Гитлер в молодости: детство, юность и переломные моменты. Редкие фото гитлера

Адольф Гитлер в 1924 году в тюрьме "Ландсберг" во время посещения партийными соратниками, в том числе Рудольфом Гессом.

Родители Адольфа Гитлера: Клара и Алоис Гитлер


Свидетельство о рождении Адольфа Гилера. Braunau, Австрия


Маленький Адольф в 1895 году (в нижнем ряду третий слева) с одноклассниками. Fischlham, Австрия. 1895 г.


Школьная фотография Адольфа Гитлера. 1901 год.


Школьная фотография. 1904 год

Мобилизация немецкой армии в августе 1914 года, Мюнхен. Фрагмент с Гитлером увеличен


1916 год. Солдат-доброволец Адольф Гитлер (справа). Баварская армия, 2й баварский пехотный полк


1918 год, военный госпиталь. Адольф Гитлер второй справав заднем ряду.


1923 год. Гитлер во время предвыборной кампании.

Декабрь 1924 года. Адольф Гитлер после освобождения из тюрьмы Ландсберг, где он написал "Майн Кампф".


1924 год. Адольф в шортах.

1925-й год. Постановочный фотосет Генриха Гофмана. "Апокалиптичный, дальновидный, убедительный".


Лицо национал-социализма.


1932 год, портрет Адольфа Гитлера


Май 1932. Закладка здания нового отделения Reichsbank.


1933 год, Гитлер выступает в Лейпциге на заседании суда.

1934 год, Адольф Гитлер посещает свою тюремную камеру 10 лет спустя.


1934 год, митинг в Бюккенбурге.


Олимпийские игры 1936 года. На фотографии Иозеф Геббельс и Адольф Гитлер раздают автографы.

1936 год. Гитлер покидает новогодний банкет в Берлине.

Гитлер на чьей-то свадьбе

1937г., День Благодарения, Бюккебург.


Строительство автобана

1938 год. Гитлер в Рейхстаге после объявления о аншлюсе Австрии.

Выступление Гитлера


Гитлер в форме СА. 1938 г.


Мюнхен, 1938 год. Репетиция оркестраа Leopoldhall.


1938 год, Адольф Гитлер в городе Граслиц Судетской области


1938 год, Эгер, Чехословакия. Митинг.

1939 год. Адольф Гитлер с австрийскими поклонницами.


Первомайский митинг на стадионе 1939 г. С приходом к власти Гитлера 1 мая получило в 1933 году официальный статус. Дата была названа «Днём национального труда». Через день после введения нацисты ворвались в помещения профсоюзов и запретили их.


На нацистском митинге

В театре Шарлоттенбурга. Май 1939 г.



На борту корабля Robert Ley, вышедшего в свой первый рейс.


Гитлер с гостями за столом в своей резиденции в Оберзальцберге. 1939 г.


Во время обеда на линии фронта. 1940 г.

В Париже. 1940 г.


На рождественском банкете с германским генералитетом. 1941 г.

"Друг детей".


Гитлер с Эмми и Эддой Геринг. 1940 г. Эмми Геринг - немецкая актриса, вторая жена Германа Геринга. Так как у тогдашнего рейхсканцлера и рейхспрезидента Германии Адольфа Гитлера жены не было, Эмми Геринг негласно считалась «первой леди» Германии и в этом качестве наряду с пытавшейся играть ту же роль Магдой Геббельс руководила различными благотворительными акциями.


"Друг зверей".


Гитлер и Ева Браун с шотландскими терьерами.

Гитлер со своей овчаркой блонди

Чтение утренней прессы.


Гитлер и Ева Браун. 1943 г.


Гитлер, Геринг и Гудериан обсуждают Арденнскую операцию. Октябрь 1944 г.

Гитлер навещает одного из офицеров, также как и он, пострадавшего от неудачного покушения на него 20 июля 1944 года. После покушения Гитлер был не в состоянии находиться целый день на ногах, так как из ног было извлечено более 100 осколков. Кроме этого, у него был вывих правой руки, волосы на затылке опалены и повреждены барабанные перепонки. На правое ухо временно оглох. Он приказал превратить казнь заговорщиков в унизительные мучения, заснять фильм и сфотографировать. Впоследствии сам лично смотрел этот фильм.


Гитлер дарит рейхсмаршалу Герингу картину Ханса Макарта «Дама с соколом» (1880 г.). И Гитлер, и Геринг были страстными коллекционерами произведений искусства: к 1945 году коллекция Гитлера насчитывала 6755 полотен, коллекция Геринга - 1375. Картины приобретались (в том числе по заниженным ценам при помощи угроз) агентами, работавшими на Гитлера и Геринга, передавались приближенными в дар, конфисковались из музеев оккупированных Германией стран. Споры по поводу правового статуса некоторых полотен из бывших коллекций лидеров нацистской Германии идут до сих пор.


Одна из последний фотографий Гитлера. Фюрер в саду имперской канцелярии награждает юных членов бригады Гитлерюгенд, мобилизованной для защиты Берлина.


Согласно официальной версии, Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством 30 апреля, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В отечественной историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).


По словам свидетелей из числа обслуживающего персонала, ещё накануне Гитлер отдал приказ доставить из гаража канистры с бензином (для уничтожения тел). 30 апреля, после обеда, Гитлер попрощался с лицами из своего ближайшего окружения и, пожав им руки, вместе с Евой Браун удалился в свои апартаменты, откуда вскоре раздался звук выстрела. Вскоре после 15 часов 15 минут слуга Гитлера Хайнц Линге, в сопровождении его адъютанта Отто Гюнше, Геббельса, Бормана и Аксмана, вошли в апартаменты фюрера. Мёртвый Гитлер сидел на диване; на виске у него расплывалось кровавое пятно. Рядом лежала Ева Браун, без видимых внешних повреждений. Гюнше и Линге завернули тело Гитлера в солдатское одеяло и вынесли в сад рейхсканцелярии; вслед за ним вынесли и тело Евы. Трупы положили недалеко от входа в бункер, облили бензином и сожгли. На фото: обгоревший труп Гитлера на экспертизе проводившейся советскими специалистами.

Фотомонтаж ФБР, сделанный в 1945 году на тот случай, если Гитлер попытается скрыться, изменив внешность.

Существует ряд конспирологических теорий, утверждающих, что Гитлер не покончил жизнь самоубийством, а сбежал. Согласно наиболее популярной версии, фюрер и Ева Браун, оставив вместо себя двойников, скрылись в Южной Америке, где и прожили благополучно под чужими именами до глубокой старости. На фото, якобы, запечатлен 75-летний Гитлер на смертном одре:

«К 124-летию Адольфа Гитлера»: Адольф Гитлер… О нем написаны тысячи страниц, историки и политологи, философы и писатели обращаются к его личности, пытаясь понять феномен фюрера. Мы же попробуем взглянуть на жизнь этой неоднозначной личности через призму небольшой подборки редких архивных фотографий, расположенных в хронологическом порядке.

