Модели поведения при межличностном общении. Имидж делового человека. Критерии выбора модели поведения

Владение совокупностью приёмов построения межличностного общения
с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.

Многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения
и воздействия на людей. Но не всегда выработанные таким опытным путём навыки являются
оптимальными, так как опыт отдельного человека в чём-то ограничен, а восприятие
несовершенно. Существуют и привычные ошибки поведения, которые человеком просто
не осознаются. Поэтому предлагаем вам ознакомиться со следующими рекомендациями.

Первый критерий выбора модели поведения состоит в
соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.

Вторым критерием выбора модели поведения является
нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют
общепринятые подходы к объяснению её основных понятий, таких как честность, справедливость,
совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение - гарант верности
выбранной человеком модели поведения.

Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой
личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная
оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как
показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других,
более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (то есть
выигрышно "смотрелся", "слушался", "запомнился".

Четвёртым критерием является цель, которую ставит перед собой человек.
Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлечённость
целью не должна породить недооценку значения чёткого соблюдения этапов движения
к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация
представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом выстраивается предметно
ощутимая логика достижения цели.

Пятый
критерий - самокритичная оценка собственных возможностей использования
конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно.
Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между
каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше
"очков" набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или
другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения.
Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно
взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.

Шестым критерием выбора модели поведения является
выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную
важность этого, необходимо рассмотреть всё, что касается вашего умения использовать
человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное
отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами,
подчинёнными; №конструирование№ коллективов; стимулирование делового честолюбия;
речевое воздействие и т.п.

Седьмой
критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально
значение психологополовых характеристик личности, то есть тех личностных и деловых
качеств, которые партнёры по общению ожидают от человека, заинтересованного в
их расположении. Что имеется в виду? Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся
стереотипов и не разочаровать собой партёров, рекомендуется проявлять те личносто-деловые
качества, которые они ожидают в вас найти. так, мужчины ценят в женщине внешнюю
привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность
мужской психологии, не могут с этим не считаться. как, в свою очередь, и мужчинам
не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины
считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и благородство.


Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной
мере зависит от личности того, с кем человеку приходиться общаться.
Помимо изложенных критериев типологизации и визуальной диагностики личности партнёра
по общению можно предложить ещё несколько подходов для более точного составления
первого впечатления о собеседнике (см. таблицы 6 и 7).

Таблица
6


Типы характера


Основные черты


Ожидаемый стиль отношения окружающих

Личность, берущая
на себя ответственность

Напористый,
настойчивый, целеустремлённый, энергичный, организованный. Интересуется широким
кругом вопросов, общими тенденциями. Тип лидера


Любит целеустремлённых людей. Хочет, чтобы люди
следовали его идеям, планам и поддерживали их


Аналитик и исследователь


Хладнокровный, спокойный, действует в одиночку,
независимый. Любознателен, это тип исследователя. Занят исследованием соответствия
друг другу различных вещей. Оценивающий и анализирующий тип характера


Любит людей, имеющих ясные цели, организованных,
дающих полную картину. Импонируют люди с аналитическим складом ума.

Человечный характер


Чувствительный, эмоциональный, зависимый от других.
Интересуется деталями. Очень хорошо знает людей и отзывчив. Занят тем, чтобы дела
шли гладко. Часто - тип последователя или помощника


Нравятся люди, дающие детальное описание. Любит
сердечность, чувствительность, отзывчивость


Добросовестный планировщик


Очень восприимчив, быстро всё усваивает. Критичен,
рассудителен или думает, что всё знает. Часто самоуверенный, справедливый. Хорошее
чувство предвидения того, что случится, какой оборот примет дело. Тип планировщика
и организатора

Ценит,
когда с ним соглашаются и когда воспринимаются его идеи. Любит организованных,
уверенных в себе и своих силах людей

Таблица
7



Стиль этического поведения


Основные признаки


Что необходимо принимать во внимание при взаимоотношениях

Абсолютный моралист


Абсолютно честен и ожидает абсолютной честности
и прямоты от других. Иногда может быть праведным или иметь прочную религиозную
основу для морали

Рассчитывайте
на очень честные и искренние отношения с этим человеком. Будьте уверены, что можете
полностью доверять ему


Моралист в зависимости от ситуации


Приспосабливает свои этические нормы к ситуации
или к человеку. Если в данной ситуации другие соблюдают мораль и этику, он также
их соблюдает

