Тяжелый труд детей во время войны. Как выживали простые советские люди на оккупированных территориях

Человечества. Она унесла множество жизней как на линии огня, так и за пределами театра военных действий. Но на фронте жизнь граничила со смертью сильнее всего. Фронтовые 100 грамм водки , конечно, позволяли немного отвлечься и побороть страх, но, по сути, с утра и до позднего вечера во время активных боевых столкновений солдаты и офицеры не знали, когда придет их час покинуть этот мир.

Среди тех, кто должен был бы принять решение по этому закону, было много, что они считали, что образование для людей было чем-то мало полезным и принесло бы «только фатальные последствия». Они не должны думать, что в противном случае это проблемы. Тем не менее, те, кто считал, что образование в массах - это средство, чтобы преобладать «более дорогой и мирный» народ. На всем полуострове стали учиться, и каждый урок начинался с полутора часов катехизиса, затем перешел к изучению истории, представленной как простые уроки для запоминания.

Учителя были отозваны на активное участие и попросили продемонстрировать свою привязанность к нации и способность следовать правительственным директивам. Мастера, которые всегда были недооценены обществом, разделенные глубокими различиями в культуре и статусе со стороны других учителей, были частью большой семьи, одной категории, которая объединила интеллектуальность Италии. Владельцев попросили принести большие жертвы, полагаясь на их надежду на переоценку и лучшее будущее. Их мобилизация жестко подчинялась директивам.

Какое бы ни было качественное современное вооружение, всегда был шанс попасть под шальную пулю или погибнуть от взрывной волны . Что уж говорить о наспех собранных частях в начале войны, когда автомат давался на трех человек, и приходилось ждать смерти товарищей, чтобы вооружиться. Спали в землянках и блиндажах, питались там же или на свежем воздухе, немного вдали от боевых действий. Конечно, тыл располагался рядом. Но госпитали и расположение частей казались уже совершенно другим миром.

Война обещала быть долгим и трудным, необходимо реанимировать чувство принадлежности к нации, укрепить идеи, не сомневаясь, что каждый итальянец был вызван патриотическим духом, поэтому они выбрали самые убедительные и простейшие формы: школу. В то время это была настоящая машина для поддержки патриотизма. Война обещала быть очень тяжелой, вероятно, долгой, поэтому нужно было готовиться к патриотизму; воспитывать массы в этом идеале, чтобы достичь инстинктивной приверженности людей войне. Те, кому удалось понять, что не все из них имеют четкое представление о том, почему Италия идет на войну, причины, которые привели к конфликту, не были известны и поэтому призвали к убеждению, убеждению; народные духи должны быть перемещены.

Жизнь на оккупированных территориях

Здесь было совсем невыносимо. Вероятность оказаться застреленным без всякой внятной причины была велика. Конечно, можно было приспособиться к законам оккупантов и сносно вести свое хозяйство – делиться с оккупантами, чем попросят, и они не будут трогать. Но все зависело от человеческих качеств тех или иных солдат и офицеров . С обеих сторон всегда имеются простые люди . Также всегда имеются подонки, которых и людьми назвать сложно. Иногда местных жителей особо не трогали. Конечно, занимали лучшие избы в деревнях, забирали продовольствие, но людей не мучили. Временами же некоторые захватчики расстреливали потехи ради стариков и детей, насиловали женщин, сжигали дома с живыми людьми.

Именно по этой причине мы подумали о простой форме убеждения: в школе. Это должно было обеспечить материально-техническую поддержку войны, стать местом, доступным для публики, местом, где объяснялись военные действия, причины. Школа, военная пропаганда, газеты должны были поощрять каждого молодого человека к войне, и это подстрекательство было настолько сильным, что были примеры детей, бежавших из своих домов, чтобы встретиться с войной; молодые люди, которые упорно следуют за отцами их в тыле, упрямые и волевые дети их идеалов были готовы к каждому превратностям, чтобы идти на войну.

