Духовные практики для начинающих. Духовные практики и реальные результаты. Польза и результаты

Когда мы говорим о том, что важна духовная практика, что мы имеем в виду? Хватит ли трех молитв в день и воскресного посещения храма? Достаточно ли этого? Или все-таки нет?

Давайте рассмотрим духовную практику женщины более подробно. И начну с того, что в Писаниях говорится о том, что женщина все получает через мужа. Все, и даже освобождение. Верная и целомудренная жена последует за мужем в рай. То есть вся ее духовная практика – это не , не подвиги, а приятие супруга и разделение его обетов.

ШБ 7.11.29
«Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания, непременно возвратится домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи».

То есть чисто теоретически для женщины достаточно жить чистой и целомудренной жизнью, поставив свою семью на первое место.

Аскезы, посты и прочие воздержания женщинами переносятся хуже, иногда это все несет даже негативные последствия. Вспомните, как сидят на постах матери семейства. Они же становятся злыми и раздражительными. А ведь по идее пост должен бы приближать ее к Богу. Но фактически ограничение приводит к тому, что она проявляет свои худшие качества, и от этого страдают близкие.

“Как утверждается в «Бхагавад-гите» (9.32): «стрийо вайшйас татха шудрас те’пи йанти парам гатим» — женщинам не свойственно строгое соблюдение правил духовной жизни, но если женщине посчастливится выйти замуж за духовно развитого человека, и если она постоянно будет служить ему, она достигнет того же уровня, что и он… Женщине следует верно служить своему мужу, и тогда, если ее муж духовно развит, жена тоже получит возможность войти в духовный мир. (Даже если она не готова к этому).”

Теперь стоит рассмотреть жизнь обычной женщины, у которой, например, двое детей. Что она делает в течение дня? Ей нужно успеть позаботиться и о муже, и о детях. Чтобы все были сыты, чтобы было что надеть. А кроме того – что еще важнее – позаботиться об их душах. Выслушать детей, собрать у них негативные эмоции, переварить их, тем самым успокаивая детей. Пока растут дети, ей придется пройти с ними множество кризисов, с каждым из них.

Материнство – это вообще огромная школа выработки качеств святой личности – терпения, щедрости, смирения, принятия, благодарности…

Добавьте сюда мужа, которому тоже нужно внимание, под которого тоже нужно подстроиться. Научиться балансировать между пятью ролями жены так, чтобы в семье всем жилось тепло и хорошо. Умиротворять его гнев, вдохновлять его, заботиться без гиперопеки и быть его лучшим другом, боевой подругой.

А если добавить семью в расширенном понимании слова – родители мужа, которые могут вмешиваться и вносить смуту, родители самой женщины, которые тоже не всегда остаются просто родителями. Именно на плечи жены ложится ответственность выстраивать эти связи так, чтобы всем было хорошо. Чтобы у детей были бабушки и дедушки, и чтобы отношения между супругами от этого не страдали.

Кроме того, вокруг каждой женщины огромный мир – подруг, друзей, соседей, бабушек в очередях. И научиться общаться с миром так, чтобы не было стыдно потом и мучительно больно – вот и духовная практика.

Возлюби ближнего своего, помните ведь, да? Это и есть описание совершенно точное духовной практики женщины и ее главная цель.

Жизнь любой женщины и без религиозных постов полна ограничений. То она беременна, и это уже определенная аскеза, когда ты даже на животе спать не можешь. То ты кормишь грудью, и не можешь носить то, что хочется и есть все, что хочется. Тело мамы очень редко принадлежит ей самой, как и ее время. Необходимо в любой момент бросить все свои важные дела, когда твоему ребенку срочно нужна помощь. Да, все время приходится искать баланс между семьей и – если такая есть. А если самореализации нет, то добавляется еще и чувство вины, мол, я какая-то не такая.

К чему я все это?

К тому, что самая главная духовная практика для женщины – в семейной жизни. Именно там ждет ее максимум экзаменов и испытаний на прочность. Именно туда нужно вложить всю душу.

Именно семейная жизнь позволит ей воспитать в себе огромное количество качеств святых личностей. Правда, нужно сделать оговорку: для этого семейная жизнь женщины должна быть в благости. В чистоте, в целомудрии, в правильном общении, в воспитании детей положительным примером и любви. Тогда первый уровень духовной жизни женщины можно считать реализованным.

