Государственные и международные стандарты и системы качества. Международные стандарты, директивы евросоюза и российские госты

Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.

Международные стандарты

Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:

  • здравоохранение;
  • атомная энергетика, радиационная безопасность;
  • противопожарная защита;
  • метрология;
  • энергетика;
  • электрическое и электронное оборудование;
  • охрана окружающей среды;
  • машинное оборудование;
  • обработка информации;
  • материалы;
  • обеспечение и оценка качества и другие.
  • ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
  • IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
  • ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.

Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается, что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

Директивы Евросоюза

В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.

СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.

Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.

Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.

Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).

Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств - членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином - директивы Евросоюза.

При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.

Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.

На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.

Международные стандарты и ГОСТы

Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.

Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:

  • IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
  • MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
  • NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.

Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

  • принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
  • принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.

Международные стандарты требований по сертификации системы управления организации — их сила и слабость.

В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

Современная доктрина достижения требуемых параметров функционирования организации основана на создании эффективной структуры, системы управления и методов работы такой организации. Именно обеспечив эти требования, можно c достаточной степенью уверенности гарантировать, что выпускаемая продукция довольно длительный срок будет отвечать требованиям заказчика, она будет поставлена в срок и без дефектов. Это основное стратегическое отличие новой системы достижения эффективности от старой, которая определяла это подтверждение определением параметров выпущенной продукции, то есть оценка деятельности по конечному результату . Проще говоря, новая модель делает упор на систему, производящую продукцию, а старая модель — на саму продукцию.

Понятно, что создав современную, эффективную, адаптивную организацию, мы гарантировано будем получать от нее конкурентоспособную продукцию длительный срок, пользующуюся высоким спросом потребителей. Но здесь возникает основной вопрос, определяющий силу и одновременно слабость новой модели. Как определить, что организация современная, эффективная, адаптивная и т.д. ?

В старой модели все было понятно и просто. Берем на выбор образцы продукции организации и проверяем их на соответствие требованиям нормативных документов. Соответствуют, значит, организация работает хорошо, она современная, эффективная, адаптивная и т.д.

В настоящее время наиболее хорошо известны следующие международные стандарты требований по сертификации:

  • Стандарты серии ИСО 9000, определяющие требования по системе менеджмента качества
  • Стандарт OHSAS 18001, определяющий требования системы охраны здоровья и безопасности труда.
  • Стандарты серии ИСО 14000 , определяющие требования по системе экологической безопасности.
  • Стандарт SA 8000 — требования социальной ответственности.

Все эти стандарты имеют общие черты — это добровольность применения, универсальность, то есть применение в любой организации по роду деятельности, размерам, форме собственности. В последнее время наметилась отчетливая тенденция совместного применения этих стандартов, то есть создания интегрированного менеджмента организации, которая выполняла бы требования этих стандартов.

Выделим общие методологические принципы функционирования требований этих стандартов.

1. Все действия организации должны быть расписаны в соответствующей документации, эта документация должна быть доступна, удобна и понятна для работника, своевременно обновляться. Каждый работник должен знать свою документацию, ее содержание и применять эту информацию в своей работе.

2. Руководство организации является ведущим элементом внедрения требований, оно должно личным примером вести за собой подчиненных, должно быть самым заинтересованным лицом в проводимых начинаниях.

3. Структура организации должна полностью отвечать требованиям наиболее эффективного проведения мероприятий по внедрению требований стандартов.

4. Действия по улучшению деятельности организации должны проводится постоянно, они должны быть адекватными существующей на данный момент ситуации, и по возможности работать на опережение.

Как уже говорилось, все перечисленные стандарты универсальны в применении. Отсюда, приведенные в них требования выражены в общих словах и трактоваться могут по разному. Приведем цитаты из наиболее распространенного стандарта ИСО 9001.«Там, где какое-либо требование(я) настоящего стандарта не может быть применено ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение». «Документация может быть в любой форме или на любом носителе». Понятно, что такие требования могут пониматься по разному аудиторами, это зависит от их опыта, квалификации, уровня требований и т.д. Универсальность и неопределенность требований этих международных стандартов вынуждает разработчиков разрабатывать собственные отраслевые международные стандарты, учитывающие специфические требования и более конкретные — TL 9000 (требования в сфере телекоммуникаций), AS 9100 (требования в аэрокосмической области), QS 9000 (требования в сфере автомобилестроения), ИСО 22000 (пищевое производство). Можно не сомневаться, что в ближайшее время появятся стандарты и для других отраслей.