(Всего 61 фото)

1. «Чем грандиознее ложь, тем легче в неё готовы поверить». А. Гитлер На фото: Гитлер в тюрьме Ландсберг во время визита товарищей по партии, в том числе Рудольфа Гесса. 1924 г.

2. Родители Гитлера: Клара и Алоис

3. Свидетельство о рождении Гилера. 1989 г. Braunau, Австрия

4. Маленький Гитлер (третий слева в нижнем ряду) с однокашниками. Fischlham, Австрия. 1895 г.

5. Школьная фотография 1901 г.

7. Гитлер в толпе на Odeonplatz в ходе мобилизации немецкой армии в период Первой мировой войны. Мюнхен, 2 августа 1914 г.

8. Доброволец Гитлер (справа) в составе 2-го баварского пехотного полка Баварской армии во время Первой мировой. 1916 г

9. Гитлер (задний ряд, второй справа) в военном госпитале. 1918 г.

10. Восходящая звезда немецкой политики. 1921 год.

11. В ходе предвыборной кампании 1923 года.

12. Гитлер вышел из тюрьмы Ландсберг, где он написал "Mein Kampf". Декабрь 1924 г.

13. Гитлер в шортах, 1924 год. «На некоторых фотографиях Адольф Гитлер выглядит как шут, но они доказывают, что он экспериментировал со своим образом. Т.е. Гитлер для своего времени был очень современным политиком», - говорится в предисловии книги «Hitler Was My Friend» («Гитлер был моим другом») Генриха Гофмана (Heinrich Hoffmann), который был личным фотографом Гитлера.

14. "Апокалиптичный, дальновидный, убедительный". Постановочный фотосет Генриха Гофмана. 1925 г.

15. Лицо нацизма.

16. Портрет 1932 г.

17. На заложении нового корпуса Reichsbank"а. Май 1932

18. Выступление на суде в Лейпциге 1933 г.

19. Гитлер во время посещения совей тюремной камеры в тюрьме Ландсберг, где он написал "Mein Kampf" десять лет назад. 1934 г.

20. На массовом нацистском митинге в Бюккенбурге, 1934 г.

21. Гитлер и Геббельс раздают автографы на Олимпийских играх 1936 г.

22. Гитлер прощается с присутствующими покидая новогодний банкет. Берлин, 1936 г

23. На чьей-то свадьбе

24. На Дне благодарения в Бюккебурге. 1937 год.

25. На строительстве автобана

26. Гитлер принимает овации в Рейхстаге после объявления о «мирном» присоединении Австрии. 1938 г.

27. Оратор

28. Гитлер в коричневой нацистской одежде во время выступления на открытом воздухе в Австрии. 1938 г.

29. На репетиции оркестра Leopoldhall в Мюнхене. 1938 г.

30. Во время посещения оккупированной Судетской области в городе Граслиц. 1938 г.

31. На нацистском митинге в Эгере, Чехословакия. 1938 г.

32. С австрийскими поклонницами. 1939 г.

33. Первомайский митинг на стадионе 1939 г. С приходом к власти Гитлера 1 мая получило в 1933 году официальный статус. Дата была названа «Днём национального труда». Через день после введения нацисты ворвались в помещения профсоюзов и запретили их.

34. На нацистском митинге

35. В театре Шарлоттенбурга. Май 1939 г.

37. На борту корабля Robert Ley, вышедшего в свой первый рейс.

38. Гитлер с гостями за столом в своей резиденции в Оберзальцберге. 1939 г.

39. Во время обеда на линии фронта. 1940 г.

40. В Париже. 1940 г.

41. На рождественском банкете с германским генералитетом. 1941 г.

42. "Друг детей".

46. Гитлер с Эмми и Эддой Геринг. 1940 г. Эмми Геринг - немецкая актриса, вторая жена Германа Геринга. Так как у тогдашнего рейхсканцлера и рейхспрезидента Германии Адольфа Гитлера жены не было, Эмми Геринг негласно считалась «первой леди» Германии и в этом качестве наряду с пытавшейся играть ту же роль Магдой Геббельс руководила различными благотворительными акциями.

47. "Друг зверей".

48. Гитлер и Ева Браун со своими шотландскими терьерами.

49. Также у Гитлера была овчарка Блонди.

50. Чтение утренней прессы.

51. Гитлер и Ева Браун. 1943 г.

53. Гитлер, Геринг и Гудериан обсуждают Арденнскую операцию. Октябрь 1944 г.

54. Гитлер навещает одного из офицеров, также как и он, пострадавшего от неудачного покушения на него 20 июля 1944 года. После покушения Гитлер был не в состоянии находиться целый день на ногах, так как из ног было извлечено более 100 осколков. Кроме этого, у него был вывих правой руки, волосы на затылке опалены и повреждены барабанные перепонки. На правое ухо временно оглох. Он приказал превратить казнь заговорщиков в унизительные мучения, заснять фильм и сфотографировать. Впоследствии сам лично смотрел этот фильм.

56. Гитлер дарит рейхсмаршалу Герингу картину Ханса Макарта «Дама с соколом» (1880 г.). И Гитлер, и Геринг были страстными коллекционерами произведений искусства: к 1945 году коллекция Гитлера насчитывала 6755 полотен, коллекция Геринга - 1375. Картины приобретались (в том числе по заниженным ценам при помощи угроз) агентами, работавшими на Гитлера и Геринга, передавались приближенными в дар, конфисковались из музеев оккупированных Германией стран. Споры по поводу правового статуса некоторых полотен из бывших коллекций лидеров нацистской Германии идут до сих пор.

57. Одна из последний фотографий Гитлера. Фюрер в саду имперской канцелярии награждает юных членов бригады Гитлерюгенд, мобилизованной для защиты Берлина.

58. Согласно официальной версии, Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством 30 апреля, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В отечественной историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

59. По словам свидетелей из числа обслуживающего персонала, ещё накануне Гитлер отдал приказ доставить из гаража канистры с бензином (для уничтожения тел). 30 апреля, после обеда, Гитлер попрощался с лицами из своего ближайшего окружения и, пожав им руки, вместе с Евой Браун удалился в свои апартаменты, откуда вскоре раздался звук выстрела. Вскоре после 15 часов 15 минут слуга Гитлера Хайнц Линге, в сопровождении его адъютанта Отто Гюнше, Геббельса, Бормана и Аксмана, вошли в апартаменты фюрера. Мёртвый Гитлер сидел на диване; на виске у него расплывалось кровавое пятно. Рядом лежала Ева Браун, без видимых внешних повреждений. Гюнше и Линге завернули тело Гитлера в солдатское одеяло и вынесли в сад рейхсканцелярии; вслед за ним вынесли и тело Евы. Трупы положили недалеко от входа в бункер, облили бензином и сожгли. На фото: обгоревший труп Гитлера на экспертизе проводившейся советскими специалистами.

60. Фотомонтаж ФБР, сделанный в 1945 году на тот случай, если Гитлер попытается скрыться, изменив внешность.