Мне запал в душу один пример, когда Шрила Прабхупада, святой прошлого века, писал своей ученице о том, что если дети мешают ей проводить религиозные обряды, она должна перестать их проводить и снять с себя эти обязанности. Потому что дети сейчас для нее должны быть превыше всего. Это ее главная практика.

А с другой многодетной мамой мы как-то заговорили на ту же самую тему, хватает ли ей времени на важные дела в духовном плане. И она ответила мне, что в данный момент жизни она служит маленьким божествам. И улыбнулась тому, что Господь это служение всегда принимает на свой счет.

Очень легко быть духовной теоретически, где-то там, но семья – это именно то место, где мы познаем на практике. Это не значит, что не нужно пытаться держать посты, проводить обряды и ходить в храм. Я надеюсь, вы поняли, что я не об этом? Я говорю лишь о том, что никакой пользы не принесет пост, который превращает вас в злую каргу, срывающую свой голод на детях. И даже если отстоять всю ночь на службе, а дома на мужа шипеть и рычать, толку от такой аскезы тоже ноль. Или выйти из храма, отпустив грехи, и пнуть собаку и нахамить бабушке в очереди. Очень духовно.

Духовная практика женщины – это вся ее жизнь. Мы учимся самому главному – любить своих близких, и через это – «возлюби ближнего своего» — мы и приближаемся к Богу.

Учимся любить не эгоистично, а всем сердцем. Прощать, принимать, выполняя свой долг.

Да, кроме этого нам нужно сделать и Бога в каком-то смысле членом семьи. Чтобы он постоянно был с нами, в нашем доме. Разговаривать о Нем с детьми, вместе молиться, слушать духовную музыку, читать Священные писания, совершать благие дела. Постоянно. Чтобы Он всегда незримо присутствовал рядом. Это позволит нам научиться любить и накопить энергии, которая нужна для выстраивания близких отношений.

Например, я молюсь, когда готовлю еду, когда укладываю детей спать, когда занимаюсь процедурами красоты, когда еду куда-то или лежу на массаже. В любой момент, когда это возможно, потому что сейчас, с четырьмя малышами выкроить несколько часов для молитвы в день – нереально. Встанешь пораньше – они встанут с тобой. Ляжешь попозже – утром не встать. Каждый день я стараюсь прочитать хотя бы пару страниц из Священных Писаний – опять же в любое доступное мне время. Благо, книги я себе закачала в телефон.

В нашем доме и в машине очень часто играет духовная музыка. Не постоянно, но я работаю в этом направлении. Мы вместе с детьми освящаем , когда это возможно. Мы смотрим мультфильмы о Боге, читаем книги, рисуем Его. При любой возможности приглашаем гостей, с которыми можно о Боге поговорить. Хотя бы раз в год совершаем паломничества. В нужные дни стараемся держать пост и объяснять это детям. Это все важно. И это встроено в жизнь нашей семьи, как основа. Как нечто очень важное и необходимое.

Духовная практика очень важна, но для женщины это понятие шире. И намного труднее лично для меня остается выполнение своих обязанностей.

Намного легче пойти в храм и помолиться там пару часов, чем выдержать эти же пару часов дома, с детьми, особенно в сложные дни, да так, чтобы никто не пострадал.

Намного сложнее учиться смирению в отношениях с мужем, слышать его критику, принимать ее, а не отбрыкиваться и не обижаться.

Резюмирую сказанное:

  1. Базовая духовная практика для женщины – это отношения внутри ее семьи. Именно там она может приобрести необходимые ей личностные качества. Если этой базы нет, то и другой практики не получится, будет лишь иллюзия.
  2. А для того, чтобы эта духовная практика состоялась, вам необходимо научиться подпитываться из Высшего Источника – любым доступным вам способом. Молитвы, медитации, музыка. По состоянию и по возможности. Брать там – и отдавать близким.
  3. Бог должен стать членом вашей семьи, неотъемлемой ее частью, не просто набором ритуалов, правил и ограничений. Подойдите к этому вопросу творчески.
  4. в его духовном прогрессе, без зависти и раздражения. Помните же, что плоды потом достанутся и вам?:)

Оставьте суровые аскезы мужчинам, им они на благо. В вашей жизни тоже достаточно аскез, и они не менее сложные, уж поверьте мне. Духовная жизнь – особенно женская – это не только религиозные обряды. Это образ жизни, отношения к себе и другим.