Будьте
очень честны и искренни с этим человеком, и он будет честным и искренним с вами.
Кроме того, убедитесь, что этот человек знает, что вы так себя ведёте, так как,
если у него появится недоверие к вам, обнаружится, что он больше не честен с вами
(а вместо этого ведёт себя как прагматичный моралист)

Прагматичный
моралист

Абсолютно
аморален. Соблюдает мораль и этику, когда такой стиль поведения ему выгоден. Но
в любой момент может начать вести себя не честно и неэтично, если ему покажется
это выгодным и существует малый риск, что его раскроют


Будьте осторожны, имея дело с таким человеком.
Пока он считает, что для него существует личная выгода, он будет откровенен с
вами. Но если вы утратите в его глазах значимость, он станет неэтичен

1. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят
от внешнего вида. Поэтому любой из нас должен всегда иметь опрятный вид,
быть стройным, подтянутым, с надлежащей выправкой (то есть стоять, ходить прямо,
не сутулясь, держать плечи развёрнутыми).

Следите за
выражением лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным
- это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.

2. Решающими для формирования впечатления о человеке становятся
первые 4 минуты общения с ним. В этот промежуток времени активно работают
все ваши органы чувств, с помощью которых мы создаём целостное представление о
другом человеке. К исходу четвёртой минуты уже становится в общих чертах ясно
- симпатичны люди друг другу или наоборот, расположены к взаимному общению или
нет. Вероятно, вы могли ощутить на себе, что первое впечатление о человеке иногда
обманчиво и вместе с тем довольно устойчиво, так что подчас должно пройти длительное
время. чтобы оно переменилось

Следовательно; в первые
4 минуты общения полностью подчините своё поведение нужному тону общения.

3. Начните беседу только с дружеского тона, поддерживайте положительную установку
в общении.

Установкой в психологии обозначают
состояние готовности или предрасположенности к действию определённым образом.
Будьте вежливы и тактичны, доброжелательны и предупредительны.

4. Не забывайте о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является
улыбка. Улыбка нужна не только другим, но и нам самим. Она повышает настроение
и работоспособность. Как настроение влияет на настроение лица, так и, наоборот,
выражение лица способствует созданию соответствующего настроения. Доказано, что
можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Ведь мимические
мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем
те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку.

5. Используйте метод утвердительных ответов.

Не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с собеседником
в мнениях. Стоит человеку сказать "нет", как его самолюбие начинает
требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.

Поэтому задайте вначале вопросы, на которые собеседник, скорее всего, ответит
утвердительно. Следите за тем, чтобы и далее разговор шёл по пути "накопления
согласия". Человек не любит менять мнение. Если он согласился с вами в девяти
случаях из, то, скорее всего, согласится и в десятом.

6. Будьте хорошим слушателем. Развитая способность слушать предполагает следующее
(более подробно см. "Как правильно слушать. Практические
рекомендации (раздел 2)" :


- никаких побочных мыслей;


- сконцентрируйте внимание на сущности предмета; не старайтесь запомнить всё подряд
- это практически невозможно;


- пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос или ответ;


- научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами информации;


- установите, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и постарайтесь нейтрализовать
их действие, так как в состоянии сильного эмоционального возбуждения люди обычно
слушают не очень внимательно;


- когда вы слушаете, спросите себя: "В чём цель говорящего?";


- обращайте внимание не только на слова, но и на тембр голоса, мимику, жесты,
позу и т.д.;

Покажите
говорящему, что вы его понимаете; это можно сделать, повторяя своими словами то,
что услышали, или смысл того, что вам сказали;


- не высказывайте оценок;


- не давайте советов (во время выслушивания); оценки
и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают
свободу высказываний говорящего, мешают выделить наиболее существенное в словах.

Не ленитесь слушать. Для развития в себе способности
слушать можно использовать следующее упражнение. Ежедневно по 10 минут, полностью
сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, слушайте кого-нибудь
(коллегу, посетителя и т.д.), уточняя своими вопросами его сообщение. Приём прост,
но крайне эффективен при систематическом применении.

7. Избегайте критиковать коллег и других людей; пореже жалуйтесь;

8. Избегайте излишних споров, особенно в присутствии большого количества
людей. Вместо словесной перепалки следует спокойно выслушивать собеседника и,
не заряжаясь его горячностью, сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы.
Опыт показывает, что попытка переспорить собеседника не даёт положительного результата,
но его можно достичь с помощью разумного компромисса. Выясните: что собеседник
хочет? Возможно, истина его не интересует и он лишь желает самоутвердиться, споря
с вами.

