основное отличие японской культуры. Поэтому народные музыканты чаще всего не ограничиваются одной специальностью. Например, исполнитель на кото является еще и певцом.

В середине 19 века начинается освоение европейских музыкальных тенденций. Однако Япония не использует западную музыку как основу для развития своей традиции. Два течения развиваются параллельно, не смешиваясь. Сохранение культурного наследия – одна из главнейших задач японского народа.

На прощание хотим порадовать вас ещё одним замечательным видео.

Японские поющие колодцы

В начале 2000-х в продаже появились альбомы серии New Japan Music. В серию вошли песни и инструменталы молодых японских композиторов и музыкантов умело сочетающих традиции японской народной музыки и современные синтезаторы. Альбомы были очень быстро раскуплены и, увы, более не переиздавались. В интернете про них практически нет информации.

До 2000-х годов восточная этника часто ассоциировалась с редкими выступлениями Китайской Оперы (в Москве конец 80-х и самое начало 90-х), отрывками из Цао-Цао и Сюнюкуна запомнившимися отечественным театралам и меломанам необычными инструментами и потрясающей красоты декорациями.

С 2000 по 20002 год фирмой Landy Star Music были выпущены 4 альбома серии New Japan Music. Казалось, бы после Энигмы чем-то этническим в сочетании с электронной музыкой не удивить, но талантливые японские музыканты все же сумели это сделать. Они очень тонко соединили ритмы народной японской музыки, мантры буддистов с электронной музыкой исполненной на аналоговых и цифровых синтезаторах.

Рассмотрим же каждый альбом поподробнее.


1. New Japan Music, 2000 год - Восточный Ветер. Альбом создан двумя талантливыми японскими музыкантами: Сейши Киода и Казумаза Ёшиока в рамках проекта Уттара-Куру (дебютный альбом). В песнях искусно смешаны звучание вертикальной японской флейты, кото (13-струнные гусли), других народных музыкальных инструментов, аналоговых и цифровых синтезаторов. Весь альбом пронизан философией ветра. То Вы несётесь над морем, то проноситесь через былые и грядущие эпохи. Музыка легко обнимает Вас и Вы летите все время пока крутиться диск. Даже названия песен говорят сами за себя: Цветы, Птицы, Ветры и Луна, Наша Жизнь, Танец Зимы.


Первый альбом из серии New Japan Music, 2000 год. Landy Star Music.

Музыка то звучит в ритме народных песнопений, то походит на задумчивые мелодии 80-х, то её темп убыстряется и Вы ощущаете себя на современной дискотеки в модном клубе. Но даже начиная походить на современные мелодии музыка не переходит некой грани, она не становится грубой проникая в самые тайные уголки Вашей Души.

Трек лист:

1. Flowers, Birds, Winds & Moon (prologue)
2. Wings Of The Eagle
3. Winter Dance
4. First Image
5. Neyuki
6. Wooden Ship
7. Second Image
8. Our Life
9. Niigata Okesa
10. Third Image
11. Faling Through A Cloud
12. Aizu Bandaisan
13. Flowers, Birds, Winds & Moon (epilogue)


Альбом New Japan Music II, 2002 год. Landy Star Music.

2. New Japan Music II, 2002 год. Проект японского композитора Казумаза Йошиока, который включил в альбом песни японских музыкантов продюсером которых он являлся и части из которых писал сами песни. Музыка задумчивая, в ряде песен мы видим причудливое сочетание японских мелодий и Джаза. Самая красивая песня альбома - Река. В общем главной темой сего альбома река и является. Ведь Река она как наша Жизнь, то бурная, а то спокойная и задумчивая. Здесь в отличии от первого альбома серии New Japan Music встречаются чисто японские инструменталы (Moegi (Light Green)), чаще звучат буддийские мантры сквозь которые пролетают лишь лёгкие дуновения электронной музыки.


Музыканты и композиторы принимавшие участие в создании альбома New Japan Music II.