Что такое духовная практика? Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует прояснить понятие «духовность». Наиболее емкое, точное, формально выверенное определение этому слову дал Александр Зиновьев. Он писал:

Духовность не измеряется уровнем образованности, бытовыми привычками и общей культурой, «правильными» - с точки зрения господствующей моды - убеждениями, даже личной душевностью и добросердечием. Всё это значимо, но всё это лишь сопутствующие признаки, следствия и эпифеномены. Духовный человек может быть необразован, иметь дурные манеры, очень странные убеждения и скверный характер. Потому что духовность определяется не этим. А только одним: добровольным и осознанным отказом от главного социального наслаждения - участия в вечном и повсеместном унижении человека человеком. Тем самым он идёт против собственной человеческой природы - и в той мере, в какой ему это удаётся, перестаёт быть человеком и становится чем-то другим.

Но не надо заблуждаться: такое перерождение, если даже оно возможно - привилегия немногих сильных духом людей».

То есть для того, чтобы называться духовной, практика должна

  • иметь в своем арсенале способы и методы, позволяющие человеку увидеть злонамерение, носителем которого он является
  • обладать способами и методами, позволяющимипровести процесс дефрагментации человеческой личности до той степени, которая необходима для того, чтобы человек смог принять ответственность за злонамерение и его последствия

Единицы из существующих на настоящий момент практик соответствуют этим требованиям. И особое место среди них занимает «процессинг игр» Усачева А.В., так как позволяет напрямую прояснять и сокращать злонамерение.

В настоящее время духовные практики часто путают с различными психотерапевтическими методиками, системами оздоровления, целительством, религией, магией и другими способами, позволяющими воздействовать на человека. Все вышеперечисленные направления, несомненно, имеют свое право на жизнь, имеют свое место в социальной структуре общества, и в определенных случаях могут быть весьма результативными и эффективными. Большей частью они ориентированы на исцеление физических и душевных недугов человека, на стимулирование лидерских качеств и подавление «неуспешных» черт человеческого характера. Однако «псевдодуховные» практики не затрагивают глубинных основ человеческого «я», и, пытаясь «усовершенствовать» имеющуюся личность, которую на данный момент носит человек, действуют в рамках этой личности. Духовная же практика в первую очередь нацелена на трансформацию человеческой личности.

Несмотря на то, что интерес к духовным практикам огромен, мало кто из людей, начинающих заниматься духовной практикой четко представляет себе, что же такое духовное возрождение и с чем ему придется столкнуться. Ведь процесс духовного возрождения человека качественно отличается от психофизической коррекции его личности.

Безусловно, духовное развитие - это удивительный, захватывающий процесс, богатый поразительными открытиями. Это фантастическое, сказочное действо в котором главным героем является тот, кто идет по духовному пути. Но этот путь изобилует препятствиями и опасностями, преодоление которых требует от человека максимальной отдачи и предельной концентрации всех его сил.

Духовная практика, вызывая изменения на уровне духа, инициирует перестройку и всей системы «человек» в целом. Поэтому каждому, кто занимался какой-либо духовной практикой (в том числе и процессингом), приходилось сталкиваться с разнообразными физиологическими расстройствами различной степени интенсивности - обострениями хронических заболеваний, с молниеносно развивающимися острыми процессами; проваливаться в депрессии; испытывать приступы эйфории; меняться внешне и внутренне. Это связано с тем, что духовное пробуждение, не смотря на позитивный характер изменений, происходящих на духовном уровне, вызывает нарушение «внутренней среды» в системе«человек». (Состояние системы стабилизируется только после полной обработки материала, поднятого при духовном пробуждении). Уровни системы вынуждены видоизменяться для того, чтобы система могла сохранять целостность и стабильность. Процесс «перестройки» в системе может происходить незаметно и спокойно, а может проявляться в виде каких-то дисфункций и сбоев в работе того, или иного уровня (или уровней). Если же «перестройка» по каким-то причинам невозможна, и уровни индивидуальности, ума и тела не могут трансформироваться так, чтобы соответствовать изменившемуся духовному уровню, то система теряет стабильность, целостность и разрушается. По этой причине несистематизированные, самостоятельные занятия духовными практиками без предварительной основательной подготовки могут стать причиной значительных нарушений физического и психического здоровья.