Если вы не правы, признайтесь в этом в категорической
форме. Это настраивает собеседника на дружеский лад.

9. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.

Обратите внимание на ключевое слово: "неподдельный". Здесь имеется ввиду
умение высказывать уважение к интересам других людей. Вдумайтесь: слово "я"
является одним из наиболее часто употребляемых слов нашего языка. Будьте внимательны
к чужому "я".

10. Прежде
чем убеждать человека в чём-либо, постарайтесь понять его позицию.

Заведите разговор о том, что интересует вашего собеседника. При это большое значение
имеет первая фраза.

11. Добиваясь
чего-либо от человека, постарайтесь пробудить в нём желание сделать это.
Всегда помните - никто не любит приказаний. Большинство людей внушаемо и легко
поддаётся убеждению. Искусство убеждать делает максимально продуктивным ваше общение
с окружающими. Поэтому требования желательно излагать в такой форме: "Не
считаете ли вы, что так сделать лучше?", "Я буду вам признателен, если
вы...". Не стесняйтесь апеллировать к чувствам.

12. Уважайте мнение других людей.

Старайтесь
не говорить прямо, что человек не прав, этим вы только вызовете у него внутренний
протест.

Общению содействуют фразы-мостики типа: "Я
внимательно вас слушаю", "Это понятно" и т.п.

13. Запоминайте и не путайте имена людей.

Человек
будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.

14. Помогайте людям чувствовать своё значение.

Люди, допускающие в общении высокомерный тон, грубость, заносчивость; иронические
или невежливые замечания; выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство;
угрозы, нравоучения и несправедливые упрёки; незаслуженные обвинения; угрожающие
жесты, а также другие выражения и действия, унижающие личность, не только дискредитируют
свои организации, но и совершают грубый психологический просчёт. Искренни цените
и хвалите достоинства людей. А достоинства всегда есть у любого человека.

16. Помните о врагах общения - раздражительности и бестактности. Раздражительность
как минимум невыгодна вам. Во-первых, она затрудняет общение, и вам придётся потратить
больше усилий, чтобы добиться чего-то. Во-вторых, она приводит к ослаблению защитных
сил организма (снижая иммунитет). Осознав это, старайтесь подавлять появляющееся
в вас раздражение. Для этого присмотритесь внимательнее, и вы убедитесь, что предмет
раздражения того не стоит. Разорвите порочный круг ситуации, низведя её до нормального
масштаба рядовой трудности.

Нам нередко приходиться выслушивать критические замечания в свой адрес. Но давно
известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она
адресуется, имеют определённые установки на её восприятие; их можно свести к следующим
положениям.

Критика в мой адрес - мой личный резерв
совершенствования.

Объективно критика - это форма помощи
критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.

Критика в мой адрес - это указание направлений совершенствования того дела, которым
я занимаюсь.

Нет такой критики, из которой нельзя было
бы извлечь пользу.

Всякое приглушение критики вредно,
так как "загоняет болезнь внутрь" и тем затрудняет преодоление недостатка.

Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний
не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно,
чтобы была верно указана суть недостатка).

Деловое
восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями)
высказывает критические замечания.

Восприятие критики
не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится; главное, чтобы были
проанализированы недостатки.

Критика в мой адрес делает
меня сильнее, так как позволяет увидеть и устранить то, что мешает мне достичь
успеха и на что я сам мог и не обратить внимание.

Центральный
принцип конструктивного восприятия - всё, что я сделал, можно сделать лучше.

Ценнейшая способность - уметь отыскивать в критике рациональное зерно даже тогда,
когда оно с первого взгляда не просматривается.

Любая
критика требует размышлений; как минимум - о том, чем она вызвана, как максимум
- о том, как исправить положение.

Польза критических
замечаний состоит в том, что в их свете анализируются и сферы работы, не затрагиваемые
в обсуждении.

Первый шаг правильного восприятия критики
- её фиксация; второй - её осмысление и выявления возможности использовать для
дела; третий - исправление недостатка; четвёртый - создание условий, исключающих
его повторение

Меня критикуют, значит, верят в мои
способности исправить дело и работать без сбоев.

Если
критика в мой адрес отсутствует - это показатель пренебрежения ко мне как к работнику.

Наиболее ценная критика указывает на реальные ошибки того, кто, как кажется, работает
хорошо.