Трудная жизнь в тылу

Жизнь была крайне сложная. Женщины и дети выполняли на заводах тяжелую работу. Трудиться приходилось по 14 и более часов. Еды не хватало, многие крестьяне воевали, поэтому кормить страну было некому. В некоторых регионах, к примеру в Ленинграде, во время Великой Отечественной войны жилось просто невыносимо. Люди в блокаду тысячами умирали от голода, холода и болезней. Кто-то замертво падал на улицах, были случаи каннибализма и трупоедства.

Этот сильный энтузиазм привел к принятию в последний год войны решения привлечь до тысячи несовершеннолетних. Школа должна была стать «военным плакатом», т.е. сделать военные операции известными, пробудить чувства патриотизма, подготовиться к войне. Следует оставить по крайней мере один час в день, в котором объяснялись военные действия. Учителю принадлежит ключевая роль, чтобы сформировать умы и, прежде всего, контролировать: проверять, что война известна, контролировать личные разговоры, чтобы предотвратить распространение новостей, угнетающих общий ум или распространяющих страх.

Относительно спокойная жизнь

Даже во времена таких масштабных войн, как Вторая мировая, были люди, которые вели вполне безопасную жизнь. Конечно, имелись страны, которые поддерживали нейтралитет, но речь не столько о них. Представители высших эшелонов власти всех воющих сторон особо не бедствовали и в самые тяжелые периоды войны. Даже в блокадном Ленинграде городское руководство получало такие посылки с едой, о которых могли бы только мечтать и в более сытых регионах.

Внутри классных комнат изначально была смена предметов, на самом деле были чтения о войне, на родине, о героизме, мы пытались привести детей к таким проблемам, как смерть, насилие, которое происходит от войны. Учителя привыкли читать в классных газетах, газетах, в которых говорилось о войне, в программе истории подчеркивались и анализировались войны, перешедшие в чувство родины, которые жили в умах прошлых героев; предпринимались попытки осветить и разжечь энтузиазм в отношении конфликта. География привлекла внимание детей к таким территориям, как Карст, местам, где фронтовые линии сражались на фронтах; рядом со всем этим была вставлена ​​научная программа, иллюстрирующая военные новости, оружие, самолеты, газы, которые использовались в битве; эти понятия, которые стали нормальными знаниями для всех детей, посещающих школу.

Источники:

  • Значение песни во время Великой Отечественной войны

XIX век подарил миру множество гениальных изобретений и произведений искусства. Были изобретены саксофон, дирижабль, пастеризация, электросварка, троллейбус и многое другое. В эту эпоху творили Достоевский, Толстой, Дюма и Гюго. Немало жизней унесли кровавые события XIX века – Наполеоновские войны, Гражданская война в США, Русско-турецкие сражения.

Очевидно, что программы изменились, темы изменились, тексты изменились; все направленные на определенную цель: мировая война. В книгах были чтения, связанные с конфликтом, с героизмом, показанным солдатами в окопах, цель школы состояла в том, чтобы позволить детям узнать войну и познакомить ее с ней. Не было ни одного мастера Италии, который во время своих лекций не читал статьи, связанные с войной, что происходило на фронте.

В программе истории была представлена ​​серия идей о войне, о войнах, которые ранее испытывали итальянцы, о многочисленных патриотических уроках, которые должны были сенсибилизировать и вдохновлять детей. Обязанность учителей обеспечивать правильное патриотическое воспитание и вмешиваться, даже с резкими манерами, когда эта инструкция не гарантировалась. Мы читаем о девушке, которая сообщила в тексте идеи, которые были дома, о войне, и за это она была наказана; Девушка написала: «Те, кто ведет войну, бедны, потому что их там не было на земле». 3 Никто не должен иметь идей, кроме предложенных и переданных.

Инструкция

Жизнь дворянства

Существование не по средствам привело дворянство просвещенных стран в долговую зависимость. Многие разорились и влачили жалкое состояние. Постоянные баллы и пиры предыдущих веков значительно сказались на благосостоянии многих родов. Но это не значит, что в XIX веке балы и походы по салонам прекратились. Те дворяне, которые могли себе позволить траты, с радостью продолжали вести шикарный образ жизни. Те же, кто состоянием не обладал, брали ссуды, пытались сорвать куш в азартных играх, либо просто отправлялись за деньгами и славой в дальние края. Военные действия по всему земному шару благоприятствовали этому.