Для того, чтобы произвести «перестройку», и обрести стабильность в новом качестве система «человек» должна обладать достаточным ресурсным и энергетическим потенциалом. Если же система, не обладает достаточным потенциалом для «перестройки», то она нуждается в притоке внешних ресурсов для того, чтобы перейти на новый энергетический уровень. В этом случае самостоятельные занятия, без поддержки профессионала могут привести к крайне нежелательным последствиям.

Для того, чтобы заниматься духовной практикой не нужно «семи пядей во лбу». Практически любой человек обладает всеми необходимыми способностями для того, чтобы начать свое духовное восхождение. Но только немногие продолжают последовательное движение по этому пути. Одной из причин, тормозящих процесс духовного пробуждения, является отсутствие информации о том, как влияет трансформация духовного уровня на уровни индивидуальности, ума и тела.

Человек оказывается не готов к тому, что в период «перестройки» систему может «ломать», «лихорадить», «разрывать на части», и т.п. Столкнувшись с подобными проявлениями духовного пробуждения, человек, как правило, начинает уделять большее внимание возникшим осложнениям, чем занятиям духовной практикой. В результате духовный рост затормаживается, или вовсе прекращается, а состояния «перестроичного» периода приобретают затяжной, хронический характер. Ситуация усугубляется тем, что возникшие в результате дестабилизации духовного уровня отклонения здоровья плохо поддаются коррекции лекарственными препаратами и полностью разрешаются только после полного урегулирования ситуации на духовном уровне.

В литературе посвященной духовным практикам (Роберто Ассаджиоли «Психосинтез») описаны некоторые из состояний, возникающие в процессе духовного роста. Клинические проявления этих состояний такие же, как и у заболеваний, развивающихся у человека в течение жизни «естественным» путем. Отличием, наверное, можно считать то, что заболевания, вызванные «перестройкой» системы дух-индивидуальность-ум-тело возникают как бы внезапно, без всякой причины, на ровном месте. Причем вначале проявившаяся симптоматика не имеет под собой органического субстрата, что вводит в заблуждение врачей. УЗИ, ЭКГ, энцефалограммы, рентренограммы, томограммы, всевозможные анализы не показывают отклонений от физиологической нормы, а человек чувствует себя плохо, хотя, согласно проведенных обследований, должен быть здоров. И лишь спустя какое-то время врачам удается выявить причину заболевания. В данном случае причина заболевания является следствием активизированного и не рассмотренного материала. А время поиска органических изменений - это время, которое необходимо организму для того, чтобы «перестроиться» и создать у себя болезнь, согласно произошедшей инициации. По мере рассмотрения активизированного материала заболевания часто исчезают сами по себе, либо относительно легко устраняются правильным лечением.

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство. Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Дорогие мои читатели, мой вам привет. В этой статье я хотела бы порассуждать на тему, какими должны быть духовные практики для женщин.

Существуют самые разные духовные практики. Это и различные аскезы, ограничения, посты, молитвы, йога, медитация, и много других. Какие из них наиболее приемлемы для женщин?

Давайте вспомним хотя бы восемь ступеней аштанга йоги Патанджали. Всего их восемь, и осваивают их последовательно одну за другой. Духовные праактики начинаются лишь с седьмой ступени – это медитация (дхьяна) и освобождение (самадхи). Чтобы прийти к ним, необходим преодолеть долгий путь из предыдущих шести ступеней.

То есть что получается? А вот что: выходит, прежде, чем перейти непосредственно к духовным практикам, начать следует с того, что соблюдать моральные принципы, затем подготовить себя физически, привести свое тело в порядок и только затем развивать дух.

Духовные практики для женщин – в чем отличие?

Духовные практики для женщин имеют свои особенности. Ведь женская природа очень сильно отличается от мужской. И если для мужчины жесткое ограничение, пост или аскезы будут дорогой к духовному росту, то для женщины может быть все даже наоборот.

Различные ограничения и аскезы женщины переносят намного сложнее, и не всегда это ведет к духовному росту и развитию, а может даже навредить. Все это может привести к разбалансировке энергий, женщина станет нервной, раздражительной, будет испытывать стресс и выплескивать его на своих близких. В результате все может закончиться разладом в семье и проблемами во взаимоотношениях с супругом и детьми.

Природа женщины служить своим близким, заботиться о них и делать их жизнь лучше и счастливее. Семья для женщины всегда должна быть на первом месте. И забота о своем муже и детях и также родителях (своих и мужа) как раз и будет ее главной духовной практикой.