Критика возможных негативных последствий принятых
мною решений - предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание - ваша способность
сотрудника и условие обнаружения слабых мест в организации дела.

Подлинно деловое поведение человека предполагает умение выявить критическое отношение
к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

1. Будьте открыты собеседнику и принимайте его таким, каков
он есть. Подобное отношение к партнёру по общению основано на исходном
уважении к нему и на ваших положительных намерениях, вне зависимости от того,
согласны вы с ним или нет. Такое отношение, соответствующим образом продемонстрированное,
обезоруживает людей, заставляет выражать себя более открыто и честно, а выслушивать
более внимательно. Напротив, отрицательное отношение, подозрение или оборонительная
позиция, занятая вами, приведёт лишь к закрытости и затруднит коммуникацию. Для
создания благоприятной атмосферы общения данное условие является решающим.

2. Старайтесь понять значение сообщения целиком.
Поскольку любое сообщение состоит как из физической информации, так и эмоционально
окрашенных и других факторов, постарайтесь оценить его полностью.

3. Ваше внимание должно быть также и физическим. Расположитесь лицом к
вашему партнёру. Говорите так, чтобы позы, жесты и мимика подкрепляли ваши слова.
Сидите или стойте на оптимальном расстоянии, чтобы ваш партнёр чувствовал себя
свободно, раскованно. Не забудьте, что общение требует концентрации (неважно -
говорите вы или слушаете).

4.
Ваше участие в общении должно быть активным и ответственным. Если вам что-либо
не ясно или вы попустили часть сообщения, немедленно включайте "обратную
связь". Нерешительность может сыграть здесь отрицательную роль.

5. Наблюдайте за неречевыми проявлениями партнёра,
то есть помимо слов учитывайте выражение лица, взгляд, позу и др. Да и
в самой речи есть косвенные признаки, помогающие правильно расшифровать сообщение:
тональность голоса и её изменения, громкость, скорость речи и т.д.

6. Выражайтесь ясно. Думайте о том, что вы говорите. Тщательно выбирайте
слова. Наиболее доходчивы и эффективны такие сообщения, которые не содержат предвзятых
и поверхностных суждений.

7.
Будьте настойчивы. Настойчивость отнюдь не означает агрессивности, апломба
и силового навязывания своего мнения другим. О ваших чувствах, мыслях или правах
вы должны сообщить таким образом, чтобы при этом уважались чувства, мысли и права
других.

По сути дела, настойчивость сводится к выражению
чувств и оценок и отстаиванию прав перед другими.

8. Учитывайте некоторые особенности общения с коллегами по работе и начальником
(руководителем).

Придя на работу, приветливо
поздоровайтесь с коллегами. Если накануне между вами и кем-то возникло некоторое
напряжение, то именно такое короткое обязательное приветствие часто помогает снять
его безболезненно для самолюбия.

Если вы расстроены,
постарайтесь не показывать этого, не взвинчивайтесь, не нервируйте других.

Когда вы входите в кабинет начальника, представьтесь, если начальник вас лично
не знает. Не садитесь, пока не получите разрешение сесть, а получив, не отказывайтесь
от него. Не берите инициативу в разговоре. Старайтесь быть кратким, деловым, спокойным,
не горячитесь, не отвлекайтесь, не уводите разговор в сторону. Но не стесняйтесь
высказывать своё мнение. Помните, что в деталях вопроса, который вы докладываете
или обсуждаете, вы можете быть осведомлены больше, чем начальник, и поэтому ваше
мнение и предложения могут быть весьма полезными.

Во
время разговора держитесь ровно, свободно, но не разваливайтесь, не откидывайтесь
на спинку стула, не кладите ногу на ногу, не вертите ничего в руках и не подпирайте
голову руками, облокотясь на стол начальника.

В служебных
разговорах и при официальной переписке старших и младших, равных между собой по
служебному положению и младших со старшими следует применять формы выражений,
указанные в таблице 8.

Таблица
8


Старший - младшему


Равный - равному


Младший - старшему


Приказывает, предписывает


Сообщает, извещает, ставит в известность


Докладывает, ходатайствует

Требует, предлагает


Просит распоряжения, совета


Просит ходатайства, просит разрешения

Требует к себе,
вызывает

Просит
прибыть, приглашает прибыть

Просит
прибыть, просит разрешения прибыть самому


Разрешает, утверждает (документ или предложение)


Соглашается, не возражает


Просит разрешения


Препровождает, посылает (документы, материалы)


Направляет (документы, материалы)


Выполняет с последующим докладом. Представляет
(документы, материалы)

Модель поведения – это целый ценностно-нормативный комплекс характерных черт человека, которые являются образцами эмоций, действий, точек зрения, поступков и принципиальных установок индивидуума.