Трек лист:

1. Silent Moon - JIA PENG FANG
2. Moegi (Light Green)- MIZUYO KOMIYA

3. Buddhist Chant - KAZUMASA YOSHIOKA
4. River - JIA PENG FANG
5. Akanegumo (Rosy Sky) - MIZUYO KOMIYA
6. Okinava - MASASHI ABE
7. An Old Children"s Song - HARUKI MINO
8. Tohno - TONE
9. Verdurous Mountains - MASAJI WATANABE
10. Aidma (Sky Blue) - MIZUYO KOMIYA

Альбом New Japan Music III, 2002 год. Landy Star Music.

3. New Japan Music III, 2002 год. Выходил с коричневой обложкой, но увы пропал из коллекции. По стилю исполнения близок к четвёртому альбому проекта. Композитор и продюсер - Сейчи Киода (Seiichi Kyoda).


4. New Japan Music IV - Magic, 2002 год. Пожалуй самый тяжёлый по музыкальному исполнению альбом, пронизан магией. В нескольких песнях альбома звучат индийские сутры, да и сам он очень сильно пронизан идеями и философией буддизма. Он, как и предыдущие 4 альбома, неразрывно связан со стихиями, с природой. В первой, заглавной песне мы слышим шум дождя по крыше и рокот волн, она мысленно нас переносит в небольшой японский домик на берегу моря из окна которого мы созерцаем Мир.

Часть песен из альбома New Japan Music III вошли в Magic. Композитор и продюсер части песен - Сейчи Киода (Seiichi Kyoda).


Последний IV альбом из серии New Japan Music - Magic, 2002 год. Landy Star Music.

Трек лист:

1. Wintry Wind
2. Fudosan
3. Tsugaru
4. Medicant Priest
5. Cocoro
6. Nightpiece
7. Shrine
8. Tsugaru (reprise)
9. Medicant Priest (remix)
10. Afterimage

Художник Цучия Коицу.

Послесловие.

В завершении статьи хочется добавить, что восточные мелодии (к примеру, японские) очень плодотворно влияют на психику человека гармонизируя её. Сочиняя музыку японские и китайские музыканты проникаются энергетикой и звуками природы и поэтому их произведения очень созвучны биоритмам человека нормализуя его духовное и физическое состояние.

Остальные фотографии альбомов выложены на моём сайте Клуб Formel Eins -

Сегодня Джо Хисаиси – это один из самых знаменитых в мире японских композиторов. Причем, на самом деле его зовут Мамору Фудзисава, но творит он под псевдонимом, который на слух напоминает его обладателю имя американского композитора и музыканта Куинси Джонса – кумира .

Он начал заниматься музыкой очень рано. С пяти лет играл на скрипке. В девятнадцать поступил на композиторское отделение в музыкальный колледж. А в 32 выпустил свой первый авторский альбом “Information”, куда вошли композиции в его любимом стиле – музыкальном минимализме.

Через год судьба свела Джо Хисаиси с режиссером популярных японских комиксов Хаяо Миядзаки, который предложил композитору создать аудио-ряд к манге “Навсикая из Долины Ветров”. Джо согласился, а через некоторое время уже работал над саунд-треком и полным музыкальным сопровождением к одноименному полнометражному художественному фильму все того же Миядзаки. И именно этот труд прославил Хисаиси на весь белый свет!

Потом композитор еще несколько раз создавал мелодии к фильмам. Работал с таким признанным мастером мировой режиссуры, как Такэси Китано (для картин “Сонатина”, “Фейерверк”, Кикудзиро”, “Ребята возвращаются”, “Брат Якудзы” и другие). И был четырежды премирован японской киноакадемией.

О лиризме

Его мелодии – они как ветки, которые дрожат на ветру. Хайку и хокку современной японской музыки. Единожды услышав их хочется послушать снова и снова. Там есть надлом и ясно чувствуется преодоление. В 15 сольных альбомах этого гениального композитора и пианиста есть все то, ради чего стоит жить. История птицы Феникс в японской интерпретации. Ты сумеешь встать, если тебе есть на что опереться… Недаром именно мелодии Джо Хисаиси были выбраны в 1998 года в качестве музыкального сопровождения для параолимпийских игр в Нагано.

В 2004 году этот талантливый японец стал руководителем Мирового оркестра Мечты, родившегося в недрах Нового японского филармонического оркестра. Хисаиси играет классику и современную музыку. И абсолютно счастлив, хоть и не любит много говорить об этом.