В жизни каждой женщины всегда немало разных ограничений и аскез, так к чему добавлять их сознательно? Подумайте сами: беременность, роды, кормление грудью, уход за маленьким ребенком, ведь первые годы жизни он нуждается в ее заботе и внимании круглые сутки, приходится порой забывать о себе. Именно в заботе о семье и близких женщина воспитывает в себе много духовных качеств.

Что такое духовная женщина, согласно древним ведическим знаниям? Она должна быть прежде всего, женственна, красива, это женщина, которая ухаживает за собой, одаривает всех вокруг своей любовью и нежностью, уважает своего мужа и создает в доме уют.

Моя духовная практика

Прежде всего, скажу, что я как-то никогда особо и не задумывалась о духовном развитии, всегда было ощущение, что это уже заложено во мне. И как-то само собой выходило, наверное, неслучайно, что с рождения всегда чувствовала, где правильный путь.

Так, например, я никогда не использую в речи маты, и когда слышу их, чувствую, как будто прямо пробивают твою ауру, очень тяжело и негативно ощущаются на энергетическом уровне. Я отрицательно отношусь к курению и употреблению алкоголя (хотя никого не осуждаю, каждому свое), даже по праздникам не употребляю, и вообще не понимаю, какой в этом смысл, но это уже отдельная история.

Вот и в жизни я руководствуюсь своими определенными моральными принципами. И один из таких: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Важно понимать, что все, что мы отдаем в мир, вернется к нам обратно, только преумноженным. Так, если мы сеем вокруг только доброе, помогаем другим, в нужный момент помогут и нам. Если же мы причиняем кому-то зло, не стоит ожидать, что жизнь будет благоволить нам.

Я всегда тянулась к свету, занималась саморазвитием, потом увлеклась йогой. И в йоге меня привлекла именно духовная ее сторона, не только физическая. Ведь чтобы обрести стройную фигуру, силу и гибкость, достаточно заняться спортом или фитнесом.

Какие бы духовные практики для женщин вы ни выбрали, помните, что важно учитывать свою женскую природу. Счастья вам и гармонии со всем!

В этой статье Вы сможете подробным образом разобраться в том, с чего начать духовное развитие и что это такое вообще на самом деле. Эта статья написана на основе опыта и исследований многих людей, которые идут различными путями духовного роста: в рамках традиционных религий и вне их. Вы обязательно найдёте здесь всю необходимую информацию для начала самоосознания.

Для начала нужно разобраться в базовых понятиях, особенно в том, что означает понятие «духовное развитие».

Что такое духовное развитие на самом деле?

Во-первых нужно понять чёткое отличие духовного развития от культурного или нравственного развития. К примеру, некоторые люди искренне верят в то, что походы в музеи и театры возвышают их в духовном плане. Но это массовое заблуждение, особенно, если учесть, в каком направлении сегодня идёт современное искусство.

Человек может делать некоторые вещи на протяжении десятков лет и думать, что он духовно прогрессирует. А на самом деле он ни на капельку не продвинется на пути самоосознания.

Правда есть один нюанс: если у человека есть Богом данный талант в области искусства и он, к примеру, художник. Тогда посещение выставок и других мероприятий, связанных с этой сферой могут помогать человеку в духовном развитии.

Почему? Потому что:

Духовное развитие подразумевает, что человек будет идти своим путём в соответствии с талантами, которые являются проявлением в нём Бога.

На жизнь каждого живого существа существует определённый Божественный план, который ещё называют предназначением. И если человек не следует этому, то о духовном росте не может быть и речи.

Подробно о понятии «духовное развитие» говорится в видео:

Также, прежде чем заниматься духовным развитием, нужно чётко понять, для чего это нужно делать.

Главная цель духовного саморазвития

Не секрет, что многие из тех, кто встал на путь духовного самосовершенствования, перед этим испытывали те или иные трудности. Это могло быть тяжёлое положение в вопросах денег, разлад в отношениях или проблемы со здоровьем.

Так или иначе, жизненные трудности подталкивают человека к более осознанной жизни. Весь окружающий мир ждёт, когда мы выйдем из-под влияния иллюзии материального мира и начнём развиваться в духовном направлении.

Основная цель духовного развития – это осознание своей духовной природы, Бога в сердце и жизнь на основе этого.

Поймите, что целью духовного развития НЕ является посещение храмов по распорядку или неосознанное повторение молитв, потому что так сказал какой-то священник. Мы должны научиться строить отношения с Богом в своём сердце без всяких посредников.