Однако существовали мастера, которые не делились этой школой, которые выступали против фигуры учителя как прямого должностного лица власти; Абигайла Занетта была учителем, который выступал против этого схоластического режима этой фигуре магистранта, которая, по ее мнению, была «переводчиком режима, который царствует и имеет задачу переливания со всей властью своего кабинета традиционного менталитета у детей». 4 Этот учитель вызвал сомнения в возможности согласования работы по обучению с деятельностью по активизации насилия, работе, проводимой итальянскими учителями; осуществляемый «всеми наиболее наводящими средствами, от власти слова, до военной песни, до эксгумированного чтения».

Купечество и буржуазия в XIX веке

Эти сословия сколачивали свои капиталы так стремительно, что постепенно начали смещать дворянство с ведущих позиций в мире. Строительство железных дорог, использование новейших изобретений, фабрики и заводы значительно обогащали этих нуворишей. В отличие от дворян, представители буржуазии не спешили пускаться в необдуманные траты. Полученные капиталы приумножались. Конечно, и здесь было не все так гладко – новые предприятия временами имели свойство разоряться, оставляя своих создателей без гроша в кармане.

Мы продолжаем наше путешествие в древней Греции в компании Флавии Фризоне, профессора греческой истории в Университете Саленто, чтобы узнать больше об образе жизни детей в древнегреческом мире. Какие были самые популярные игры и игрушки? В каком возрасте вы начали посещать школу? И каковы основные предметы изучения, которые ученые эпохи должны были изучать? Узнайте, прочитав вторую часть красивой исторической сказки. И снова, помимо различий, которые все еще существуют между играми и образованием детей и девочек, возникает тот факт, что есть только один способ быть детьми, одинаковыми во всех возрастах: открыть мир, шаг после шага, с большим энтузиазмом и любопытством.

Крестьяне и рабочие XIX столетия

В век промышленного роста наблюдался большой отток населения из деревень в города. Стоит отметить, что в большинстве случаев жизнь крестьян улучшилась. В России отменили крепостное право, благодаря чему деревенский народ мог трудиться на себя. Крестьяне из лаптей переодевались в сапоги, разбогатевшие могли сами нанимать работников.

Каковы были основные игры и игрушки для детей? Были ли различия между игрушками и играми детей из богатых семей и детей из менее обеспеченных семей? Игры детей имеют необыкновенную красоту: они, кажется, остаются вне времени и выглядят удивительно похожими на тысячи лет. Прежде всего, игры на открытом воздухе, такие как подпрыгивание, преследование, захват или верховая езда, - это то, что дети практикуют точно так же с незапамятных времен. Они также использовали их в Древней Греции, когда мальчики и девочки строили и летали змеями, качались на качелях, прыгали веревкой, играли в перетягивание каната или шарики и шарики, как и мы, когда мы были молоды.

Что же касается городов, то тяжелые условия труда и небогатый быт были обыденностью для рабочих. Жить нередко приходилось в казармах, работать по 14 часов, смертность была значительной. Тем не менее все больше деревенских жителей предпочитало отправляться на поиски счастья в города. Возрастала грамотность.

Многим известно, что ветерана м войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий должны предоставить квартиру от государства, или же предоставить средства на покупку жилья. Но для этого необходимо предпринять некоторые действия.

Вместо того, чтобы бросать фигурки, они играли грецкие орехи или «астрагали», маленькие кости, сделанные из ног овец и коз, которые использовались как своего рода кубики. Это были косточки ног животных, такие как коза, овец, теленок или собака. Игра состояла в том, чтобы бросить их в воздух и попытаться захватить как можно больше рук.

А затем были игры и соревнования по мастерству с кругом или вращающимся верхом, который использовался, как и наши бабушки и дедушки, которые были брошены и сделаны для стрельбы со струны. Игра в мяч мы находим даже в «Одиссее»: к сожалению, сегодня у нас не может быть мячей, потому что они сделаны из кожи или ткани. Жаль, что многие из игрушек, существовавших в древние времена, не могут быть сохранены, потому что они были изготовлены из скоропортящихся материалов, таких как дерево, кожа, плодовые раковины, тряпки и материалы, которые не выдерживают времени.