Ведь только счастливый человек может сочинить такую светлую, такую позитивную музыку, насыщенную национальными мотивами. Посмотрите и послушайте отрясающий дуэт с виолончелистом – вам понравится. Зарядитесь хорошим настроением, глядя на воодушевленные лица творца и исполнителя.

Четверг, 22 Марта 2013 г. 00:08 ()

Аццкий молебен из «Инугами»

(увы, не могу пока достать целый спектакль/концерт)


J.A.シーザー

Собрание заметок из разных мест, летописи и его собств. интервью.

«Демоническая музыка Цезаря как подземная вода, глубока, сколько ни старайся, ее всю не измерить, но что старые его работы, что новые - все неизбежно рождает живую легенду».

«Если в моем теле есть врата, то только музыка Цезаря создала их, и заперла в них мою душу, и ключ от них в нем. Открой же их и я тебя позову, конечно, с твоими демонами».

«Я бы не сказал, что его музыка страшная, но она странная»

«Я обожаю Цезаря, ни с кем бы в этом мире не хотел бы быть друзьями, кроме него. Только в его музыке можно услышать пылающее безумие 熱狂 (нэккёу). Почему он nакой нелюдимый…?»

«Цезарь для меня словно бог… но его в последнее время нигде не видно, интересно, отрасли ли его волосы за это время?»

«Умоляю вас, кто-нибудь расскажите мне больше о нем! Неужели никто не знает?»


Хахаха… да, стоны этих душ, что он похитил, кричат едва ли не сильнее чем его собственная, не могу игнорировать. Тяжелый загадочный случай, он буквально нарушает биополе земли ближе к Востоку. Цезарь не отпускает свое прошлое, таща цепями мир иллюзий Тэраямы, а все, кто рождается позже и слышат его музыку, не могут отпустить его самого и не видят, что он уже старик, который даже в темных помещениях ходит в темных очках:



«Смотреть, как ты заплетаешь свои седые волосы, страшнее, чем жить…»


Сейчас ему 65 лет, а на брошюрах о выступлениях «банъю инърёку», Цезарь вечно выглядит, как в 70-х…, а в надписях значится: "В лицо Шиндзюку" (арена для боевых искусств и концертов с 1994г.), «меня услышат даже горы»:



Вампирище от которого осиновый кол не помогает х)

Есть слухи, что он теперь один из «3/4-х королей» Шиндзюку (квартала Кабуки). Трудно сказать, правда это или нет, но в Шиндзюку он правда весьма свободно передвигается, когда хочет, может по ночам страшные концерты на улице устраивать. Люди поначалу разбегаются, но когда начинает играть его «дудка», все «змеи выползают из корзин».

Издавна яп.народ поражался его талантам, красоте и таинственной мрачности, и стали называть это «искусством проклятия», «колдовским искусством» (норой дзюцу) , или 土と血の記憶 («ши то ти но киоку» - памятью Земли и Крови), «дыханием Земли» 土地の息吹である («тоти но ибуки дэ ару»), «Адским экстазом» 地獄の恍惚 (дзигоку но коукоцу).

Мало того, что он композитор и поэт, он человек-оркестр:

Играет на органе/синтезаторе/пианино, электро- и простой гитаре и ситаре (индийской цитре), на всех видах баса и ударных, на традиционных муз.инструментах - кото, сямисэн, бива и тайко/вадайко (яп.барабаны).

К тому же немного поет, хотя в основном и стесняется (да, удивительно, как ему удается сохранять невинный и дьявольский образ одновременно).

Пятница, 01 Марта 2013 г. 15:01 ()

J.A.シーザー, он же «Цезарь», он же Тэрахара Такааки 寺原孝明(6 октября 1948 г.р.) - талантливый композитор и автор текстов, сценарист и режиссер, сочинявший и сочиняющий психоделичную музыку (psycho-pomp), экспериментальный и прогрессивный рок.