Всевышний — самый близкий друг и доброжелатель, который каждую секунду находится вместе с нами и ждёт, когда же мы наконец обратим на него внимание. Но мы игнорируем Бога в своём сердце и меняем Его на внешние, часто бессмысленные вещи: религии, ритуалы, псевдоучителей и т.п.

Процесс осознания Бога в сердце не такой долгий, как нам говорят многие священники. Нам внушают, что мы ещё недоразвиты, чтобы общаться с Богом напрямую. Но это ложь. Для общения с Богом не нужно никаких дополнительных условий. Он с нами прямо здесь и сейчас.

Не верите? Попробуйте начать жить с оглядкой на своё сердце (голос совести, если хотите). И Вы увидите, что началось настоящее духовное развитие, а дальше начнутся чудеса.

Вообще, настоящий духовный прогресс всегда сопровождается чудесами. Если человек много занимается духовным развитием, молиться по нескольку часов в день, посещает храм каждую неделю, читает духовные трактаты, но в его жизни не происходят чудеса и он не становится реально счастливее, то он НЕ развивается духовно и, скорее всего, пошёл по ложному пути.

Часто люди попадаются на такой обман, которые им навязывают религиозные деятели: сейчас нужно быть смиренным, терпеть и по мере сил развиваться духовно, а вот после смерти всё будет хорошо. Это ещё одна чудовищная ложь, помогающая сделать людей рабами.

Жить нужно здесь и сейчас. С Богом общаться нужно сегодня. Быть счастливым нужно в настоящем моменте. Это то, что ждёт от нас Бог. И для этого всего лишь нужно начать жить по совести, поставив Бога на алтарь своего сердца.

Богу не очень интересны люди, которые всё терпят и всего боятся. Ему нужны смелые и решительные люди, которые не трясутся от страха и не верят слепо нелюдям, которые нередко облачаются в священные одежды.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и чистые духовные люди в рамках религий . Может их не так много, как хотелось бы, но они есть. И только Бог в сердце поможет нам различать, кто настоящий божий человек, а кто «волк в овечьей шкуре».

Если в фокусе духовно развивающегося человека нет этой главной цели, то чтобы он не делал, всё будет лишено глубокого смысла.

С чего начать духовное развитие: инструменты и их выбор

Если говорить о традиционных религиях, то в общей массе инструменты духовного развития там одинаковые: выбор самой религии, молитвенные практики, духовные трактаты, общение с единомышленниками, поиск наставников и духовных учителей . И считается, что этого вполне достаточно, чтобы ПОСЛЕ смерти уйти в духовный мир (или достигнуть Царства Божьего).

Человеку, который не первый год знаком с «религиозной кухней», рано или поздно становится очевидно, что среди последователей религий довольно много несчастных людей. Более того, есть масса информации о том, какие преступления совершаются лидерами религий: мошенничество, воровство, насилие над детьми, торговля наркотиками, убийства и другое. Всё это вызывает много вопросов у адекватных и здравомыслящих людей.

Что же делать?

Идти путём какой-либо религии или вне её — это выбор конкретного человека. Задача этой статьи научить Вас различать лживую духовность от подлинной. Поэтому ниже мы более подробно обсудим инструменты духовного развития, которые используются, как в официальных религиях, так и вне их.

Вот эти инструменты:

  • Жизнь по сердцу;
  • Выбор духовного пути;
  • Молитвенные практики;
  • Священные писания;
  • Возвышенное окружение;
  • Наставники и учителя;
  • Альтруизм или без-корыстная деятельность;
  • Дополнительные инструменты, помогающие духовному росту.

Жизнь по сердцу или как слушать голос совести?

Выше уже отмечалось, что Бог в качестве одного из своих полных аспектов находится в сердцах всех живых существ. Этот аспект называется Параматма или Сверхдуша, или голос совести.

Сегодня становится всё более очевидно, что жизнь по совести, с акцентом на Бога в сердце самый безопасный путь , на котором человека не будут обманывать псевдодуховные личности. Опираясь на Сверхдушу, человек может ничего не боятся, так как в этом случае он находится под непосредственной защитой Бога. В одном из текстов Бхагавад-гиты Бог говорит:

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

И этим всё сказано и всё понятно. Главное в духовном развитии — всецело предаться Всевышнему, а далее всё будет развиваться с Его непосредственным участием.