Инструкция

Во-первых, разберемся, кто принадлежит к числу «нуждающихся в улучшении жилищных условий» - ведь это является необходимым для постановки на учет. Это во-первых люди, проживающие в перенаселенных квартирах – тех, где на одного человека приходится меньше 12 квадратных метров площади (такова санитарная норма). Также право на квартиру за госсчет имеют те, кто живет в домах, признанных ветхими или аварийными.

Терракотовая фигурка, изображающая девушку, играющую с мячом. Дети часто были хороши в создании их самих, и неважно, что они были богатыми или бедными. Но, конечно же, богатые дети могли также получать красивые и драгоценные, например, те, которые мы иногда видим, описанные древними авторами, и делали это специально специалистами-ремесленниками. Мы обнаружили некоторые из них, часто в могилах детей, к которым они принадлежали. Прежде всего куклы, которые также могут быть изготовлены из ценных материалов, таких как слоновая кость, а иногда и с артикулированными руками и ногами, как настоящая и очень старая Барби.


Н е поклонился на улице немецкому солдату? В комендатуре тебя ждет порка розгами. Не заплатил налоги на окна, двери и бороду? Штраф или арест. Опоздал на работу? Расстрел.

О том, как выживали во время Великой Отечественной войны простые советские люди на занятых врагом территориях, «МК» в Питере» рассказал доктор исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» Борис Ковалев.

Сегодня, как и сегодня, девушки наслаждались одеванием и кормлением. Некоторые игрушки воспроизводили объекты взрослых и каким-то образом учили детей и девочек тем ролям, которые они имели бы, когда они росли: девочки учились на дому, используя куклы, но также баночки и миниатюры, дети с мечами, луками, лошадьми они импровизировали солдат. У них могут быть даже небольшие тележки, которые, как настоящие, можно буксировать. домашние животные.

Терракотовая кукла из древнегреческого региона Беотия, 5 век до н.э. Большинство греческих детей жили в тесном контакте с сельской местностью, по крайней мере до эллинистического возраста: дома у всех были большие дворы и, даже в то время как в городе, было не трудно играть на открытом воздухе. Многие дети обладали маленькими животными, такими как собаки, птицы, кролики, чтобы играть с ними, но также насекомыми, такими как сверчки, цикады были захвачены и хранились в коробках и клетках, таких как игрушки.

Вместо России — Московия

— Каковы были планы нацистов насчет территории Советского Союза?
— Гитлер не испытывал большого уважения к СССР, он называл его колоссом на глиняных ногах. Во многом такая пренебрежительная позиция была связана с событиями советско-финской войны 1939-1940 годов, когда маленькая Финляндия на протяжении нескольких месяцев весьма успешно сопротивлялась Советскому Союзу. И Гитлер хотел, чтобы исчезло само понятие «Россия». Он неоднократно заявлял, что слова «Россия» и «русский» необходимо навсегда уничтожить, заменив терминами «Московия» и «московский».

Дети получали игрушки в виде подарков в нескольких случаях: при их рождении или на вечеринках по выбору имени и официальной презентации; или они могли бы получить их в качестве награды, награды или утешения в особых случаях. Были также вечеринки, в которых детям были даны специальные подарки: например, в первый день антисемитизма, конец зимних вечеринок, длившихся три дня, все дети старше трех лет получили свои эстакады для участия в торжествах.

Они обычно были дешевыми предметами или игрушками, которые были куплены на рыночных площадях или на ярмарках. Другие виды развлечений греческих детей были также очень просты: они восхищались со своими товарищами специальным событием, которое происходило в городе, или останавливались, чтобы посмотреть кукольный театр тех, кто шел по окрестностям и деревням. И наконец, дома, вечером, вокруг камина, им было приятно слушать рассказы матерей или медсестер: они рассказывали о приключениях богов, героев и героинь, а также умных и дружелюбных людей, глупых легковерных, говорящих животных.