Входил в состав его театра (театр здесь и дальше, это как союз искусствоведов в разных областях) - «Тэндзёу Садзики» (演劇実験室◎天井桟敷), со своей рок-группой «Обитель дьявола» 悪魔の家 - там же образовавшейся, писал музыку к буто-танцам «анкоку но такадзука» 暗黒の宝塚, помогал и помогает собственному театру-хору, который создал после смерти Тэраямы (1983) - «Гравитация» (Experimental Laboratory of Theatre ◎Universal Gravitation (演劇実験室◎万有引力/Engeki-Jikkenshitsu Ban"yū Inryoku -«Гравитация», что можно дословнее по иероглифам понять, как «10000 существующих возможностей»).


Помогал создаваться и «Утэне - юной революционерке» Икухары Кунихико 幾原邦彦.


Отрывок американского интервью с Кунихико (который врет практически всегда и всем кроме этого момента х):


«ANN: Вы упоминали, что на вас в подростковый период сильно повлияли работы Тераямы Сюдзи и вы пригласили его соавтора, - Дж. А. Сизера, сочинять музыку к Утене. Ваши впечатления?


Икухара: Самые замечательные. Это было самым счастливым моментом в работе над Утеной».


Сотрудничал Цезарь и с королем гуро Суэхиро Маруо.


Странным образом, все взаимосвязано…, даже Такемия Кейко 竹宮惠子(автор «Песни ветра и деревьев@) сотрудничала с театром «Гэссёку Кагэкидан»月蝕歌劇団(1985), с которыми также сотрудничал и Икухара Кунихико и Цезарь со своим «Банъюу Инрёку», все они следовали учениям Тэраямы в плане воздействия на психику посредством нарисованных образов, шокирующих действий, слов, танца и музыки.


Сейчас их творчество даже в Японии мало кто знает и еще меньше понимает, потому я и обязана хоть сколько-нибудь «сохранить их память в вечности», потому как и они своим безумием дают мне энергию просыпаться каждое утро.


Это песни Цезаря я переводила давеча, и еще буду, потому что, на мой взгляд, у его музыки есть удивительная особенность, - чем больше слушаешь, тем больше нравится и не приедается, как это обычно бывает. Многие его мелодии взяли в доработку другие экспериментальные японские коллективы.


Помимо всех заслуг, Цезарь в молодости был еще и хорош собой (то ли полу-индус?) Жаль фоток мало уцелело… посему будут еще фрагменты из деятельности театров и около того:





Цезарь

Ольга Викторовна Тищенко

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №4 г. Хабаровска»

Сценарий урока-концерта

«Фортепианные пьесы современных японских композиторов»

Данный урок-концерт рассчитан на детскую аудиторию музыкальной школы или школы искусств. Цель урока концерта – обзорное путешествие по Японии; и более конкретная задача – это знакомство с детской музыкой современных японских композиторов, написанной для фортепиано. Пьесы, звучащие в концерте, исполняются учащимися младших и средних классов фортепианного отделения.

Учитель : “Ирассяй масэ!”-“Добро пожаловать!” на наш урок - концерт, посвященный японской музыке. Посмотрите вокруг. Наш зал украшен с большой любовью рисунками и поделками детей, атрибутами японской жизни (бонсай, веера , зонтик, кимоно), а так же репродукциями картин современных японских художников: Кансике Мориока, Тахаки Танака и других. И все это посвящено одной стране-Японии.

Прежде, чем мы начнем концерт, я позволю себе немного рассказать об этой удивительной стране. Япония - наш близкий сосед. Японский архипелаг простирается в виде дуги примерно 4000 км. и состоит из большого количества островов. Четыре из них главные: Хонсю, Хакайдо, Кюсю и Сикоку, и около 4000 мелких островов. Япония находится в зоне умеренного климата, что создает благоприятные условия для произрастания лесов и обильной растительности. Однако, пригодные для обработки земли очень мало все седьмая часть от всей территории, а вся остальная часть приходится на горы. В стране 77 вулканов и самый главный - гора Фудзи-3776 м.

Причудливому пейзажу страны восходящего солнца присущи великолепие и красота, захватывающая воображение - питаемые талыми водами горные озера, скалистые ущелья, бурные реки, остроконечные вершины и живописные водопады .