Как и где проявляется модель поведения?

Замечали ли вы, что некоторые способны думать, анализировать и бесстрашно оборонять свою позицию, в то время как их «противоположности » полагаются исключительно на эффект толпы и приобретают явную пассивность в принятии любого решения? Это и есть модели поведения человека в обществе.

Мы ведем себя принципиально по-разному в разных ситуациях. Кто-то может быть силен духом, деспотичен и даже агрессивен, но относительно каких-либо слабостей, этот же человек тотчас же трансформируется в аддиктивного подростка, который забывает обо всех своих установках и принципах, завидев вожделенный объект.

Существуют и противоположные примеры – пассивная и спокойная, на первый взгляд, женщина, может превратиться в настоящего безжалостного зверя, защищая своего ребенка. Все это говорит об одном: модели поведения не являются стабильной и постоянной функцией человека, и могут существенно видоизменяться с течением жизни и под влиянием определенных ситуаций.

Проявления индивидуума в конфликте

В психологической литературе выделяют несколько основных моделей поведения в конфликте. Каждая из них является ведущей в общем восприятии того или иного человека. Часто ли вы замечали требование к соискателям, касающееся бесконфликтности, ища работу? «Бесконфликтность » – понятие довольно абстрактное. Человек может обладать деструктивной тактикой общения, но, до поры до времени, сдерживать себя в нужной ему ситуации.

Психологические модели «стрессового » поведения людей могут зависеть от типа и повода конфликта, его образа, ценности межличностных отношений для конкретного индивидуума, психологических и этических свойств участников ссоры.

Модели поведения личности дают конкретную установку на завязку, продолжительность, динамику и метод решения конфликта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что эти особенности также могут варьироваться в зависимости от отношений оппонентов, их чувств друг к другу, желания уладить ситуацию, или, напротив, «разжечь » ее еще сильнее.

Итак, в конфликтной ситуации различают три основных модели поведения:

  • Конструктивная;
  • Деструктивная;
  • Конформистская.

Продуктивный конструктив

Оптимальный вариант для решения любого спора. Люди, обладающие конструктивной моделью поведения, вовсе не пассивны и не замкнуты в себе. Они стараются найти «корень зла» и быстро нейтрализовать его.

Человек с такой позицией легко идет на уступки, если примирение для него более важно, чем доказательство своей правоты. Даже если он на 100% прав, не станет давить на собеседника своими умозаключениями, внимательно выслушает его, не перебивая, и проанализирует его позицию. Он никогда не расценивает собственную точку зрения как единственно верную.

Никогда не доверяет источникам информации, которые общепринято считаются истиной в последней инстанции. Он руководствуется исключительно конкретикой в данном конфликте, старается уладить его при помощи поиска компромисса, и в дальнейшем не возвращаться к поводу ссоры.

Для конструктивной модели характерна завидная выдержка и самообладание. Конструктивная личность никогда не станет уязвлять своего оппонента, унижать его достоинство, указывать на его ошибки. Она говорит предельно спокойно, не повышает тона, соблюдает этикет. Независимо от почвы конфликта, «конструктив » отличается чрезвычайно доброжелательным отношением к своему собеседнику, но не доходит до всепрощения.

В повседневном общении представители данного типа приветливы, немногословны, лаконичны и кратки, зачастую экстраверты и альтруисты. Не участвуя в ссоре, а будучи ее наблюдателем со стороны, «конструктив » выступает в роли миротворца, стараясь извлечь приемлемое для обеих сторон решение. К сожалению, данная модель все реже встречается в современном обществе.

Разрушительный деструктор


Полная противоположность первой модели поведения в конфликте. Представители данного личностного типа стремятся к одной цели – постоянное расширение, усиление и стабилизация конфликтной ситуации. Их внутренняя психология направлена на принижение партнера всеми удобными способами. Нередко это доходит до открытых оскорблений и крайне негативной оценки личности оппонента.

Свойственная слабость таких людей – неумение держать себя в обществе и постоять за себя корректно. Доказательство своей правоты нередко переходит в явные насмешки над окружающими, принижение их мыслительных способностей, позицию недоверия и подозрительности по отношению к соперникам. Причем нередко эта самая подозрительность основана на поступках самого «деструктива », которые он пытается уличить и осудить в других людях.