Дело касалось и мелочей. Например, есть песня «Волга-Волга, мать родная, Волга — русская река». В ней, в песеннике, изданном для населения оккупированных районов, слово «русская» было заменено на «мощная». «Московия», по мнению гитлеровцев, должна была занимать относительно небольшую территорию и состоять всего из семи генеральных комиссариатов: в Москве, Туле, Горьком, Казани, Уфе, Свердловске и Кирове. Ряд областей гитлеровцы собирались присоединить к Прибалтике (Новгород и Смоленск), к Украине (Брянск, Курск, Воронеж, Краснодар, Ставрополь и Астрахань). Много было претендентов и на наш Северо-Запад. Например, финские правители рассуждали о великой Финляндии до Урала. Они, кстати, негативно рассматривали планы Гитлера уничтожить Ленинград. Почему бы его не превратить в небольшой финский городок? В планах латвийских националистов было создание великой Латвии, которая включала бы в себя территорию Ленинградской области, Новгородчины, Псковщины.

— Как немцы относились к местным жителям на оккупированной территории?
— Евреев убивали с первых же дней оккупации. Помня слова Гитлера о том, что «евреи являются стаей голодных крыс», в некоторых местах их уничтожали под видом «дезинфекции». Так, в сентябре 1941 года в гетто Невеля (Псковская область. — Ред.) немецкие врачи установили вспышку чесотки. Чтобы избежать дальнейшего заражения, гитлеровцы расстреляли 640 евреев, а их дома сожгли. Безжалостно уничтожали и детей, у которых только один из родителей был евреем. Местному населению объясняли, что смешение славянской и еврейской крови дает «самые ядовитые и опасные всходы». Такому же массовому истреблению подлежали и цыгане. Зондеркомандам рекомендовалось уничтожать их сразу, «не засоряя тюрьмы». А вот к эстонцам, финнам и латышам немцы относились как к союзному населению.



При входе в их деревни даже были надписи: «Все реквизиции запрещены». А партизаны называли эстонские и финские деревни братскими партизанскими могилами. Почему? Приведу пример. Александр Добров, один из участников боев на Северо-Западе России, вспоминает, что, когда немцы подходили к Волхову, в одной из финских деревень расположился штаб полка Красной армии. И вдруг все местное население дружно затеяло стирку, развесило всюду белые простыни. После этого все финны тихо уехали из деревни. Наши поняли: что-то неладно. И через десять минут после того, как штаб покинул деревню, началась немецкая бомбардировка. Что касается русских, то гитлеровцы считали их стоящими на низшем уровне человеческой цивилизации и годными только для удовлетворения потребностей победителей.

Больные дети на «службе» у нацистов

— На оккупированной территории работали школы? Или гитлеровцы считали, что русским образование ни к чему?
— Школы были. Но немцы считали, что основная задача русской школы должна заключаться не в обучении школьников, а исключительно в воспитании послушания и дисциплины. Во всех школах обязательно вывешивались портреты Адольфа Гитлера, а занятия начинались с «благодарственного слова фюреру Великогермании». На русский язык переводились книги о том, какой добрый и хороший Гитлер, как много он делает для детей. Если в годы советской власти девочка лет пяти забиралась на табуретку и проникновенно читала: «Я маленькая девочка, играю и пою. Я Сталина не видела, но я его люблю», то в 1942 году дети декламировали перед немецкими генералами: «Слава вам, орлы германские, слава мудрому вождю! Свою голову крестьянскую низко-низко я клоню». Ознакомившись с биографией Гитлера, ученики 6-7 классов изучали книги вроде «У истоков великой ненависти (очерки по еврейскому вопросу)» Мельского, а потом должны были подготовить доклад, например, на тему «Еврейское засилье в современном мире».

— Немцы вводили новые предметы в школах?
— Естественно. Обязательными стали занятия по Закону Божьему. А вот историю в старших классах отменили. Из иностранных языков преподавали только немецкий. Что меня удивило, в первые годы войны школьники учились еще по советским учебникам. Правда, оттуда «вымарывали» любые упоминания о партии и произведения еврейских авторов. Школьники сами на уроке по команде заклеивали бумагой всех партийных вождей.