Япония - одна из самых развитых стран мира, с высокими технологиями, применением новейших достижений в области электроники, компьютеров и других областях науки. Но нас, прежде всего, интересует культура.

Ямато - это древнее название страны. Символами Японии являются гора Фудзи и ветка цветущей вишни - сакура. В этой стране очень много национальных праздников, например:

1. Сэцубун - традиционное начало весны (21 марта).

6. День здоровья и спорта (10 октября) и другие праздники.

Не плохо бы нам позаимствовать лучшие традиции японцев.

Культура страны необычна и многогранна. Вот “Тяною”- чайная церемония, представляющая собой оригинальный способ заваривания и угощения “маття” (измельченным в пудру зеленым чаем). Чайная церемония по-японски-это очищение души через единение с природой. В стране для этих церемоний выстроены специальные чайные домики. Искусство чайной церемонии оказало большое влияние на развитие японской архитектуры, ландшафтного садоводства, искусства керамики и икэбаны . Вообще роль природы и ее проявления играют в жизни японцев огромную роль. И подтверждением этому служит икэбана - искусство составления букетов из цветов и веток. В основе композиции 3 линии, символизирующие небо, землю, человека.

Еще одно направление-бансай - выращивание карликовых деревьев в цветочных горшках.

А вот кабуки - национальный классический театр Японии, где все роли исполняют мужчины.

Япония - экзотическая страна. И только ей присущи легкие, изящные одноэтажные постройки с разборными перегородками (сёдзи) внутри. В таком доме вы непременно увидите “токонома”- нишу для декоративной вазы или икэбаны.

Япония - это огромные великолепные храмы с загнутыми вверх черепичными крышами, это и зеркальные небоскребы, и скопище мелких, перепутанных между собой улиц и улочек.

Национальная одежда японцев - кимано поражает изяществом и богатством красок. А кто не знает дзюдо и каратэ, сумо или айкидо? Этими видами спорта сейчас занимаются не только в Японии.

Можно еще долго и много говорить об этой красивой стране, но я расскажу Вам о главном, ради чего мы и собрались сегодня. Я расскажу вам о японской музыке.

Наш концерт состоит из пьес современных японских композиторов, написанных для детей. Пьесы поражают мелодичностью, простотой формы и изложения, доступны для детей. Названия многих из них сразу раскрывают перед исполнителем смысл содержание пьесы, например: “После полудня летом” или “Зимой в горах”, или “Японский праздник”. Необычный национальный японский колорит придают музыке внезапные акценты, интересный гармонический строй, своеобразие штрихов и динамики. Ко всем пьесам про звучащим сегодня, мы с учениками подобрали своеобразный эпиграф-хокку - стихотворения из трех строф по пять и семь слогов.

В основу этого жанра японской поэзии вложено умение сказать многое в не многих словах. Кристаллы хокку отражают большой окружающий мир и переливаются всеми его красками. Каждая хокку-это маленькая поэма. В основе хокку умело выбранный конкретный образ. Точное наблюдение, обогащенное фантазией, глубокой мыслью, сердечным чувством – так рождается хокку. Поэт словно оставляет заломы веток на горной тропе (термин японской поэтики), он не договаривает до конца, а словно зовет следовать за собой. Классическая хокку достигло своего расцвета в XVII веке. Ярким представителем стиля является Мацуо Басё - любимы поэт многих японцев. Сегодня прозвучат хокку поэтов: Мацуо Басё (1644-1694), Хаттори Рансцесу (1654-1707), Ёса Бусона (1716-1783), Тиё (1703-1775), Кобаяси Исса (1763-1827). Не случайно мы решили пьесам современных композиторов взять как эпиграфы хокку 400-летней давности. Так осуществляется связь времен, так еще более ярко видна не проходящая ценность стихотворных шедевров и образуется замкнутая цепь: музыка как стихи, а стихи как музыка. Эту связь мы осуществим следующим образом: каждый участник нашего концерта перед тем, как сыграть пьесу, читает специально подобранное к данному произведению хокку японского классического поэта. И это, я думаю, поможет нашим слушателям увидеть своим внутренним зрением поэтическую картину и услышать, как это образ сливается с музыкой. Пусть каждый додумает и дочувствует сам.

