Матренин двор герой. Характеристика Матрены («Матренин двор» А. И. Солженицына). Темы и проблемы

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика литературного героя Матрена Васильевна Григорьева – крестьянка в деревне Тальново, одинокая женщина лет 60-ти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. М. “помогала чужим людям бесплатно”, а сама “за обзаводом не гналась”: не заводила “добра”, не старалась заполучить квартиранта. Главным богатством М. были кадки и горшки с любимыми фикусами, а также старая колченогая кошка, подобранная на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Еще до революции М. вышла замуж потому, что “мать у них умерла…рук у них не хватало”. Мужем М. был младший брат Ефим, хотя любила она старшего – Фаддея. Но тот ушел на войну и пропал. Три года М. ждала Фаддея, но немного не дождалась – он вернулся к уже замужней М. У героини было 6 детей, но все они умерли маленькими. Во время Великой Отечественной войны пропал муж М., и она осталась одна. Поэтому взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Вставала М в 4-5 часов утра, работала до позднего вечера, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна и приветлива. Всегда М. боялась обременить собой. Когда героиня болела (а это случалось регулярно, 2 раза в месяц), она не жаловалась, лишний раз боялась вызвать врача. Героиня верила в Бога, каждое дело начинала с маленькой молитвы – “С Богом!” Когда выросла воспитанница Кира, М. решила отдать ей свою горницу. Для этого пришлось разделить дом. М. бросилась помогать перевозить имущество. Спасая вещи Фаддея, застрявшие на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд. Ее отсутствие в этом мире тут же стало заметно: к кому теперь обращаться за помощью? На фоне смерти М. проявляются алчные характеры ее сестер, Фаддея, подруги Маши, которые на похоронах начинают делить нищий скарб героини. Видя все это, рассказчик понимает, что “не стоит село без праведника”, т. е. без М.

Сочинение по литературе на тему: Матрена (Матренин двор Солженицын)

Другие сочинения:

  1. Рассказчик Характеристика литературного героя Рассказчик (Игнатьич) – автобиографический персонаж. Матрена называет Рассказчикa Игнатьичем. Он отбыл ссылку “в пыльной, горячей пустыне”, был реабилитирован. Рассказчик захотел жить в какой-нибудь деревне в средней полосе России. Оказавшись в Тальнове, он стал снимать комнату у Read More ......
  2. Матрена – одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было Read More ......
  3. Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, Read More ......
  4. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, – о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен Read More ......
  5. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это Read More ......
  6. Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрена, у нее необычная судьба. Ее любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашел Read More ......
  7. Я прочитал рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена – человек незаурядный. Read More ......
Матрена (Матренин двор Солженицын)

как раскрывается характер главной героини в рассказе матренин двор и получил лучший ответ

Ответ от Ketpol[гуру]
«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ - спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями - придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию”.
Матрена Васильевна - одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.. . А для Матрены было это - конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодост

Меню статьи:

Это произведение – второе в списке опубликованных автором, главным диссидентом Александром Солженицыным. «Матренин двор», главные герои которого будут охарактеризованы ниже, имеет любопытную историю публикации. Название, под которым вышел рассказ, – не «родное» для творения писателя. Изначально Солженицын дал произведению наименование «Не стоит село без праведника», но редакция не пропустила текст в печать: цензура.

Что такое «деревенская литература»?

Диссидент, литературовед и критик Андрей Синявский назвал «Матренин двор» произведением, лежащем в основе явления, названного впоследствии «деревенской литературой». Поэтому стоит дать и краткую характеристику, дефиницию того, что такое «деревенская литература».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”

Это литературное направление в России, которое родилось в 1950-х годах и было популярно вплоть до 1980-х годов. «Деревенская литература» отличалась вниманием к ценностям традиционного уклада жизни, быту деревни, обычаям села. Частые темы этого направления следующие: драма раскулачивания, осмысление опыта формирования и функционирования колхозов, последствия коллективизации…

«Матренин двор» и ключевые персонажи рассказа

Предыстория

Солженицын написал это произведение, пребывая в Крыму, куда писателя пригласили друзья. Рассказ автор закончил довольно быстро: работа над текстом продолжалась с августа по декабрь. Когда Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании рассказа, тот сначала отказал: редактор журнала «Новый мир» был уверен, что цензура не пропустит текст.

Однако сохранилось множество положительных откликов на «Матренин двор». Например, Лидия Чуковская (редактор и поэтесса) даже писала, что «вторая вещь» известного диссидента понравилась ей куда больше, чем первая. Чуковская огорчалась, что второй текст писателя могут не пропустить в печать.

Тогда Твардовский предложил поработать над сменой названия рассказа. Позже, после утверждения редакционной комиссией произведения, Солженицын с юмором отметил, что с названиями в «Новом мире» ему постоянно не везет.