Как предаться Богу наиболее проще? Начать слушать своё сердце, в котором и находится Бог. Он находится вместе с нами всегда и в настоящий момент тоже.

Как научиться слушать Бога в сердце? Конкретных рекомендаций не даст никто, так как у всех этот процесс происходит по-разному. Только Он сам знает, как всё будет происходить с конкретным человеком.

Поэтому нужно просто искренне обратиться к Нему и сказать, что Вы хотите научиться слушать Его в сердце. Бог обязательно откликнется на такое обращение и начнёт вести Вас по жизни.

И речь идёт не о том, что Вас, взяли, как собачку на поводке и повели. Там, где Бог всегда есть увлекательные приключения и чудеса. Поверьте, скучно Вам точно не будет.

На мой взгляд, этот инструмент на пути духовного развития должен стать важнее, чем религии, духовные учителя, молитвы, храмы и т.п.

Как выбрать духовную традицию?

Если Вы решили следовать путём какой-либо религии, то нужно серьёзно подойти к её выбору. И в этом вопросе также всё индивидуально. Одному человеку может подходить одна религия, а другому — другая религия, третьему — третья духовная традиция. Кстати, это не означает, что они должны соперничать друг с другом — так делают только фанатики.

Также не обязательно человек должен быть именно в той религиозной традиции, в которой он родился. Часто бывает, что повзрослев, человек выбирает другую духовную традицию, которая ему «ближе к сердцу».

Выбирайте религию (традицию) разумно, используя ниже перечисленные критерии:

  • Эта традиция должна вести к Личности Бога (если в традиции философия состоит в том, что только их путь и «их бог» единственно правильные, то это либо лживая традиция, либо лживые и невежественные последователи);
  • В этой религии должно быть много по-настоящему Святых Личностей (не 2-5, а сотни, тысячи и более);
  • Традиция должна опираться на авторитетные Священные писания, которым уже много лет (хотя бы 500 лет и больше);
  • По пути данной религиозной традиции должно идти много людей и достигать на нём определённых результатов (к примеру, люди становятся на более возвышенный уровень жизни, отказываются от насилия, безнравственности и разврата и т.д.);
  • В этой религии должна быть духовная (молитвенная) практика, которой занимается каждый искренний последователь;
  • Вам должно быть хорошо в этой традиции; если Вы испытываете постоянный дискомфорт, то, возможно, это не то, что Вам нужно;
  • Хорошо, если Вам нравятся обычаи и правила в этой религии (на первоначальном этапе хотя бы устраивают).

Перечислено более чем достаточно критериев для выбора духовной традиции (религии) в начале духовного развития. Учитывайте их.

Хочу обратить Ваше внимание на один момент. В течение последних 200-х лет в религиях происходят не самые хорошие вещи и мой долг сообщить Вам об этом. Не поленитесь и изучите статью:

Для людей, которые не хотят или пока не готовы выбрать определённую религиозную традицию есть возможность развиваться духовно вне религии. Об этом подробно написано в статье:

Молитвенная практика: когда, как и зачем?

Теперь об ещё одной важной теме — молитвах и мантрах.

Эти практики, безусловно, полезны и важны, но только тогда, когда человек занимается ими осознанно и искренне. Когда это превращается в автоматический процесс и человек молится просто потому, что должен, тогда эффективность молитвы стремится к нулю .

На начальном этапе духовного роста каждодневная практика молитвы или мантры будет полезна. Она будет очищать сознание человека и возвышать его. Всё новое в этом мире приносит свои плоды, но до поры до времени.

Со временем, когда человек «втягивается» в духовную жизнь, эффективность молитвы падает и она часто становится автоматической. И может наблюдаться такая ситуация: человек вроде активно занимается духовным развитием, молится, а особого результата не видно. Это значит, что он идёт не верным путём.

Молитва должна быть, как дополнение, но не как главная цель духовного развития. Люди, которые живут по сердцу, часто гораздо счастливее и могущественнее тех, кто, как робот, молится часами без толку.

Бог откликается только на искренние молитвы, когда человек осознанно обращается к нему, а не думает во время молитвы о том, что он будет делать после молитвы или как с ним несправедливо обошлись. Лучше, чем автоматически повторять молитву, сделать какое-то доброе и без-корыстное дело для людей или других живых существ. Подробнее об этом в видео:

Изучение Священных писаний

Мы знаем много Священных писаний, но вопрос в том, насколько они сохранились в первозданном виде в нашем 21 веке? В результате различных исследований я узнал, что все основные духовные трактаты в той или иной мере подвержены искажениям. Кстати, в основном этим занимаются представители официальных религий. Почему? Потому что служат единому надрелигиозному руководству.