— Телесные наказания в учебных заведениях практиковали?
— В некоторых школах этот вопрос обсуждался на собраниях учителей. Но дальше дискуссий дело, как правило, не шло. А вот телесные наказания для взрослых практиковались. Например, в Смоленске в апреле 1942 года на пивоваренном заводе выпороли пять рабочих за то, что они самовольно выпили по кружке пива. А в Павловске секли розгами за непочтительное отношение к немцам, за невыполнение приказов. Лидия Осипова в своей книге «Дневник коллаборантки» описывает такой случай: девушку высекли за то, что она не поклонилась немецкому солдату. После наказания она побежала жаловаться своим бойфрендам — испанским солдатам. Они, кстати, были те еще донжуаны: никогда не насиловали, но уговаривали. Не мудрствуя лукаво, девушка задрала платье и показала испанцам свои исполосованные ягодицы. После этого разъяренные испанские солдаты побежали по улицам Павловска и стали бить морды всем встречным немцам за то, что те так поступают с девушками.

— Нацистские спецслужбы использовали наших детей в разведке или в качестве диверсантов?
— Безусловно, да. Схема вербовки была очень простая. Подходящего ребенка — несчастного и голодного — подбирал «добрый» немецкий дядя. Он мог сказать подростку два-три теплых слова, накормить или что-то подарить. Например, ботиночки. После этого ребенку предлагали подбросить где-нибудь на железнодорожной станции кусок тола, замаскированного под уголь. Некоторых детей использовали и против их воли. Например, в 1941 году нацисты под Псковом захватили детский дом для ребят с замедленным психическим развитием.

Вместе с немецкими агентами их отправили в Ленинград и там сумели внушить, что скоро на самолете за ними прилетят мамы. Но для этого им надо подать сигнал: пострелять из красивой ракетницы. Больных детей расставили около особо важных объектов, в частности Бадаевских складов. Во время налета немецкой авиации они стали пускать ракеты вверх и ждать мам… Конечно, на оккупированной территории создавали и специальные разведывательные школы для детей и подростков. Как правило, туда набирали ребят из детских домов в возрасте от 13 до 17 лет. Потом их забрасывали в тылы Красной армии под видом нищих. Ребята должны были выяснить расположение и численность наших войск. Понятно, что ребенка рано или поздно арестуют наши спецслужбы. Но нацистов это не пугало. Что малыш может рассказать? А самое главное — его не жалко.

Молитва Гитлеру

— Не секрет, что большевики закрывали церкви. А как к религиозной жизни на оккупированной территории относились нацисты?
— Действительно, к 1941 году у нас церквей практически не осталось. В Смоленске, например, одну часть храма отдали верующим, а в другой — устроили антирелигиозный музей. Представьте, начинается служба, и одновременно с этим комсомольцы надевают какие-то маски и начинают что-то отплясывать. Такой антирелигиозный шабаш устраивали в стенах храма. И это притом, что к 1941 году русское население, особенно проживающее в сельской местности, оставалось в большинстве своем религиозным. Гитлеровцы решили использовать эту ситуацию в своих интересах. В первые годы войны они открывали храмы. Церковный амвон был идеальным местом для проведения пропаганды. Например, священникам настойчиво рекомендовали в проповедях выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху.

Нацисты распространяли даже такие листовки-молитвы: «Адольф Гитлер, ты наш вождь, имя твое наводит трепет на врагов, да придет третья империя твоя. И да осуществится воля твоя на земле…» Истинное отношение руководителей Третьего рейха к христианской религии было двойственным. С одной стороны, на пряжках немецких солдат было выбито: «С нами Бог», но с другой — Гитлер в застольных беседах не раз говорил, что ислам ему нравится гораздо больше, чем христианство с его мягкотелостью, любовью к ближнему своему и с подозрительным, извините меня, национальным происхождением Иисуса Христа. И Гитлер, кстати, возражал против единой православной церкви в России. Однажды он заявил: «Если у них там (в русских деревнях. — Ред.) начнут возникать всякие колдовские и сатанинские культы, как у негров или у индейцев, то это будет заслуживать всяческой поддержки. Чем больше моментов, разрывающих на части СССР, тем лучше».