Итак, это была предыстория появления на свет «второй вещи» Александра Солженицына. Прежде чем перейти к характеристике главных героев «Матрениного двора», следует сказать несколько слов о сюжете произведения.

Сюжетная карта рассказа Солженицына

Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.

Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.

Умненькие вы наши! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Солженицын

Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.

Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.

Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»

Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.

Герои «Матрениного двора» – крестьяне, тяжелая жизнь которых и представляется глазу читателя на страницах рассказа. Солженицын обращается к теме праведников, и в этом писатель не оригинален.

Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.

Рассказчик

Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.

Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.

Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.


Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.


В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.

Матрена Васильевна

Женщина прожила тяжелую жизнь. Сразу скажем: в конце Матрена умирает. Хозяйка дома, где остановился рассказчик, последует за детьми, ведь все они умерли в раннем детстве. Родственники отзывались о Матрене не слишком лестно, и больше интересовались имуществом, оставшимся после покойницы, чем самой умершей. Рассказчик осознает: Матрена – истинная праведница, а слова родни не имеют значения.

Супруг женщины не вернулся с войны: долгое время Матрена ждала, что тот придет, но муж так и не пришел. Женщина со временем прекратила ожидание. По ее словам, мужа Матрена любила по-своему, ведь тот относился к супруге хорошо, не поднимал на жену руку. Другие мужчины в деревне часто избивали жен, а потому Матрена ценила супруга за его нежное отношение к ней.

Муж Матрены любил жену, но женщина относилась к супругу скорее с благодарностью, чем с любовью: она готовилась стать женой старшего брата пропавшего мужа – Фаддея. Но Фаддей тоже пропал, не вернувшись с фронта. Поэтому Матрена вышла замуж (из-за давления родни) за брата суженого – Ефима.

Однако жизнь иногда поворачивается к людям неожиданными сторонами: с фронта внезапно возвращается Фаддей. В ярости, тот чуть было не убил Матрену и Ефима, но остановился, ведь Ефим – его младший брат.

Фаддей испытывал к Матрене сильные чувства: в жены мужчина выбирает девушку тоже с именем Матрена. Девушка родила Фаддею шестеро детей, а у Ефима все дети умерли, не прожив и трех месяцев. Жена Ефима решила, что испорчена. Поэтому Матрена берет на воспитание одну из дочерей Фаддея. Девочка (Кира) воспитывается в семье Ефима десятилетие, а потом уезжает, выйдя замуж.

Матрена никогда не жила «для себя». Постоянно жертвуя собой – ради колхоза, детей, мужа, родственников и соседей – женщина не знала, что такое забота о себе.

Работа Матрены была тяжелой, «мужицкой», но помощь женщина просить не привыкла. Кроме силы физической, рассказчик отмечает в героине силу внутреннюю. Матрена принадлежит к когорте женщин, которые могут «остановить коня на скаку и войти в горящую избу».

Но Матрена – не неотесанная крестьянка. Героиня – простая, но тонко чувствующая мир женщина. Она плачет, когда слышит музыку Глинки, проявляет мудрость в молчании и немногословии. Женщина также имеет собственные взгляды на мир, жизнь, политическое и экономическое развитие общества.

Роль праведника

Характеристика Матрены ведет нас к необходимости упомянуть идею праведности. Солженицын, словами рассказчика, делает вывод, что на праведниках, жертвующих собой, отдающих себя другим, и стоит Россия.

Судьба праведника и гибель Матрены

Матрена любит Киру – девочку, которую воспитала. Погибает женщина глупой смертью: героиня надрывается в попытке перевезти через рельсы свою избу (точнее часть дома), чтобы помочь Кире.

Фаддей

Обозленный на Матрену – невесту, по случайности доставшуюся младшему брату, – мужчина. Фаддей испытывает к Матрене страсть, которая перерождается в жестокость. Гибель героини связана с желанием Фаддея взять завещанное дочери – Кире – имущество до того, как умрет Матрена. Женщина, стараясь привезти часть дома девушке, получает увечье и умирает.

Примечательно, что на похоронах Матрены родня женщины плакала из вежливости и традиции, но не от искренности. Родственники тоже ждут раздела имущества. А Фаддей не посещает и поминки бывшей невесты.

Фаддей описан как стойкий, крепкий мужчина. На нем не сказался возраст.

Это – характеристика центральных героев рассказа «Матренин двор». Но есть также и второстепенные фигуры.

Персонажи второго плана

Кира

Не имея собственных детей (ведь все новорожденные умерли в младенческие годы), Матрена, несчастная женщина, просит у Фаддея и его супруги отдать ей девочку – на воспитание. Кира – это приемная дочь главной героини.

Кира искренне относится к приемной матери, а та часто передает девочке подарки, продукты, а также завещает дочери часть имущества.

Матренина сестра

Пример родственницы, которую интересует лишь наследство.

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезде в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 10118.