Библия, Коран, Бхагавад-гита, Тора или ещё что-то — сегодня это нужно читать осторожно, с включённом разумом и нельзя всё принимать на слепую веру.

Означает ли это, что духовные трактаты не нужно читать вообще? Нет, конечно. Даже в искажённых писаниях остаётся много глубоких вещей. Просто нужно знать, что выбирать для чтения и чем руководствоваться при изучении трактатов.

Читая любое писание, нужно руководствоваться сердцем. Самый главный комментарий по поводу прочитанного идёт от Бога внутри нас. Если человек живёт по сердцу, то его не сбить с истинного пути даже переписанными книгами. Всевышний всегда поможет найти то, что будет помогать в духовном развитии человеку.

О том, как искажают духовные трактаты, Вы можете узнать в статье:

Про возвышенное окружение и наставников

Одному развиваться тяжело. Прогрессировать духовно вне общества — невозможно. Поэтому у человека должны быть отношения с другими людьми. То есть он не должен замыкаться в себе, считая это верхом отречения. Именно во взаимодействии с другими людьми нас «обтачивают», как камень, чтобы придать красивую и изящную форму — сделать по-настоящему духовными людьми.

Благоприятно иметь общение с единомышленниками, которые тоже занимаются духовным развитием. С ними можно общаться, делиться опытом, обсуждать интересные темы и т.д. Это даёт вдохновение, энергию, а также может давать неожиданные подсказки в непонятных для нас ситуациях. В момент трудностей и сомнений такое окружение очень хороший помощник и друг.

Правда не всегда легко найти такое окружение. Но, как говорится, искренний человек, живущий по сердцу, никогда не останется один и Бог обязательно найдёт ему компанию, когда это нужно будет.

Ещё лучше, если Вы найдёте наставника , который будет подсказывать, что и как делать, указывать на ошибки и т.д. Учтите, что наставником для нас может быть любая ситуация или любой человек, если мы умеем в правильном умонастроении воспринимать их.

Но истинным наставником, который будет давать нам советы и мы будем следовать им, стать не так просто. Такая личность сама должна вести возвышенный и чистый образ жизни на протяжении многих лет. То же самое касается духовных учителей.

Один из важнейших признаков духовного учителя заключается в том, что он учит ученика обходится без него, а не пытается стать посредником между Богом и им. Настоящий духовный учитель помогает человеку стать самим собой, а не кем-то там. Истинный гуру говорит о Боге в сердце ученика и учит жить на основе этого.

Далеко не все наставники и учителя соответствуют критериям, описанным выше. Но что сделаешь, такие сейчас времена… Живите по сердцу и Бог обязательно подскажет, где учитель, а где мошенник и негодяй.

Без-корыстие для духовного роста

Невозможно разделить реальный духовный прогресс и совершение без-корыстных поступков. Духовный человек всегда живёт на основе своих талантов и именно в предназначенном нам таланте можно быть по-настоящему без-корыстным.

На начальном этапе, пока мы не находимся в своём таланте, можно и нужно искать способы для проявления без-корыстия. Их реально много в наши дни. Подробно про важность этого качества и его развитие написано в статье:

Важные моменты в начале духовного развития

Кроме начальных шагов в духовном развитии, нужно сделать определённые действия и в других направлениях.

Прежде всего, это:

  • Режим дня;
  • Чистоплотность;
  • Питание;
  • Интоксикации.

Без наведения порядка в своей обыденной жизни невозможно прогрессировать на духовном пути. Поэтому нужно стремиться питаться правильно, спать в нужное время, соблюдать личную гигиену, избавляться от вредных привычек и многое другое.

В режиме дня особое внимание обратите на ранний подъём. Об основах режима дня можете узнать из видео:

Чистоплотность особенно важна для духовного развития и нужно обязательно к ней стремиться. Это чистота тела, белья, окружающего пространства, психики и др.

Для начала начните принимать душ каждое утро. О необходимости этого в этой записи:

Питание во многом определяет наш уровень сознания, наши качества характера и даже поступки. К примеру, если человек любит кушать мясную пищу, то у него будет проявляться склонность к насилию и вожделение, и это будет серьёзным препятствием на пути духовного развития. По поводу полезности или вредности мяса .