Структура требований всех стандартов примерно одинакова. Обычно она имеет 4 уровня. 1 уровень — это политика организации, то есть ее манифест, в котором в общих чертах выражается цель к которой необходимо стремиться. 2 уровень — это руководство, документ в котором показаны основные направления работы, взаимосвязь, обязанности и компетентность подразделений организации, существующих документов. 3 уровень — процедуры, в этих документах описываются основные бизнес-процессы организации, то есть главные определяющие достижение заявленных целей технологические процессы. 4 уровень — рабочие документы, это документы непосредственно исполнителей, которые описывают их текущие повседневные обязанности и действия — это должностные инструкции, маршрутные и технологические карты, инструкции по эксплуатации, нормативные документы, стандарты организации и т.д.

Например, стандарт ИСО 9001 .

1. Политика по качеству.

2. Руководство по качеству. Разделы: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла; измерения, анализ, улучшения.

3. Процедуры. Управление документацией, управление записями по качеству, проведение внутренних аудитов, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия, предупреждающие действия.

4. Рабочие документы.

Стандарт OHSAS 18001 .

1. Политика по охране здоровья и безопасности труда.

2. Программы менеджмента по охране здоровья и безопасности труда.

3. Процедуры. Планирование, внедрение и функционирование, проверочные и корректирующие действия.

4. Рабочие инструкции и планы.

Выполнение требований данных стандартов должно привести к созданию в организации эффективной системы управления и структуры. Так должно быть, но бывает не всегда. Почему? Потому что достаточно трудно понять и описать, что такое эффективная структура и система управления. Эти вещи достаточно индивидуальны и эксклюзивны для каждой организации, зависят от работников, личности руководителя, рода деятельности, ситуации на рынке сбыта и т.п. Это показатель комплексный, трудно выражаемый в конкретных единицах измерения, который может быстро изменяться в зависимости от ситуации и т.п.

По этой же причине очень сложной задачей является сертификация организации по выполнению требований стандартов и доказательства своего уровня, удовлетворяющего заявленным требованиям.

Этот момент является самым слабым звеном сертификации на право получения сертификата, соответствующего международным требованиям.

Любая сертификация — это действие по изучению объекта на соответствие его определенным требованиям, описанным в соответствующем нормативном документе, проводимое независимым компетентным уполномоченным органом.

Основные требования стандарта по созданию эффективной структуры и системы управления достаточно трудно проверить, поэтому упор делается на проверку выполнений формальных требований, создания документации. Причем упор делается именно на это. Здесь происходит переход на старую давно отработанную систему оценки по конечному продукту. Смотрим, что написано в нормативном документе и проверяем, есть ли это в реальности. Понятно, что проверить эффективность системы организации достаточно сложно, поэтому просто смотрим, есть ли у нее документы, описанные в стандарте. А вот как эти документы работают, пользуются ими исполнители, их полезность проверить и понять довольно сложно и это требует много времени и очень высокой квалификации аудиторов.

Для преодоления этого свойства стандартов требуется новый подход к аудиту, необходимо изучать организацию в динамике, ее работу, а не наличие бумаг в отделах. Следует отметить, что в стандарте по аудиту системы качества ИСО 10011 (казахстанский аналог — СТ РК 3.15) имеется анкета — вопросник, которую должна изучить сертифицируемая организация и ответить на ее вопросы, но эти вопросы достаточно обтекаемы и не конкретны, что создает возможность опять же довольно широко трактовать уровень состояния системы качества на предприятии.

Также в стандарте ИСО 9001 достаточно размыто говорится о технологии и оборудовании, инфраструктуре. Новая доктрина достижения качества ставит на первый план работника, его желание и возможность делать качественную работу. Это правильно, но наличие современного оборудования и технологии тоже не стоит снимать со счетов. Но в требованиях стандарта об этом говорится как-то мимоходом, что позволяет получить сертификат соответствия организации, не владеющей передовыми технологиями и современным оборудованием. Здесь можно вспомнить случай, что в Алматы на одном предприятии, получившем сертификат ИСО 9000, обвалился потолок одного цеха, который был построен в 1943 г. и ни разу после этого капитально не ремонтированного.