61. Существует ряд конспирологических теорий, утверждающих, что Гитлер не покончил жизнь самоубийством, а сбежал. Согласно наиболее популярной версии, фюрер и Ева Браун, оставив вместо себя двойников, скрылись в Южной Америке, где и прожили благополучно под чужими именами до глубокой старости. На фото, якобы, запечатлен 75-летний Гитлер на смертном одре.

Будущий фюрер германского народа, вождь самой "цивилизованной арийской" расы, родился в центре Европы, в Австрии, в городке Браунау на реке Инне. Его родители – 52-летний Алоиз и 20-летняя Клара Гидлер (урожденная Пельцль). Обе ветви его семьи были родом из Вальдфиртеля (Нижняя Австрия), отдаленного холмистого района, где занимались тяжелым трудом общины мелких крестьян. Алоиз – сын зажиточного крестьянина – вместо того, чтобы пойти по проторенной дорожке, сделал карьеру таможенного чиновника, неплохо продвинувшись по служебной лестнице. Алоис, будучи незаконнорожденным носил фамилию Шикльгрубер до 1876 – фамилию своей матери, пока официально не сменил ее – поскольку воспитывался в доме своего дяди Иоганна Непомука Гидлера – на Гитлер. К апрелю 1889 года, когда родился его сын, Алоиз был женат уже третий раз. Это был довольно зажиточный бюргер, получавший более чем приличную государственную пенсию и старавшийся жить на городской манер, усиленно копируя "господский" образ жизни. Он даже купил себе поместье близ городка Ламбах, став хоть и не крупным, но землевладельцем (потом, Алоиз, правда, был вынужден продать его).

Соседи в один голос признавали его авторитет (сложно было не признать авторитет гневливого и шумного усача, вечно ходившего в чиновничьем мундире). Мать Адольфа была тихой, работящей набожной женщиной с серьезным бледным лицом и огромными внимательными глазами. Она была, как о ней пишут, какой-то забитой. Правда, "забитой" тут нужно понимать двояко: в качестве аргумента в семейных ссорах Алоиз не стеснялся давать волю кулакам. А поводом для ссор могло стать все что угодно. В частности, неудовольствие отставного таможенника вызывало то, что Клара никак не могла родить ему сына. Наличие потомка мужского пола было для Алоиза моментом ключевым. Адольф и его младшая сестра Паула родились слабыми, подверженными массе различных болезней.


Существует версия, по которой отец Гитлера был наполовину евреем, а сам Адольф Гитлер был евреем на четверть, т. е. у Гитлера течет еврейская кровь, и в связи с этим он просто не имеет права произносить антисемитские речи. Следует отметить, что сам Адольф родился в результате кровосмешения, так как его отец Алоиз Гитлер женился в третий раз на женщине (будущей матери Гитлера), находясь с ней в родстве второй степени. Итак, Адольф Гитлер, один из наиболее часто проклинаемых исторических персонажей прошлого века, вошел в этот мир, получив в наследство от родителей не слишком крепкое здоровье, но зато ясный рассудок и присущее крестьянам упорство в достижении цели. Именно это упорство и стало причиной его высочайшего взлета и глубочайшего падения.

Рано научившийся читать, он быстро освоился в отцовской библиотеке и оттачивал на сверстниках умение рассказывать вычитанные из книг истории. Ораторское искусство германского фюрера уходит корнями в его далекое детство. Впрочем, не только ораторское искусство – родом из детства и ставший всемирно знаменитым символ свастики. Впервые он увидел свастику, или "крест Ханга", в возрасте шести лет, когда был певчим в хоре мальчиков в Ламбахе, в Восточной Австрии. Она была введена бывшим аббатом Хангом как герб монастыря и в 1860 году высечена на каменной плите над обходной галереей обители. Разработанный лично Гитлером стяг со свастикой в 1920 году стал знаменем НСДАП, а 1935 – государственным флагом нацистской Германии.

Адольф выделялся среди товарищей упорством, оказываясь лидером во всех детских играх. Более того, любовь к рассказыванию историй и склонность к лидерству едва не привели будущего вождя германского народа к церковной карьере. "В свободное от других занятий время я учился пению в хоровой школе в Ламбахе, – вспоминал он на страницах "Моей борьбы". – Это давало мне возможность часто бывать в церкви и прямо опьяняться пышностью ритуала и торжественным блеском церковных празднеств. Было бы очень натурально, если бы для меня теперь должность аббата стала таким же идеалом, как им в свое время для моего отца была должность деревенского пастора. В течение некоторого времени это так и было. Но моему отцу не нравились ни ораторские таланты его драчуна-сынишки, ни мои мечты о том, чтобы стать аббатом". Мысли о духовном звании посещали не только Гитлера, стать церковным иерархом мечтал в свое время и Йозеф Геббельс – ближайший соратник Гитлера. Осуществись их мечты, церковь, вне всякого сомнения, приобрела бы прекрасных, беззаветно преданных ей служителей, а мир – кто знает! – обошелся бы без Третьего рейха.

Однако вскоре мечта о будущем, связанном с церковью, оставила Адольфа Гитлера, на смену пришла мечта стать солдатом. Младшие классы базовой "народной" школы Адольф одолел без труда. Но, окончив базовые классы, нужно было выбрать гимназию или реальную школу, чтобы продолжить обучение. Естественно, Алоизу гимназия пришлась не по нраву. Это, во-первых, обошлось бы семье довольно дорого, а во-вторых, в гимназии преподавали массу гуманитарных предметов, совсем ненужных чиновнику на государственной службе. Поэтому Адольф стал посещать реальную школу в Линце, здесь его успехи были весьма заурядными. Детская мечта о военной карьере слегка поблекла, а ее место заняло стремление стать художником. Мысль эта, подкрепленная неплохим вкусом, твердой рукой и умением рисовальщика, надолго завладела Гитлером. Но его отец был против. Одно дело – уметь рисовать, а другое – бросить все ради неясного будущего, которое ожидает художника!

Алоиз Гидлер был тяжел на руку и скор на расправу и частенько пускал в ход кулаки, когда прочие аргументы заканчивались или он оказывался слишком пьян, чтобы к ним прибегнуть. Так что, противореча отцу, Адольф подвергал себя вполне реальной опасности: в подпитии Алоиз не смотрел, куда бьет, и не соразмерял силы. В Германии сделана сенсационная находка: обнаружен дневник, написанный младшей сестрой Адольфа Гитлера – Паулой. Дневник свидетельствует, что брат Паулы был агрессивным подростком и часто избивал ее. Историки также обнаружили мемуары, написанные совместно сводным братом Гитлера Алоизом и сводной сестрой Ангелой. В одном из отрывков описана жестокость отца Гитлера, которого тоже звали Алоиз, и то, как мать Адольфа пыталась защитить сына от постоянных избиений; «В страхе, видя, что отец больше не может сдерживать свой необузданный гнев, она решила закончить эти истязания. Она поднимается на чердак и закрывает Адольфа своим телом. Когда Адольфу Гитлеру было 13 лет, его отец скоропостижно скончался от апоплексического удара.