Уладить спор с таким представителем практически невозможно; порой кажется, что от его разжигания он получает недюжинную эйфорию. И действительно, в обиходном общении таких людей называют «энергетическими вампирами ».

Они успокаиваются лишь тогда, когда их «жертва » становится полностью измотанной горячим спором. Как правило, исход конфликта не приводит ни к какому конструктивному решению. Чаще всего, ссоры повторяются снова и снова, приобретая яркий экспрессивный оттенок.

«Деструктив » нередко нарушает все нормы этикета, может жестоко высмеивать и нецензурно бранить оппонента. Для него вполне характерно «распускание рук ». Деструктивная модель поведения никогда не может быть оправданной, поскольку она несет разрушающие аспекты в отношения.

Опасный конформизм

Как бы это ни казалось странно, наиболее опасная модель поведения в конфликте. Если «деструктива » можно легко успокоить, нарочито согласившись с его «единственно верным » мнением, то «конформист » способен превратить в «деструктива » даже лояльную личность.

Конформистское поведение в ссоре заключается в крайней степени пассивности и слабости. Человек, обладающий такой характерной чертой, склонен уходить от каких-либо острых вопросов и выяснений, без чего найти компромисс практически нереально. Для него свойственен абсолютно аморфный стиль общения, постоянное «поддакивание » собеседнику, бегство от анализа спора.

При этом «конформист » является совершенно непоследовательным в своих суждениях, словах, оценках и точке зрения. Сегодня он может идти вам на уступки, чтобы избежать конфликта, прежде всего, спасая себя, а завтра снова может его разжечь, высказав совершенно противоположную сегодняшней точку зрения.

«Конформисты » легко соглашаются с оппонентом, причем нередко это выглядит так, будто его попросту не слушают и игнорируют. Представители данного типа часто разжигают агрессию в партнере, или становятся ее главными провокаторами.

Аддиктивное поведение – разновидность деструктивного поведения, которая наносит существенный вред как самому индивидууму, так и его окружению. Под аддикцией понимают стремление ухода от реальности путем изменения собственного сознания. Инструментом для этого часто становится алкоголь, наркотик или психотропное вещество.

Какие существуют психологические модели аддиктивного деструктивного поведения?


  • Успокаивающая – прием наркотиков или алкоголя с целью стать веселее, спокойнее и общительнее;
  • Коммуникативная – прием наркотиков и алкоголя с целью улучшения коммуникативных навыков в общении, дружбе и любви;
  • Активирующая – вредные привычки становятся источником сил, бодрости, уверенности, смелости и хорошего настроения;
  • Манипулятивная – использование психоактивных веществ с целью продемонстрировать свою неординарность, уникальность, исключительность и превосходство;
  • Гедонистическая – прием ПАВ и спиртного обусловлен стремлением расслабиться физически, достичь эйфории;
  • Конформная – быть «как все », угнаться за модой на «препараты », подражать кумиру-наркоману;
  • Компенсаторная – нацелена на компенсацию проблем и чувства собственной неполноценности.

Помните – все перечисленные свойства не являются постоянными, и подвластны вашей коррекции. Если вы хотите изменить мир к лучшему – начните с себя! Займитесь самоконтролем и самодисциплиной!

Успех переговорного процесса по разрешению конфликтов во многом определяется умением понять своего партнера, правильно оценить его модель поведения и выбрать адекватный стиль общения.

В литературе по конфликтологии выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе.

Модели поведения в переговорах:

1.Избегающий.

Характеристика поведения (мотивы): отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы. Стремиться уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут быть: чувство вины, отсутствие понимания сути проблемы и др.)

Адекватный стиль общения:

Проявлять устойчивость, добиваться продолжения обсуждаемой проблемы;

Быть активным, овладеть инициативой;

Заитересовать партнёра показом вариантов решения проблемы и возможных положительных результатов.

2.Уступающий.

Характеристика поведения (мотивы): соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для себя. (Мотивом такого поведения могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией, заниженная самооценка предмета конфликта.)

Адекватный стиль общения:

Важно всесторонне обсудить принимаемое соглашение;

Выяснить степень заи нтересованности партнера в соглашении и показать его

Чётко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения.

3. Отрицательный.

Характеристика поведения (мотивы): утверждает, что проблема неактуальна конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения могут быть: отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами, и т.п.).