О недостатках международных стандартов, особенно серии ИСО 9000, уже много говорилось и писалось, эта проблема возникла не сегодня. И вряд ли ее будет возможно решить в ближайшее время, а может она не будет решена никогда. Вот, что сказал один из разработчиков современной теории менеджмента качества Д. Джуран: «У меня накопилось немало сомнений относительно стандартов ИСО 9000, и мне кажется, что существует значительный риск того, что, невзирая на все вложенные в эти стандарты усилия и на всю их пропаганду со стороны органов по стандартизации и обществ по качеству, заработавших большие деньги за участие в этой работе, вся затея потерпит большую неудачу. Компании обнаружат, что нет никаких оснований тратить деньги на поддержание сертификатов соответствия этим стандартам, которые не обеспечивают им лидерства в области качества » («Д. Джуран: два века качества» (интервью с др. Д. Джураном): Пер. с англ. // «Европейское качество». 1999 год. Т. 6. № 2. С. 57.). Количество организаций имеющих сертификат системы качества серии ИСО 9000, постоянно растет, сейчас их количество достигло 800 000, только в Китае таких организаций более 140 000. Достаточно хорошо видна тенденция уменьшения авторитета такого сертификата, это естественно: когда сертификат есть почти у всех, его ценность падает. Понятно, что не все организации, получившие сертификат, имеют реальную систему менеджмента качества, по данным российского журнала «Стандарты и качество» в России таковых не более 10%.

Возникает вопрос: «Как решить этот вопрос? Стоит ли развивать эти стандарты?». Ответ однозначен: «Стоит».

Но для подъема статуса международных сертификатов, повышения их авторитета необходимо решить основную задачу: главный принцип — сертификат получают для потребителя, потребитель должен иметь ясный знак, что он получает товар надлежащего качества. Пока будут существовать другие мотивы получения сертификата, сертификация не может гарантировать наличие реальной системы менеджмента качества. Какие же это мотивы:

1. Руководство организации в основном озабочено, чтобы хорошо выглядеть перед вышестоящим начальством. Интересы потребителя для него второстепенны.

2. Иметь сертификат престижно, это как новая иностранная игрушка.

3. Партнер по бизнесу в обязательном порядке требует наличие сертификата, причем сертификат должен быть показан в самое ближайшее время.

Эти мотивы сами по себе не являются плохими, они являются дополнительными, но если они становятся главными доминирующими, то в этом случае сертификат соответствия может превратиться в обычную бумагу.

Министерство образования и науки Российской Федерации

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет "Управление"

Заочное отделение

Специальность "Менеджмент"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Управление качеством"

По теме: "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ"


Научный руководитель: к. э. н., доцент к. менеджмента Ботош Н.Н.

Исполнитель: студентка группы 4410 М.М. Попова


Сыктывкар 2011


Введение

1. Международные стандарты

1.1 Понятие, цели, задачи

2.1 ISO-9000 в России

Заключение

Введение


В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.

Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.

Целью работы является определение уровня внедрения международных стандартов на российских предприятиях.

Объектом исследования в данной работе выступает система международных стандартов.

Предмет исследования - стандарт серии ISO.

1. Международные стандарты


1.1 Понятие, цели, задачи


Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

.сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2.обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

.содействие международной торговле;

.содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

.установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

2.развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

.обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

.разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

.принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

.формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

.создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.


1.2 Виды и положения международных стандартов


Можно выделить следующие виды стандартов:

.Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться „другие стандарты.

2.Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

3.Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы <#"justify">Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.


1.3 Международный стандарт "серия ISO-9000"


Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.

В 1987 году Организация приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический комитет 176" (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

Вторая версия стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В основном она повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов.

Третья версия международных стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г. Стандарт ISO 9001: 2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:

.ISO 9000: 2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

2.ISO 9001: 2000 Система менеджмента качества. Требования.

.ISO 9004: 2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

.ISO 19011: 2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

.ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

В 2008 году была принята и введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты содержат разъяснения терминов и уточнение требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире, подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира.

В настоящее время утверждена и введена в действие серия национальных стандартов в области качества:

.ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

2.ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 находится в стадии пересмотра и официальной публикации новой версии)

Российские государственные стандарты в области качества введены в действие с ноября 2009 года (Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии № 470-ст от 18 декабря 2008 года). Текст стандартов аутентичен международным.

Одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли.

2. Международные стандарты в России


2.1 ISO-9000 в России


В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки, причем не только с сырьем, но и со сложной многокомпонентной продукцией. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

Однако существует ряд проблем по внедрению стандартов ISO семейства 9000 на российских предприятиях.

Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ISO 9001 весьма консервативны.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

Любой специалист упомянет, что есть и еще одна проблема, которая не могла не возникнуть в России - торговля сертификатами. В этом обвиняются и местные органы сертификации, и международные бренды. Правда, в последнем случае речь идет, скорее всего, о недостаточно скрупулезной сертификации - вряд ли международные компании опустятся до банальной торговли документами.

Так же наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ISO 9000.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ISO 9000 - это "жить по правилам, которые помогают жить лучше".

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества - это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ISO 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.