Адольф как-то дотянул до выпуска в реальном училище, и стал было уже готовиться к экзаменам на аттестат зрелости. Но тут с ним приключилась беда: он слег с воспалением легких и, по настоянию врачей, долгое время был вынужден избегать серьезных нагрузок на нервную систему. Следующий за выздоровлением год Гитлер не работал и не учился. Однако он съездил в Вену, чтобы разузнать о возможности поступить в Академию художеств, записался в библиотеку Общества народного образования, много читал, брал уроки игры на фортепиано. Жизнь его в тот год была бы и вовсе благостной, если бы не омрачавшее все обстоятельство – усилившаяся болезнь матери, после смерти мужа. Опасаясь, что, покинув Линц, он уже не застанет Клару в живых, Адольф отказался от мысли поступить осенью в Академию художеств и остался с матерью. В январе 1907 года ей сделали операцию, и хотя по признанию лечащего врача это могло лишь ненадолго отсрочить кончину, Клара заверила сына, что состояние ее стабильно улучшается. Адольф, успокоенный этими уверениями, снова отправился в Вену, лелея мечту – стать наконец настоящим художником.

Гитлер сдавал экзамены в Академию художеств. "Когда мне объявили, что я не принят, на меня это подействовало как гром с ясного неба, – писал Адольф на страницах "Моей борьбы". – Удрученный, покинул я прекрасное здание на площади Шиллера и впервые в своей недолгой жизни испытал чувство дисгармонии с самим собой. То, что я теперь услышал из уст ректора относительно моих способностей, сразу как молния осветило мне те внутренние противоречия, которые я полусознательно испытывал и раньше. Только до сих пор я не мог отдать себе ясного отчета, почему и отчего это происходит. Через несколько дней мне и самому стало вполне ясно, что я должен стать архитектором". Интересно, насколько субъективной могла быть эта оценка. Когда в 1919 году картины Адольфа Гитлера – акварельные пейзажи и портреты, писанные маслом, – показали большому знатоку живописи профессору Фердинанду Штегеру, тот вынес однозначный вердикт: «Совершенно уникальный талант». И как повернулась бы история, сделай ректор Академии подобное заключение?!

Но вскоре Адольфу стало не до архитектуры. Он вынужден был вернуться в Линц: его мать была при смерти. В декабре 1908 она умерла, что явилось огромным потрясением в жизни Гитлера. После смерти матери Адольф вновь отправился в Вену. Таким образом, детство Адольфа Гитлера нельзя назвать "золотой порой" – тяжёлый на руку, деспотичный отец, забитая, запуганная мать, мечта о церковной карьере… И мечты, свойственные слабым, замкнутым, но умным детям, – о справедливости, о лучшей жизни, о правильных законах, а также умение приспосабливаться в сочетании с фанатичностью в достижении единожды поставленной цели. Тот порядок, который он по прошествии многих лет установил в Германии, имеет корни, происходящие из детства.

Через короткое время ему удалось найти себе работу "по профилю": "В 1909-1910 годах мое личное положение несколько изменилось. В это время я стал работать как чертежник и акварелист. Как ни плохо это было в отношении заработка – это было все же недурно с точки зрения избранной мною профессии. Теперь я уже не возвращался вечером домой смертельно усталый и неспособный даже взять в руки книгу. Моя теперешняя работа шла параллельно с моей будущей профессией. Теперь я был в известном смысле сам господином своего времени и мог распределять его лучше, чем раньше. Я рисовал для заработка и учился для души". Следует сказать, что акварели Гитлера раскупались весьма активно: художником он все же был неплохим. Даже те, кто числил себя его политическим противником и никак не был должен хвалить хоть какие-то его проявления, признавали картины молодого австрийца значительным достижением в искусстве.

Одной из причин стремления Гитлера стать художником или архитектором было желание войти в класс правящих миром, в элиту и богему, продолжить и превзойти дело отца, поднявшегося из крестьян в чиновники. В венский период начали складываться и политические пристрастия Адольфа. Вероятно антисемитизм Адольфа также родом из Вены. С одной стороны, евреев в Австро-Венгрии не любили и презирали. Этот антисемитизм на бытовом уровне был знаком Гитлеру с детства, был для него неотъемлемой частью существующего мира. С другой стороны, когда Адольф переехал в Вену и попытался сделать карьеру художника, он не мог не заметить, какое влияние и какие финансовые возможности сосредоточены в руках нелюбимых и презираемых иудеев. Это противоречие могло, конечно же, стать источником его антисемитизма.

Через несколько лет венский период Гитлера завершился. Безысходность его положения в столице Австро-Венгерской империи, помноженная на все растущий национализм, толкала Адольфа прочь из Австрии, на север, в Германию, Гитлер перебрался в Мюнхен. Еще одной из причин, побудивших Адольфа покинуть Австрию, было то, что ему пришел срок быть призванным в армию. Но служить Австро-Венгрии он не желал. Он не желал воевать за Габсбургов, предпочитая им Гогенцоллернов, не хотел служить вместе со славянами и евреями, считая единственно достойной службу на благо Германии. К тому времени Адольф чувствовал себя уже не австрийцем, а немцем. Как бы то ни было, вердикт австрийской комиссии о негодности к службе не помешал ему в самые первые дни Первой мировой явиться на германский призывной пункт и вступить добровольцем в баварский 16-й резервный пехотный полк. Карьера художника на этом для него завершилась, и началась карьера солдата.

Первое боевое крещение Гитлера (29 октября 1914 г.) пришлось на дни одного из кровавейших сражений Первой мировой. Германская армия рвалась к Ламаншу, чтобы потом, охватить Францию с двух сторон, однако, на пути немцев встали опытные британские части, оказавшие им упорное и, как выяснилось чуть позже, успешное сопротивление. Счет погибших в 16-м баварском шел на сотни человек. В этом сражении часть потеряла своего командира и приобрела печальную известность, зато многие из выживших были представлены к награде за храбрость. Был награжден Железным крестом второй степени и Адольф Гитлер.

Эта награда, как ни странно, еще до вручения спасла ему жизнь. Когда обсуждался список представленных к награде, солдат выставили из штабной палатки на улицу – там остались только полковник и четыре командира рот. Не прошло и нескольких минут, как в палатку попал артиллерийский снаряд. Все находившиеся там были убиты или ранены, Гитлер же и три его товарища остались невредимы. Нужно сказать, что на войне Адольф отличался, помимо всего прочего, необычайным везением. Описано несколько случаев, когда он, повинуясь внутреннему голосу или стечению обстоятельств, избегал смерти. Один из таких случаев он описывал в беседах с соратниками, Обедая на передовой, он как будто услышал внутренний голос, повелевающий ему перейти в другое место. "Я встал и отошел на 20 метров, прихватив свой обед в котелке, снова сел и спокойно продолжил трапезу. Едва начав есть, я услышал взрыв в той части воронки, которую только что покинул. Шальная граната угодила именно в то место, где я только что обедал вместе со своими товарищами. Все они погибли". Способность чувствовать опасность на подсознательном уровне и эффективно ее избегать Гитлер демонстрировал и позднее, во время многочисленных покушений на его жизнь.