Итак, мы начинаем:

I . композитор Ясуси Якутагава “Пьеса”(ре мажор)

хокку Басё

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли…

Дождик весенний.

II . композитор Рёхэй Накагава “Колыбельная”(ля мажор)

хокку Тиё Спящий мотылек!

Что увидел он во сне?

Крыльями взмахнул.

III . композитор Бин Канэда “После полудня летом”(до мажор)

хокку Тиё

Над волной ручья

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень

IV . композитор Кадзуо Ямада “Красивая маленькая прелюдия” (ля минор)

хокку Басё

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы…

V . композитор Бин Канэда “Спокойная ночь осенью” (фа мажор)

хокку Рансэцу

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах

VI . композитор Хироко Асакава “Элегантность” (ля минор)

хокку Басё

Камелии лепестки…

Может быть, соловей уронил

Шапочку из цветов?

VII . композитор Ёсинао Накада “Пусть завтра будет хорошая погода” (ля минор)

хокку Бусон

Да разве только луну?-

И борьбу сегодня из-за дождя

Не удалось посмотреть.

VIII . композитор Бин Канэда “Зимой в горах” (фа мажор)

хокку Басё

Сколько выпало снега!

А ведь где-то люди идут

Через горы Хаконэ…

IX . композитор Бин Канэда “Весной хочется спать”(ре минор)

хокку Басё

Весна уходит.

Плачут птицы. Глаза у рыб

Полны слезами.

X . композитор Хидеко Оки “Осенний праздник” (ля минор)

хокку Исса

Вот выплыла луна,

И каждый малый кустик

На праздник приглашен.

XI . композитор Ёсинао Накада “История, увиденная во сне”(ми мажор)

хокку Бусон

Сон или явь?

Трепетанье зажатой в горсти

Бабочки…

XII . композитор Акихиро Цукатани “Багатель” (до диез минор)

хокку Бусон

Летняя ночь коротка!

Засверкали на гусенице

Капли рассветной росы.

XIII . композитор Кодзи Таку “Серенада” (ми минор)

хокку Исса

Ах, не топчи траву!

Там светлячки сияли

Вчера ночной порой!

XIV . композитор Бин Канэда “Давным - давно” (до мажор)

хокку Бусон

Печальный аромат!

Цветущей сливы ветка

В морщинистой руке.

XV . композитор Хидэхико Хагихара “Рассказ ”(фа мажор)

хокку Басё

Монахини рассказ

О прежней службе при дворе…

Кругом глубокий снег.

XVI . композитор Ёсинао Накада “Японский праздник” (соль мажор)

хокку Исса

В стране моей родной

Цветёт вишневым цветом

И дикая трава!

XVII . композитор Ёсинао Накада “Быстрый этюд”(до мажор)

Эпиграф из японской сказки “Таро-лежебока”

Всюду вокруг звенят

Влажные от не пролитых слез

Брызжут сквозь ветки цветущих слив.

Или это весенний дождь?

Учитель: Мы завершаем урок-концерт. Участники мероприятия надеются, что исполнение такой красивой музыки и поэтичнейших хокку Вам понравилось и заставило задуматься о не проходящих жизненных ценностях.

“Сиавасэ”- Счастья Вам!

“О исогасий токоро”- спасибо, что, несмотря на занятость, Вы почтили нас своим присутствием!

Список литературы :

1. Детские пьесы современных японских композиторов (ноты) для фортепиано. Издательство “Музыка”, Ленинград, 1979г., составитель Г. Митчелл.

2. “Звуки мира” (ноты) выпуск 9, 1982г., выпуск 12, 1985г., выпуск 9, 1986г., пьесы для фортепиано, М., Советский композитор, составитель А. Бакулов.

3. Цветов В. Я “Пятнадцатый камень Рёандзи”, М., 1991г.

4. Овчинников В. В “Ветка сакуры тридцать лет спустя” издательство АСТ Астрель, 2001г.

5. “Роса на цветке”. Японские трехстишья. Издательство Феникс Ростов н/Дону 2000г.

6. Горегляд В. Н “Классическая культура Японии”. СПб., Петербургское востоковедение, 2006г.