Адекватный стиль общения:

Необходимо всячески показывать наличие проблемы, её сложность и опастность;

Проявлять инициативу в обсуждении спорной проблемы;

Создавать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы;

Показывать пути и возможности разрешения проблемы.

4. Наступающий.



Характеристика поведения (мотивы): стремится к успеху, принятию решения в свою пользу. Отвергает аргументы и доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции).

Адекватный стиль общения:

- необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность;

Показывать свою позицию достаточно твёрдой и убидительной;

Давать понять, что односторонних уступок не может быть;

Предлагать свои варианты компромиса, разрешения проблемы.

Модели поведения в переговорном процессе участников конфликтного взаимодействия и результат этого процесса во многом будут зависеть от выбранной каждым из них стратегии.

Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий в переговорном процессе.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат переговоров. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

Односторонний выигрыш;

Односторонний проигрыш;

Взаимный проигрыш;

Взаимный выигрыш;

Данные варианты нашли свое отражение в конкретных стратегиях переговорного процесса в работах зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Р. Фишер, У. Юри, У. Мастенбрук и др). Такими стратегиями являются:

Выигрыш-проигрыш;

Проигрыш-выигрыш;

Проигрыш-проигрыш;

Выигрыш-выигрыш.

Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов конфликтного взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств по удовлетворению этих интересов. При этом важно учитывать факторы, влияющие на такой анализ. Среди них особую роль играют следующие: а) личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент и т. д.; б) информация, которой располагают субъекты конфликта о себе и о своем противнике; в) другие субъекты социального взаимодействия, непосредственно не включенные в конфликт, но занимающие определенную позицию по отношению к конфликтующим сторонам; г) содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов конфликта.

В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе отражает ту или иную сторону поведения в конфликте по модели Томаса-Киллмена.

Наиболее широкое применение в переговорных процессах получили следующие тактики поведения.

1. «Видимое сотрудничество». Данная тактика может быть использована в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она характеризуется тем, что партнер, занявший тактику «видимого сотрудничества», заявляет о своей готовности сотрудничать, создает видимость конструктивного поведения. Но постоянно находит повод уйти от принятия соглашения, всячески оттягивает сроки его заключения. Такая тактика может применяться с целью выигрыша времени и создания условий для решительного штурма – либо для победы, либо для взаимоуничтожения.

2. «Дезориентация партнера». Эта тактика, как и предыдущая, может использоваться в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Но в отличие от предыдущей она является более активной и целеустремленной. Такая тактика заранее планируется и характеризуется такими приемами, как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угрозы, блеф и др. Основной целью тактики дезориентации является принуждение партнера к действиям в направлении ваших собственных интересов.

3. «Провокация чувства жалости у партнера». Эта тактика, как и предыдущие, применяется в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Основной целью такой тактики является усыпление бдительности соперника, снижение его активности, подталкивание на уступки. В конечном итоге провокация чувств жалости направлена на подготовку условий для решительных действий или заключения соглашения. Эти цели достигаются применением таких приемов, как: изливание души, создание образа беззащитного, слабого человека, жалобы на страдания, незаслуженные оскорбления и т. п.

4. Ультимативная тактика. Данная тактика является одной из жестких и применяется, как правило, при реализации стратегии «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она характеризуется предъявлением ультиматума в самом начале переговоров.

Критерии выбора модели поведения в общении

Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. Одна из самых известных – синтоническая модель общения.

Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает: «Быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, бизнесе, менеджменте, психотерапии, рекламе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.

Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: уодного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической – другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.

Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п.

Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т. д.

Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т. д.

В связи с существованием трех категорий внутреннего опыта (зрение, слух, ощущения) были выделены соответственно визуальная, аудиальная и кинестетическая его модальности. Визуальный тип человека с активной правой рукой, прежде чем выс­казать возражение или мнение, перемещает взгляд вверх (налево, направо или вертикально вверх), аудиальный – смотрит вниз направо и по горизонтали (влево или впра­во), тогда как кинестетический (осязательный) – вниз и влево. При этом, напомним, речь идет о человеке с актив­ной правой рукой (у левши движения глаз зеркально про­тивоположны). Только тогда, когда зрачки находятся по­середине, человек воспринимает новую информацию.