Выжив после первого страшного сражения, Адольф получил должность связного между штабом полка и передовыми позициями – стал самокатчиком – посыльным на велосипеде. Командиры оценивали его как человека добросовестного, солидного и спокойного, несколько невоенного вида, который мало чем отличался от своих товарищей. Однополчане же очень скоро приклеили ему "ярлык" чокнутого. Слишком уж необычной казалась им молчаливость Гитлера, его привычка, когда не было дел, с отсутствующим видом замирать в раздумьях, из которых его было не вырвать никакими силами. Впрочем, время от времени он становился чрезвычайно словоохотлив и разражался длинными тирадами, почти речами на тему своих мыслей. В большинстве их речь шла о его беспокойстве за победу, о врагах по ту сторону фронта и врагах в тылу. На Гитлера сильно подействовала кайзеровская пропаганда, твердившая о международном заговоре против Германии.

Гитлер уверовал в «Теорию об ударе в спину» – в утверждение, что одновременно с врагами, выступающими против Германии открыто, есть и заговорщики, подтачивающие ее силы изнутри. Он казался образцово усердным солдатом, сошедшим со страниц патриотического календаря или агитлистка. Естественно, что о горячей любви к нему однополчан не могло идти и речи. Они считали его больным на голову ефрейтором, мечтающим заработать еще одну нашивку. Он платил им тем же: интеллигентному, пуритански воспитанному Адольфу было тяжело вписаться в их среду – его шокировал казарменный юмор, вгоняли в краску разговоры о женщинах и борделях, Поэтому на протяжении долгого времени Адольф оставался одиночкой, крепкая дружба не связывала его практически ни с кем. Впрочем, это никоим образом не умаляет его храбрости и заслуг. Известны случаи, когда он спас командира полка, буквально вытащив его из-под огня вражеского пулемета, сумел в одиночку захватить английский патруль, дотащил до немецких окопов раненого осколком ротного, под огнем добрался до артиллерийских позиций, предотвратив обстрел своей пехоты. Правда, верить можно далеко не всем рассказам, дошедшим из тех времен. Скажем, вошедший в хрестоматии Третьего рейха случай, когда Гитлер в одиночку обезоружил полсотни французов, – чистой воды фантастика из разряда отечественных хрестоматийных рассказов про Ленина и чернильницу.

Но, как бы то ни было, в августе 1918 года он был награжден редкой для солдата наградой – Железным крестом первой степени. В представлении к награде было написано: "В условиях позиционной и маневренной войны он являл собой пример хладнокровия и мужества и всегда вызывался добровольцем, чтобы в самых тяжелых ситуациях с величайшей опасностью для жизни доставить необходимые распоряжения. Когда в тяжелых боях обрывались все линии связи, важнейшие сообщения, несмотря на все препятствия, доставлялись по назначению благодаря неутомимому и мужественному поведению Гитлера". За четыре года войны он участвовал в 47 сражениях, часто оказываясь в самом пекле. Кстати, со временем его храбрость и умение по наитию избегать бессмысленной опасности снискали-таки ему авторитет среди фронтового братства. Он стал чем-то вроде полкового талисмана: однополчане были уверены, что если рядом Гитлер – ничего не случится. Нельзя не отметить, что это здорово ударило ему в голову, подкрепив тлевшую еще с детства мысль о своей избранности, присущую всем чересчур развитым и потому одиноким детям и молодым людям.

Аналогичным образом укрепилась за годы войны и его уверенность в том, что внутренний заговор все-таки существует. Произошло это во время его пребывания в тылу осенью 1916 года, когда после легкого ранения в бедро он был направлен в лазарет под Берлином. В тылу Адольф провел почти пять месяцев, и, по его собственному признанию, это было не лучшее время. Дело в том, что к этому моменту общий, объединивший всех немцев энтузиазм по поводу войны как-то схлынул, война превратилась в явление сугубо привычное и уже, честно говоря, набившее оскомину Как следствие, что весьма характерно для военного времени, на поверхность всплыла разнообразная человеческая «пена» – обнаглевшие тыловики, с презрением относящиеся к тем, кто гниет в окопах, прожигатели жизни – сынки богатых родителей, политические агитаторы пораженческого толка. Настроение солдата, прибывшего на краткий срок с фронта, отлично описано у Эриха Марии Ремарка в романе "На Западном фронте без перемен". Для человека, подобного Гитлеру, находящегося целиком и полностью под влиянием фронтовых переживаний и военной пропаганды, эта картина должна была быть просто шокирующей. Особое раздражение вызвали у него социал-демократы, продолжавшие свою революционную агитацию, несмотря на тяжелое положение Германии. Их, а следовательно – евреев, Гитлер и посчитал главными виновниками происходящего. Однако вскоре бравый ефрейтор с не долеченной раной вернулся на фронт; пребывание в тылу было ему в тягость. К тому же главное, о чем он в то время мечтал, была победа.

В начале 1918 года Германия продиктовала свои условия в Брест-Литовске, а спустя немногим более месяца заключила Бухарестский договор с Румынией. Истощающая силы державы война на два фронта закончилась. Кто знает, чем обернулась бы победа в Германии в Первой мировой? Может статься, что национал-социалистическая партия не была бы основана вовсе или, будучи таки основана, так и осталась бы маленьким экстремистским кружком?

Но силы Германии были уже подорваны. Не хватало ресурсов, фронт захлебывался кровью без подкрепления. Наступление замерло. Будь имперская военная машина более гибкой, этот момент можно было бы выбрать для заключения перемирия на не менее выгодных условиях, чем в Брест-Литовске. Или изыскать дополнительные резервы, провести тотальную мобилизацию и выиграть войну, до победы в которой оставались считанные шаги. Однако немецкое командование промедлило, и, осознав, что это первый и, может быть, единственный шанс для контрудара, Антанта в начале августа 1918 года перешла в наступление. В конце сентября стало ясно, что, если не заключить перемирие прямо сейчас, война будет проиграна. Переход от ожидания скорой победы к обреченности на поражение сильно ударил по всей Германии.

Под удар попал и Адольф Гитлер: ситуация эта стала для него просто шоком. Тем не менее, он не сложил и с фанатическим упрямством продолжал надеяться на чудо, на то, что Германия тем не менее сможет выйти из войны достойно. Впрочем, закончить войну его заставило стечение обстоятельств: в бою на Ипре, в ночь на 14 октября, Гитлер попал под обстрел газовыми снарядами. Несколько часов спустя он практически ослеп, испытывал сильнейшую резь и боль в глазах и, естественно, был отправлен в лазарет. В этом лазарете он и встретил известие о конце войны и падении монархии. 10 ноября лазаретный священник сообщил раненым, что в Германии произошла революция, установлена республика и заключено перемирие. Офицер Генерального штаба Германии Хайнц Гудериан писал в ноябре 1918 года жене из Мюнхена: "Нет больше нашей прекрасной Германской империи. Негодяи втаптывают все в землю. Все понятия справедливости и порядка, долга и порядочности, похоже, уничтожены. Я только сожалею, что у меня нет здесь гражданского платья, чтобы не показывать рвущейся к власти толпе форму, которую я носил с честью двенадцать лет".