2.2 ISO-9001 на ОАО "Газпром"


В 2006 году ОАО "Газпром" ввело в действие комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества "СТО Газпром серии 9000". В основе комплекса корпоративных стандартов лежат международные стандарты ИСО серии 9000, с некоторыми дополнениями, учитывающими требования национальных и отраслевых нормативных документов.

Цели внедрения комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000:

.повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг поставщиков ОАО "Газпром";

2.повышение результативности и эффективности деятельности поставщиков ОАО "Газпром" во всей цепи поставок. Оптимизация взаимодействия всех участников отраслевой кооперации;

.создание в рамках конкурентной рыночной среды условий, устанавливающих приоритетность интересов потребителя в лице ОАО "Газпром" и обеспечивающих его гарантии в получении продукции требуемого качества;

.создание процедур и механизмов объективной оценки выполнения организациями-поставщиками требований стандартов как со стороны ОАО "Газпром", так и со стороны органов по сертификации;

Стандарт ОАО "Газпром" на системы менеджмента качества СТО Газпром 9001 устанавливает совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

В соответствии с положениями статей 13 и 17 Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" стандарт имеет статус стандарта организации, Стандарт СТО Газпром 9001 разработан в следующих целях:

.более полного удовлетворения требований потребителей (как непосредственных, так и конечных) по всей цени поставок;

2.повышения эффективности деятельности поставщиков в интересах потребителей и в своих собственных интересах;

.создания механизмов объективной оценки функционирования систем менеджмента качества организаций второй и третьей сторонами.

Общие положения СТО Газпром 9001-2006 (Часть I.)

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.

При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001]

Совместимость с другими системами менеджмента.

международный стандарт качество национальный

Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий стандарт ее содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему (ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Настоящий стандарт также включает отдельные требования в области менеджмента охраны окружающей среды, менеджмента рисков и безопасности, финансового менеджмента.

Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию" отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Настоящий стандарт совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2000) определяет требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

Стандарт содержит общие требования, применимые ко всем организациям независимо от вида деятельности и поставляемой продукции.

Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставок.

Специальные требования ОАО "Газпром" изложены в стандарте СТО Газпром 9001 - Часть II.

СТО Газпром 9001-2006 (части I и II) - это, по сути дела, описание модели требуемого ОАО "Газпром" уровня организации бизнеса на всех этапах жизненного цикла продукта. Фактически, с вводом комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000 ОАО "Газпром" предложил своим партнерам такие правила, при соблюдении которых риск выпуска некачественной продукции был бы сведен к минимуму.

Те, кто эти правила принял, имеют реальный шанс попасть в элитный клуб поставщиков ОАО "Газпром". Своеобразным "входным" билетом послужит сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО Газпром 9001-2006.

Наличие сертификата СТО Газпром 9001 будет полезно предприятию по двум причинам:

Наличие сертификата дает предприятию статус одобренного поставщика Газпрома, то есть практически гарантирует получение выгодных контрактов. ОАО "Газпром" имеет разветвлённую сеть дочерних компаний, поставщиков, проектных и строительных компаний. В настоящее время ОАО "Газпром" реализует множество, проектов, в том числе и заграничных.

Наличие сертификата позволяет с помощью специализированной консалтинговой фирмы проанализировать работу его системы менеджмента качества и определить те пути, по которым её надо дорабатывать, достраивать на соответствие требованиям СТО Газпром и это может быть средством для организации бизнеса как несущая доход модернизация системы управления.

Заключение


В данной контрольной работе была рассмотрена системе международных стандартов и их особенности внедрения на российских предприятиях.

Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

Один из важнейших инструментов для решения этой задачи - разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами ISO 9000.

Что может дать отечественному производителю получение сертификата соответствия международным стандартам ISO серии 9000?

В первую очередь выход на международный уровень и признание на международной арене. Повышение эффективности и конкурентоспособности. А так же улучшение качества продукции.

Но, помимо этого существуют и ряд проблем по внедрению международных стандартов: бюрократические разногласия, торговля сертификатами, противоречие культурных основ.

Однако, несмотря на эти сложности все же уже есть российские предприятия, которые получили сертификат соответствия международным стандартам. Одной из такой компании является ОАО "Газпром", которой внедрение международного стандарта дало улучшение признания на международной арене и возможность реализации заграничных проектов.