На основе этих данных возникла гипотеза, в соответствии с которой знание ведущего в данный момент сенсорного спо­соба (ведущей репрезентативной системы) визуального пове­дения человека позволяет гармонизировать процесс общения с ним. Так, если руководителю нужно переубедить подчинен­ного, который является преимущественно визуалистом, то апеллировать к нему следует с использованием не только ло­гической аргументации, но и словесных образов. В то же время, если у подчиненного ведущий сенсорный канал кинесте­тический, то наилучшим способом общения с ним будет вклю­чение его в процесс совместной конкретной деятельности пу­тем воздействия на его чувственную сферу (например, просьба: «Помоги, пожалуйста, перенести этот стол»). У левши вос­поминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же.

Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:

– учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

– позитивно формулировать свои цели общения;

– понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

– быть гибким в общении;

– проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;

– входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

– своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

Владение совокупностью приемов построения межличностного общения с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.

Многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Но не всегда выработанные таким опытным путем навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие несовершенно. Существуют и привычные ошибки поведения, которые человеком просто не осознаются. Выделяют следующие критерии выбора модели поведения.

Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.

Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение – гарант верности выбранной человеком модели поведения.

Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (т. е. выигрышно «смотрелся», «слушался», «запомнился»).

Четвертым критерием является цель, которую ставит перед собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлеченность целью не должна породить недооценку значения четкого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.

Пятый критерий – самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше «очков» набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.

Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть все, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчиненными; «конструирование» коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т. п.

Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психологополовых характеристик личности, т. е. тех личностных и деловых качеств, которые партнеры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Что имеется в виду? Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партнеров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти. Так, мужчины ценят в женщине внешнюю привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психологии, не могут с этим не считаться, как в свою очередь и мужчинам не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и активность.

Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходится общаться.

Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

2. Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению.

3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.

5. Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.

Можно выделить несколько типов взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и конкуренция.

Модели поведения – это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель поведения может быть выбрана осознанно или сформироваться самопроизвольно.

В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель поведения. Модель воспринимается как единое целое.

Например, авторитарное поведение включает в себя безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы можем предвидеть некоторые его реакции и поступки.

Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.

В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысливаются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.

Этикетные модели – правила поведения, предписываемые каждой профессии. Например, этические требования, предъявляемые к врачу и дипломату, различаются между собой. Если мы досконально будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель. Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.

Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.



Рассмотрим один из важнейших моментов, который лежит в основе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного “я”, так называемые защитные механизмы. В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того, чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е.Мелибруда, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.

“1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.

2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.



3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок...

4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями “ты всегда...”, “ты никогда...”.

5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.

6. Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.

7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.

8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.

9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.

10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим”.

Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает “комплексами”, требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.

Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.

Только сознавая заложенные в себе позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.

Но в случае, если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду, если она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека, то ее нравственная оценка, безусловно, будет негативной.

Большую популярность в мире получили советы Д.Карнеги, сформулированные им в книге “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” (М., 1989). Большая часть рекомендаций Д.Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, во внимании к его потребностям.

Вот некоторые из советов: “Будьте искренне заинтересованы в других людях”; “Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом”; “Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне”; “Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав”; “Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему”; “Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это “в лоб”; “Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках”; “Давайте возможность человеку спасти свое лицо “; “Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу” и т.д.

Конечный результат, ради которого Д.Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов Д.Карнеги говорит о том, что с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши соотечественники, ознакомившись с советами Д.Карнеги, не поняли его основной идеи, считая, что в нашем обществе они неприменимы, так как учат лицемерию и ханжеству.

Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель поведения не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения.

Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели поведения, - это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников должен подать себя в соответствии со своим замыслом. Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.

Например, самопрезентация осуществляется прямо, когда при знакомстве с человеком мы называем свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение, и косвенно, с помощью намеков и высказываний (“когда я в последний раз был в Париже...”), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.

Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении.

Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.

Каковы критерии выбора модели поведения?

1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть.

2. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.

3. Цель, которую ставит перед собой личность.

4. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.

Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли - одно из важнейших положений имиджелогии.

Например, в нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения. Так, некоторые, встав утром, начинают день с физической зарядки. В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает “вклинивания” в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.

Русское слово “модель” произошло от французского слова “modele” - образец. Выбор модели поведения не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.

При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.

Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта, что неотвратимо обусловливает их модели поведения.

За рубежом не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека. Подобное отношение к нему “вмонтировано” в менталитет людей, независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Без него наивно рассчитывать на серьезные успехи в бизнесе, а также пользоваться достойной репутацией в различных кругах общества. Обретение привлекательного имиджа - не самоцель для делового человека. Однако овладение им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.