Война закончилась поражением. Вместе с ней подошел к концу тот отрезок времени, на протяжении которого Адольф Гитлер оставался человеком, хотя и политически ориентированным, но не стремящимся лично включиться в политические игры. Поражение Германии выкристаллизовало в нем – маленьком, небесталанном, но, в принципе, весьма среднем человечке – те черты и стремления, которые сделали его фюрером, вождем самого известного в мире тоталитарного государства. Но и это не было бы столь уж важно, не предоставь ему судьба тех условий, в которых он смог эти черты применить и устремления реализовать.

Не будь союзники настолько напуганы затянувшейся войной, не стремись они навеки обезвредить Германию, скорее всего, ничего особого не произошло бы. Не было бы ни цепочки политических кризисов, приведшей к власти Гитлера, ни "черного рейхсвера", ни Второй мировой. Однако члены Антанты, выставляя требования к проигравшей стороне, перегнули палку, превратив вполне законное для потерпевшего поражение противника наказание в виде репараций и частичной демилитаризации в позорную казнь. Германия, и без того истощенная войной, была ограблена. Несоответствие объема оборотных средств и их обеспечения породило гиперинфляцию. Резкое, буквально одномоментное закрытие военных заводов, сокращение армии и флота выплеснуло на неподготовленный к этому рынок такой объем рабочей силы, что безработица превысила всякие пределы. Объявления "Ищу работу любого рода" стали обычным делом, криминогенная обстановка обострилась сверх меры. Это, впрочем, и понятно: на улице, практически без средств к существованию оказались сотни тысяч озлобленных здоровых мужчин, профессионально умеющих держать в руках оружие. Страна, еще совсем недавно сильная и богатая, оказалась ввергнутой в нищету и беззаконие. Территориальные потери придали силу националистическим настроениям, переродившимся вскоре в ненависть ко всем "не немцам". Вместо безопасной, выхолощенной страны, задворок Европы, союзники создали пусть пока и слабого, но по-настоящему лютого, выжидающего своего часа врага.

Для того чтобы этот час пробил, Германии не хватало совсем немногого – силы, способной взять власть и достичь поставленной цели – реванша. Вот в эту вот ситуацию и погружается с головой Адольф Гитлер – отставной ефрейтор с двумя нашивками "ранение", дважды кавалер Железного креста, обладатель грамоты "За храбрость перед лицом врага", человек, не слишком везучий, вспыльчивый и упрямый, начитанный, обладающий талантом художника и неплохим слухом, обладающий своим взглядом на мир. На мир, который ему в ту пору совсем не нравился. Война оставила глубокий след в его жизни. Она дала наконец ему цель, к которой он все время стремился. После унизительного для Германии поражения в войне Гитлер вернулся в Мюнхен. Взбешенный революцией в Германии и подъемом Веймарской республики, он обратился к политической деятельности, чтобы одновременно противостоять и Версальскому договору 1919, и новой германской демократии. Поскольку он все еще числился в штате своего старого полка, ему поручили шпионить за политическими партиями.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Книга Бригитты Хаманн (на фото сверху) о молодом Гитлере заканчивается Первой мировой войной — еще до того, как будущий диктатор собрался покорять мир.



Подавленные желания

Немногочисленные свидетели линцского и венского периодов жизни Гитлера сходятся в одном: молодой человек мечтал о женщинах, но при этом боялся их и избегал. Настоящих связей у него не было. Очень странно, что в венские годы, то есть с 18 до 24 лет (1907-1913 годы. - NT ), в жизни Гитлера так и не произошло ничего существенного в этой сфере, он не приобрел опыта отношений и даже ни разу не влюбился. Прямое доказательство того, что в жизни странного обитателя мужского общежития не было места человеческому общению, приобретению реального опыта: чужие, вычитанные в книгах слова определяли его представления об окружающей действительности и помогали в ней ориентироваться.

К концу венского периода Гитлер представляет свое будущее точно таким же, каким описывал его Августу Кубичеку* еще в Линце. Он видит себя успешным художником, проживающим на вилле, которую выстроит сам: «Заправлять всем в доме и вести хозяйство будет образованная дама. Это будет женщина в летах, чтобы не возникало никаких желаний или намерений, способных помешать нашему призванию художника».

Кубичек, ближайший друг Гитлера, несколько месяцев деливший с ним комнату в Вене, считал своего приятеля «уникальным человеком в этом гнезде разврата, где даже искусство воспевает шлюх!» «Добровольно наложив на себя аскезу», он рассматривал женщин «с живым и критическим интересом, исключив при этом любое личное участие; опыт, уже приобретенный другими мужчинами его возраста», превратился для него в проблему, о которой по ночам он рассуждал таким деловым и холодным тоном, как будто его все это не касается».


25-летний Адольф Гитлер, рядовой баварской армии. С такими усами его не узнать

«В юности в Вене я знал немало красивых женщин» - это признание, сделанное Гитлером в 1942-м, не следует понимать как горделивый намек на бурные венские годы, скорее, здесь стоит прислушаться к словам Кубичека. Тот вспоминает, что Гитлер в возрасте 18–19 лет обращал внимание на красивых женщин, «однако смотрел на них, как на прекрасные картины, то есть совершенно не думая при этом о сексе». Надо отметить, что Кубичек пишет об этом уже после 1945 года и без всякого морализаторства.

Кубичек утверждает, что соблазнить Гитлера не удавалось, и иллюстрирует этот тезис следующим эпизодом. В 1908 году они в поисках жилья оказались в одной элегантной квартире. «Опрятно одетая горничная» проводила их в «изысканно обставленную комнату», где стояла «роскошная двуспальная кровать». Кубичек продолжает: «Мы оба тут же поняли, что для нас здесь слишком шикарно. Но тут в дверях появилась «госпожа», самая настоящая дама, уже не первой молодости, но очень элегантная. На ней был шелковый пеньюар и домашние туфли, этакие изящные тапочки, отделанные мехом. Она с улыбкой поздоровалась, оглядела Адольфа, затем меня и пригласила сесть».

Бесстыдница предложила поселиться у нее не Кубичеку, а Гитлеру. «Оживленно пыталась она уговорить Адольфа, как вдруг из-за порывистого ее движения пояс шелкового пеньюара развязался. «Прошу прощения, господа!» - воскликнула дама, тут же запахнув пеньюар. Но и мгновения было достаточно, чтобы мы увидели: под пеньюаром ничего не было кроме трусиков. Адольф покраснел как рак, вскочил, схватил меня за руку и сказал: «Идем, Густль!» Не помню, как мы выбрались из квартиры. Помню только, что возмущенный Адольф выкрикнул, когда мы оказались на улице: «Вот она, жена Потифара!»