Список использованной литературы


1.История международных стандартов качества ISO (ИСО) серии 9000 - Сайт Центр сертификации ISO - http://www.iso-centr.ru/iso_standards/

2.Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях. - Денис Дьяконов, - Сайт Консалтинговая группа БИГ-Петербург - http://www.big. spb.ru/publications/bigspb/qualiti/problem_iso_russia. shtml

Сертификация СТО ГАЗПРОМ 9001-2006 -

СТО Газпром 9001-2006 (Часть I и II) -

5.ISO 9000 - Российские компании включились в борьбу за качество ISO 9000. - // Коммерсантъ -


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Понятие стандартов и стандартизации

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации.

Система стандартов в Российской Федерации

С переходом к рынку изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

  • государственные стандарты РФ (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;

2) ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

4) ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.

Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

  • значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;
  • превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;
  • стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;
  • превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;
  • создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

Международные стандарты и системы качества

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (рис. 15.1).

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества - достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (рис. 15.2).

В соответствии с международными стандартамиИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества:

  • планирование качества;
  • управление качеством;
  • обеспечение качества;
  • улучшение качества.

Рис. 15.1. Функциональная структура системы качества

Маркетинг и изучение рынка

Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику.

Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 - «Общее руководство качеством и элементы системы качества».

  • соответствия
  • документирования
  • единоначалия
  • подконтрольности
  • комплексности
  • законности.

Хорошо структурированная организационная система качества является залогом реализации функций и успешного общего руководства системой качества.

В зарубежных фирмах ответственным руководителем по общему руководству качеством является вице-президент компании. Его главная задача состоит в обеспечении требуемого уровня качества и поддержании уверенности потребителя в том, что все условия контракта на поставку продукции будут выполнены.

Принцип соответствия воплощается и в организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации.

Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

  • работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;
  • выполняются требования потребителя к продукции;
  • работа самой системы экономически оправдана система качества документируется в соответствии с МС ИСО 90011.

В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции.

Многолетний опыт функционирования систем управления качеством показывает, что эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управления качеством, определение уровня подготовки кадров и их квалификации.

Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль - организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

Принцип комплексности означает, что достижение целей системы качества возможно лишь при создании необходимых условий и включении всех факторов, влияющих на качество, В Международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество. Стабильности выпуска продукции хорошего качества можно достигнуть при эффективной организации маркетинговой деятельности, использовании новейших средств контроля и испытания продукции, автоматизации процессов управления, использовании прогрессивных методов организации в системе качества активизации человеческого фактора и других мер, обеспечивающих гармоничное функционирование ее частей и повышение координации системы в целом.

Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.

В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000; МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004.

В это же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.


Навигация

« »

Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), международный союз электросвязи - МСЭ (ITU).

Международная организация по стандартизации - самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности”.

О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.

Основные объекты стандартизации, количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют диапазон интересов организации.

Машиностроение

Неметаллические материалы

Руды и металлы

Информационная техника

Сельское хозяйство

Строительство

Специальная техника

Охрана здоровья и медицина

Основополагающие стандарты

Окружающая среда

Упаковка и транспортировка товаров

Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники - это объекты совместных разработок ИСО/МЭК.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон - производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

Пользователи международных стандартов ИСО - промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

В России принят такой порядок внедрения международных стандартов:

§ прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований;

§ использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии - результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли.

Таким образом на практике реализуется принцип: “ Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду”.

Хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

За последние пять лет уровень использования международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как машиностроение, металлургия, транспорт и связь - превысил 40%.

Перспективные задачи ИСО

ИСО определила свои задачи, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

· установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

· снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

· оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

· стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше про­граммы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

· забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

2.2 Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года. Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду

1) Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к “постоянному улучшению” системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений". Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2) Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3) С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4) Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5) В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6) Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.

7) Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8) Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9) Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

· улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

· экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

· увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

· желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

· улучшение системы управления предприятием;

· интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

· популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

· популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

· подготовка специалистов-аудиторов;

· развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

· внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования

Важность и необходимость стандартизации Российское государство поняло еще в 1900 году, когда попыталось стандартизировать зерновые в части торговой классификации, проводило работы по унификации вооружений, вводило нормы проектирования электротехнических изделий.

Хотя сейчас все основные элементы технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор - в том или ином виде имеются в Российской Федерации, они требуют существенной доработки, еще и потому, что создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.

В конце 2002г. В России был принят Федеральный закон “О техническом регулировании”, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Федеральным законом введены:

§ понятие и принципы технического регулирования;

§ понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;

§ цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;

§ цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

§ положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;

§ положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;

§ ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;

§ положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

§ положения о финансировании в области технического регулирования.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, треть ежегодного экономического роста Германии за 1960-1990 гг. (около 30 млрд. марок) относилась к эффекту применения стандартов

При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций - технических комитетов по стандартизации.