— Немцы рассматривали церковь и священнослужителей как своих потенциальных союзников?
— Да. Например, священники оккупированных районов Северо-Запада получили в августе 1942 года секретный циркуляр, согласно которому они обязаны были выявлять партизан и тех прихожан, которые настроены против немцев. Но большинство священников не выполняли эти указания. Так, Георгий Свиридов — священник села Рождествено Пушкинского района Ленобласти — активно помогал советским военнопленным: он организовывал сбор вещей и продуктов для узников концлагеря в селе Рождествено. Для меня настоящие герои того времени — это простые деревенские батюшки, оплеванные, оскорбленные, может быть, даже отсидевшие в лагерях.

По просьбе односельчан они, не помня обид, возвращались в церковь в 1941 году и молились за людей, находящихся в Красной армии, помогали партизанам. Таких батюшек нацисты убивали. Например, на Псковщине гитлеровцы заперли в храме священника и сожгли его живьем. А в Ленобласти отец Федор Пузанов был не только священнослужителем, но еще и партизанским разведчиком. Уже в 60-х годах ему исповедовалась женщина, которая во время войны сожительствовала с немцами. И отец Федор так перенервничал, что у него случился сердечный приступ. На его могиле поставили крест. Ночью пришли его друзья партизаны, крест заменили на тумбочку с красной пятиконечной звездой и написали: «Герою-партизану, нашему брату Федору». Утром верующие снова поставили крест. А ночью партизаны вновь его выбросили. Вот такая судьба у отца Федора была.

— А как местные жители относились к тем священникам, которые выполняли указания гитлеровцев?
— Например, один поп из Псковской области в проповедях восхвалял немецких захватчиков. И большинство населения к нему относилось с презрением. Эту церковь посещали единицы. Были и лжесвященники. Так, благочинный Гатчинского округа Иван Амозов, бывший чекист и коммунист, смог выдать себя за батюшку, пострадавшего от большевиков. Немцам он предъявил справку об освобождении с Колымы. Однако там он оказался за двоеженство, разврат и пьянство. Амозов очень мерзко вел себя по отношению к рядовым батюшкам, которые служили в деревенских церквях. Война, к сожалению, вскрывает в людях не только самое лучшее, но еще и самое гнусное.

Налоги на бороды, окна и двери

— Как жили в оккупации простые люди, не предатели, не коллаборационисты?
— Как мне рассказывала одна женщина, в оккупации существовали по принципу «один день прожили — и слава богу». Русских использовали на самых тяжелых физических работах: строительстве мостов, расчистке дорог. Например, жители Оредежского и Тосненского районов Ленинградской области работали на ремонте дорог, на торфоразработках и лесозаготовках с шести часов утра до наступления темноты и получали за это только по 200 граммов хлеба в день. Тех, кто работал медленно, иногда расстреливали. В назидание другим — публично. На некоторых предприятиях, например, в Брянске, Орле или Смоленске, каждому рабочему присваивали номер. О фамилии и имени речи даже не шло. Оккупанты объясняли это населению нежеланием «неправильно произносить русские имена и фамилии».

— А налоги жители платили?
— В 1941 году было объявлено, что налоги будут не меньше, чем советские. Потом к ним добавились и новые сборы, зачастую оскорбительные для населения: например, за бороду, за собак. В некоторых районах взимали даже особые налоги за окна, двери и «излишнюю» мебель. Для лучших налогоплательщиков существовали формы поощрения: «лидеры» получали бутылку водки и пять пачек махорки. Старосте образцового района после окончания кампании по сбору налогов дарили велосипед или патефон. А начальнику района, в котором нет партизан и все работают, могли презентовать корову или отправить в туристическую поездку в Германию. Кстати, так же поощряли и самых активных учителей.

В Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга хранится фотоальбом. На его первой странице аккуратными буквами на русском и немецком языках выведено: «Русским учителям на память о поездке в Германию от отдела пропаганды города Пскова». А ниже надпись, которую кто-то позже сделал карандашом: «Фото русской сволочи, которых еще ждет партизанская рука».