Гитлер чувствовал себя скованно в присутствии женщин, боялся даже случайных прикосновений. Так, в опере он старался избегать столь популярных у студентов стоячих мест на четвертом ярусе, так называемых олимпе. Билеты туда стоили намного дешевле, но, в отличие от стоячих мест в партере, туда допускали и женщин.

Кубичек вспоминает, что в период их совместной жизни в Вене Гитлер не получал писем и в гости к нему тоже никто не приходил. Другу он также настоятельно советовал не связываться с женщинами и, по словам Кубичека, «ни в коем случае не потерпел бы ничего подобного. Любой шаг в этом направлении неизбежно положил бы конец нашей дружбе». Даже ученицы, которым Кубичек преподавал игру на фортепиано, не могли заниматься в комнате на Штумпергассе. Однажды к Кубичеку все-таки пришла ученица, чтобы посоветоваться перед экзаменом, и Гитлер яростно на него набросился. «Он злобно кричал: неужто надо превращать нашу каморку, где и так не повернуться из-за огромного рояля, в место встреч с музицирующим бабьим отродьем? Мне стоило большого труда убедить его, что бедняжка в меня ничуть не влюблена, просто переживает из-за экзамена. В результате мне пришлось выслушать развернутую отповедь о бессмысленности женского образования… Молча съежившись, я сидел на пианинном стуле, а он гневно мерил шагами комнатенку, изливал свой гнев то у двери, то у рояля, причем в крайне резких выражениях».

Кубичек пишет, что не может вспомнить «ни единого эпизода, когда Гитлер позволил бы себе зайти слишком далеко в отношениях с противоположным полом». Однако он «совершенно уверен, что Адольф был абсолютно нормален как в физическом, так и в сексуальном отношении». По мнению Кубичека, гомосексуальных наклонностей у его друга точно не было. Кубичек даже рассказал, как за Адольфом пытался ухаживать один старый богатый гомосексуалист, но 19-летний Гитлер с возмущением отверг его со словами, что «гомосексуализм - это противоестественно и с ним нужно вести борьбу всеми возможными средствами». Он «прямо-таки с боязливой добросовестностью» старался держаться «от таких людей подальше», «относился к этому и к прочим сексуальным извращениям, характерным для большого города, с глубочайшим отвращением», воздерживаясь даже «от мастурбации, обычного дела у молодых людей». О периоде проживания в мужском общежитии также нет никаких свидетельств, подтвердивших бы гомосексуальные наклонности Гитлера. Было бы хоть что-то, Райнхольд Ханиш** не преминул бы об этом упомянуть. Рудольф Хойслер, который был младше Гитлера на четыре года и в 1913–1914 годах несколько месяцев делил с ним комнату в Мюнхене, также упоминает лишь о дружеских отношениях. По словам дочери Хойслера, ее отца никак не назовешь женоненавистником, а вот такого «она даже себе представить не может». С другой стороны, она уверена, что «о таком» отец никогда бы ей не рассказал.

Первая любовь

Ханиш вспоминает, как однажды обитатели мужского общежития стали похваляться успехами у женщин. Гитлер также внес свою лепту в разговор, рассказав (хотя на дворе уже 1910 год!) о Штефани из Линца. Почему он не пытался завязать с ней отношений? Гитлер объяснил: Штефани - дочь высокопоставленного правительственного чиновника, а он всего лишь сын мелкого служащего. Сам факт, что Гитлер в возрасте двадцати одного года все еще считал достойной пересказа эту старую, выдуманную им любовную историю подростковых лет, подтверждает, что за прошедшие годы он вряд ли приобрел какой-либо опыт на любовном поприще.

Ханиш сообщает, что Гитлер в мужском общежитии рассказывал очень важную для него историю о проявленной им стойкости. Будто бы он летом в деревне (читай: в Вальдфиртеле*** ) познакомился с девушкой. Та ему понравилась, он ей - тоже. Однажды, когда она доила корову, молодые люди остались наедине. И девушка повела себя «очень безрассудно»! Он, Гитлер, оценил возможные последствия ее поведения и убежал («как целомудренный Иосиф», замечает Ханиш), опрокинув при этом ведро парного молока.

По мнению прожженного авантюриста Ханиша, «Гитлер мало ценил женскую сексуальность. Он придерживался весьма возвышенных взглядов на отношения между мужчиной и женщиной. Часто говорил, что мужчины, если б захотели, могли бы вести высокоморальный образ жизни», то есть - жить без секса. Контактам Гитлера с женщинами препятствовали к тому же и бедность, и плохая одежда, «не говоря уже о том, что его диковинный идеализм в этом отношении и без того хранил его от любых приключений».

Совсем недавно стало известным еще одно свидетельство о том времени. Адель Альтенберг, дочь владельца магазина картинных рам, рассказала: в ту пору ей было 14 лет, она иногда помогала отцу в магазине и познакомилась там с Гитлером, тот приносил свои рисунки на продажу. Адель вспоминает, что молодой человек так робел, что ни разу даже не взглянул на нее, «смотрел всегда только в пол».

Наконец, существуют свидетельства Хойслера, товарища по общежитию, с которым Гитлер познакомился в 1913 году. Гитлер и ему рассказывал про «подружку» в Линце. Хойслеру показалось странным, что на Рождество 1913 года, то есть уже в Мюнхене, его приятель заказал для так называемой подружки анонимное поздравление в линцской газете. А ведь Штефани уже была замужем за офицером, о чем Гитлер явно не знал.

Благодаря воспоминаниям Хойслера можно с большой долей уверенности определить личность загадочной Эмилии, которую принято считать первой любовницей Гитлера в Вене. И вот почему.

Криста Шрёдер, секретарша Гитлера, пишет, что ее шеф отказался от половой жизни с тех пор, как «решил стать политиком», то есть с 1918 года. Отныне он получал «удовлетворение только в мыслях». «Все отношения оставались платоническими!» - утверждает Криста Шрёдер. Даже с Евой Браун «у него ничего не было». Однако в Вене, до начала политической карьеры, у Гитлера, по мнению секретарши, были возлюбленные. Вот доказательство: однажды она сказала, что Эмилия - отвратительное имя, а Гитлер возразил: «Не говорите так, Эмилия - прекрасное имя, так звали мою первую возлюбленную!»

Личность этой Эмилии до сих пор не установлена. Возможно, имеется в виду младшая сестра Рудольфа Хойслера, друга Гитлера. Эмилия Хойслер, или Милли, как ее все называли, родилась 4 мая 1895 года. В феврале 1913 года, когда ее брат познакомился в мужском общежитии с 23-летним Гитлером, которого часто приглашал к себе домой, девушке исполнилось семнадцать лет. Милли, по свидетельству ее племянницы Марианны Копплер, была девушка в высшей степени застенчивая, чувствительная и болезненная, к тому же страдала от тирании отца, державшего ее в ежовых рукавицах. Особой красотой она не отличалась, немного играла на фортепиано, как было принято в буржуазных семьях, занималась рукоделием, помогала матери по хозяйству. Самая тихая и незаметная среди пятерых Хойслеров-младших, она производила впечатление боязливой, нуждающейся в защите девушки.

Милли восхищалась другом своего брата. Попросила сделать рисунок в ее поэтическом альбоме. Гитлер не стал рисовать тут же, но пообещал принести в следующий раз и обещание сдержал. На рисунке размером с почтовую открытку, выполненном цветными карандашами, изображен - по описанию дочери Хойслера, видевшей его в детстве, - германец в шлеме, со щитом и копьем, стоящий у дуба. В центре, на стволе дерева, нарисовано нечто вроде герба с бросающимися в глаза инициалами «А. Г.». Милли с гордостью вложила эту открытку в альбом.

Когда Эмилия вышла замуж, рисунок хранился в специальной шкатулке у Иды Хойслер, ее матери, вместе с двумя письмами Гитлера и семейными бумагами. После смерти матери в 1930 году бумаги достались старшему сыну, венскому учителю средней школы. В 1930-е годы оба письма Гитлера и рисунок забрали «в Берлин». Куда точно - выяснить сегодня невозможно. Видимо, оригиналы снова оказались у Гитлера. Можно предположить, что они также прошли через руки его личной секретарши и что Гитлер говорил с ней об Эмилии. Называл ли он Эмилию своей «возлюбленной» или госпожа Шрёдер сделала неверные выводы, мы никогда не узнаем.

Основательного изучив отношения в семье Хойслеров, мы можем с уверенностью заключить: Милли едва ли могла быть «возлюбленной» Гитлера. По словам ее племянницы, Эмилия никогда не выходила из дома без сопровождения. Кроме того, отношения молодого человека и матери Милли строились на доверии. Гитлер вряд ли мог быть заинтересован в том, чтобы рассориться с единственным человеком в Вене, который ему помогал. Следовательно, и отношения с венской «возлюбленной» Эмилией проходили по разряду «платонических».

Целомудрие для народа

Гитлер демонстрирует неплохую осведомленность по части проституции и сифилиса. Майским вечером 1908 года, когда они посмотрели в театре постановку скандальной пьесы Франка Ведекинда «Пробуждение весны», он повел друга Кубичека в старый неухоженный квартал красных фонарей в районе Шпиттельберг: «Пойдем, Густль. Надо хотя бы раз взглянуть на эту «обитель порока».

Кубичек описывает низкие домишки, девушек у освещенных окон: «В знак того, что сделка с клиентом состоялась, свет выключали». Кубичек продолжает: «Я помню, как одна из этих девушек - мы как раз проходили мимо - решила снять сорочку или, может, переодеться, а еще одна занялась чулками, и мы увидели ее голые ноги. Честно говоря, я вздохнул с облегчением, когда эта пытка закончилась и мы наконец выбрались на Вестбанштрассе. Я молчал, а Адольф гневно возмущался уличными девками и их искусством обольщения».

Дома Гитлер принялся рассуждать на эту тему «таким деловым и холодным тоном, как будто высказывал свою точку зрения по вопросу борьбы с туберкулезом или кремации». Гитлер утверждал: «рынок продажной любви» существует потому, что «мужчина нуждается в сексуальном удовлетворении, а соответствующая девушка думает только о заработке… На самом деле «жизненный огонь» в этих бедных созданиях уже давно угас».

Гитлер говорил также об истории публичных домов, уверяя, что нужно запретить проституцию. В качестве метода борьбы против этого «позора нации» он предлагал ранний брак, поддерживаемый государством: небогатым девушкам следует безвозмездно выдавать приданое, а супружеским парам - ссуды и повышенное жалование. «Жалование необходимо увеличивать с рождением каждого последующего ребенка и снова сократить, когда дети встанут на ноги». Подобные планы вынашивали все пангерманцы, мечтавшие таким образом обеспечить здоровье молодым немецким мужчинам, а благодаря им - и всей «расе».

Кубичек пишет, что представления его друга о морали «основывались не на собственном опыте, а на рассудочных выводах». Следует уточнить, что молодой Гитлер черпал эти «выводы» прежде всего из трудов пангерманцев. Именно в их работах пропагандировалось воздержание. Журнал «Унферфельште Дойче Ворте»: «Молодым людям полезно оставаться целомудренными как можно дольше. Тогда мускулы крепнут, глаза горят, дух остается проворным, память - незамутненной, фантазия - живой, воля - стремительной и сильной, и человек, ощущая свою мощь, воспринимает весь мир, словно сквозь разноцветную призму». Придется, правда, смириться с «легкими расстройствами нервного характера», к которым приводит воздержание. Но в любом случае здоровью не грозит никакой ущерб, если оставаться целомудренным примерно до 25 лет, даже напротив: «Сколько здравого смысла, сколько чистых помыслов, сколько настоящих чувств погибает в этой обители похоти и примитивных желаний! Сколько юношеской гибкости и неиспорченного идеализма уничтожается и превращается в заурядную пошлость!»

Кубичек считает, что главной причиной воздержания Гитлера был страх: «Он часто говорил мне, что боится заразиться». Судя по всему, Гитлер и позже не избавился от этого страха. Подтверждение - поразительно длинный, на тринадцать страниц, пассаж о сифилисе в «Моей борьбе».

По мнению венских пангерманцев**** , такие болезни, как сифилис, опасны прежде всего тем, что от них могут пострадать и следующие поколения «немецкого народа». А ведь «немецкий мужчина» обязан обеспечить немцам лидирующее положение среди других народов и для своего потомства. Во-первых, заботясь о «чистоте крови и расы», т.е. не вступая в связь с евреями, славянами и «полукровками». Во-вторых, сохраняя свое здоровье, хорошую физическую форму и высокий репродуктивный потенциал («раса» и «масса»). Таким образом, проституция, связанная с высоким риском инфицирования, губительна не только для отдельного мужчины, но и для всей «расы» и «народа», она угрожает наивысшей ценности - «благополучию немецкого народа». Гитлер-политик поднял на щит этот основной принцип пангерманцев: если я и верю в какую-нибудь божественную заповедь, то только в эту - сохраняй свой род!

Неудивительно, что рейхсканцлер Гитлер позволял «расово неполноценным» открывать бордели, сколько захочется: надеялся, что скоро они сами себя истребят.

* Август Кубичек (1988–1956), писатель и дирижер, близкий друг Адольфа Гитлера в молодости, автор нескольких биографических книг о нем.

** Райнхольд Ханиш (1884-1937) - сосед Гитлера по общежитию для бездомных в Майдлинге в 1909 году. Торговал картинами Гитлера.

*** Регион в Нижней Австрии, где в молодости бывал Гитлер.

**** Пангерманизм - сформировавшееся в начале XIX века и особенно популярное в начале XX века культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности.