Недоросль последняя финальная фраза. Финал комедии "недоросль", его смысл

Классический литературный труд «Недоросль» вдохновил несколько поколений театральных деятелей и был с успехом экранизирован, его построчно разобрали почитатели на «крылатые» фразы, которые постепенно превратились в афоризмы.

Актуальна ли тема этой комедии на сегодняшний день и будет ли пьеса интересна современному читателю, можно разобраться, прочитав «Недоросль»: краткое содержание по действиям.

События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.

Пьеса состоит из пяти действий:

  • в I-м читатель знакомится с главными героями и непростой ситуацией бедной сироты Софьи, которую рвут на части два жениха;
  • во II-м появляется давний возлюбленный главной героини Милон;
  • в III-м после длительного отсутствия возвращается дядя Софьи Стародум;
  • в IV-м д выясняется, что молодой офицер, которого Софье определил в мужья дядя и есть её любимый;
  • в V-м все герои пьесы получают по заслугам.

Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.

Действующие лица:

  • господа Простаковы - хозяева имения;
  • Митрофан Простаков - их сын, «недоросль»;
  • Правдин - чиновник, олицетворяющий закон в пьесе;
  • Стародум - дядя Софьи;
  • Софья - главный персонаж, сирота, воспитанница Простаковых;
  • Милон - любимый главной героини;
  • Тарас Скотинин - алчный брат Простаковой;
  • Еремеевна - крепостная нянька;
  • Кутейкин - жадный до денег учитель;
  • Вральман - конюх, выдавший себя за немца-педагога.

Обратите внимание! Три основные темы, раскрытые в содержании пьесы «Недоросль»: воспитание, осуждение деспотичного режима самодержавия, тягость крепостного права.

Хозяйка поместья ругает крепостного за некачественно пошитый кафтан для её сына. Хотя крестьянин предупреждал, что не в ладах с шитьём. Супруг госпожи господин Простаков согласен с женой, а её брат Скотинин уверен, что работа сделано очень неплохо. Слугу выгоняют прочь.

Потом родственники обсуждают Митрофанушку, которому не удалось толком выспаться минувшей ночью. Сам Простаков-младший утверждает, что не наедался перед отбоем, но на деле плотно набил брюхо во время ужина, потому всю ночь напролёт вставал, чтобы выпить квасу. Матушка жалеет своё чадо, после чего он ретируется на голубятню.

Оставшиеся взрослые говорят о сватовстве Скотинина к сироте, находящейся на воспитании Простаковых. У неё оставался лишь дядя Стародум, но он сгинул где-то в Сибири.

Из беседы становится ясно, что будущий жених задумал приумножить своё состояние за счёт партии с Софьей, как женщина она ему мало интересна.

Выходит сама воспитанница, она держит в руках письмо от Стародума. Её родня не желает поверить, что дядька девушки жив и здоров. Софья предлагает родственникам прочитать послание самостоятельно, но выясняется, что они не умеют читать.

Письмо зачитывает Правдин. В нём значится, что за Софью обещано хорошее приданое. Госпожа смекает, что девушка может стать неплохой партией для её сына. Дамы уходят. Вбегает слуга с новостью, что в их деревню прибыли солдаты.

Действие II

Оказывается, что Правдин и молодой офицер Милон давно знакомы. Правдин рассказывает приятелю, что отправлен в эти края, чтобы «приструнить» местных помещиков. Милон прибыл сюда в надежде найти свою возлюбленную, с которой утратил связь после смерти её родителей.

Мимо проходит Софья, которая узнаёт своего любимого и рассказывает ему, что её опекуны намерены женить на ней Митрофана.

Появляется Скотинин, озадаченный неприглядной перспективой отъезда восвояси ни с чем: без молодой супруги и её приданого. Милон и Правдин накручивают его на ссору с сестрой.

Проходят Еремеевна и Митрофан, спорят о пользе обучения грамоте.

Скотинин чуть ли не дерётся с племянником из-за Софьи, а затем уходит, задыхаясь от ярости.

Подходят супруги Простаковы. Хозяйка имения льёт ласковые речи в адрес Милона, нахваливает Софью, хвастает, что всё готово к прибытию Стародума.

Чета Простаковых и их воспитанница уходят. Тут же появляются учителя: Цыфиркин и Кутейкин, заводят рассказ о том, как попали в имение.

Обратите внимание! Актуальна ли пьеса Недоросль среди молодежи? Ответ - да! Проблемы воспитания и образования остаются острыми и в современном мире.

Действие III

Приехал Стародум. Его приветствует Правдин. Старый друг вводит важного гостя в курс событий. Без прикрас рассказывает о господствующем безобразии в деревне Простаковых и о том, как Скотинин и Митрофан конкурируют за руку его племянницы.

Стародум считает, что в принятии решений спешка худший враг. Он хочет сначала всё взвесить, а уж после - делать выводы. Затем Стародум рассказывает Правдину о своих приключениях.

Входит Софья. Дядя и племянница беседуют. Простакова и Скотинин устраивают скандал, который заканчивается дракой. Их удаётся разнять Милону.

Заметив присутствие Стародума, Простакова зовёт сына и мужа. На гостя имения льются потоки фальшивой лести.

Стародум заявляет, что заберёт племянницу с собой в Москву и выдаст там замуж. Сирота согласна с волей дяди, хоть и не знает ещё, что в мужья ей выбран Милон.

А Скотинин и Простакова изо всех сил стараются отговорить родственника от этого поступка. Хозяйка имения утверждает, что её сын достойный кандидат в мужья и, в отличие от всего их рода, хорошо образован. Уставший от долгого путешествия Стародум отправляется на отдых. Все расходятся.

Остаются только педагоги младшего Простакова. Оба жалуются на лень и бездарность своего подопечного. Затем состоится забавный урок арифметики, который показывает насколько глуп Митрофан и его мать.

Действие IV

Стародум говорит со своей племянницей о жизни и её истинных ценностях. Он объясняет неопытной Софье, что богатство заключается не в злате, а в добродетели.

Стародум уверен, что любые блага или слава должны быть заслужены честным трудом.

А супруги всегда должны оставаться одним целым и любить друг друга, даже если принадлежат к разным социальным слоям.

Приходит письмо, в котором говорится, что выбранный в мужья Софье мужчина - её любимый Милон.

Беседуя с военным офицером, Стародум выясняет, что назначенный жених человек чести и благословляет брак.

Периодически в разговор вмешивается несостоявшийся жених Скотинин. Он заискивает перед невестой, уплывающей прямо из рук, и её дядей. Старается «выгодно» смотреться, но выглядит смешно.

Приходят Правдин, простакова и Митрофан. Мать настаивает на особой просвещённости своего сына в науках. Но небольшой эксперимент полностью опровергает её слова.

Стародум во всеуслышание объявляет, что завтра уезжает вместе со своей племянницей навсегда. «Дикие» родственнички придумывают похитить девушку.

Действие V

Простакова приказывает Еремеевне силой отвезти Софью из дома, но няньку останавливает Милон.

Правдин выступает с «обвинительной» речью и сулит Простаковым суровое наказание. Тётка бросается воспитаннице в ноги и вымаливает прощение.

Однако она намерена покарать слуг, что упустили возможность вывезти богатую невесту.

Но и здесь хозяйку имения ждёт неудача - Правдин знакомит её с правительственной грамотой, в которой значится, что все её владения и имущество переходят государству.

Появляются педагоги Митрофана, они получают расчёт из рук Правдина. Цыфиркин за достойный труд - по полной, а Кутейкин за притворство и лень остаётся ни с чем. Митрофан ругается с матерью и уходит служить в армию. Стародум и влюблённые жених с невестой уезжают. Простакова потеряла всё, она в отчаянии.

Возьмите на заметку! Чтобы прочувствовать литературную ценность пьесы и полностью насладиться языковым совершенством, не достаточно прочитать «Недоросль» в кратком содержании.

В интернете можно слушать аудиоверсию произведения. Читая пьесу Недоросль сегодня целиком или в сокращении, не сложно представить яркую, с исторической точки зрения картину русской жизни 18-го века.

Полезное видео

Подведем итоги

Комедия Фонвизина считается в отечественной литературе первой картиной, которая повествует о социальных типах.

Безобразиями, творящимися в имениях помещиков, Фонвизин проиллюстрировал серьёзные конфликты общества. Финал пьесы расставляет все по своим местам, и каждый персонаж получает по заслугам.

Вконтакте

(423 слова) Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» — свидетельство того, что проблема злонравия является старожилом в русской литературе. Каждый писатель-реалист так или иначе затронул ее в своем творчестве. Однако самым известным произведением, где в центре внимания находится именно злонравие, была и остается комедия Фонвизина. Пьеса даже заканчивается фразой: «Вот злонравия достойные плоды». Именно она указывает на то, что финал «Недоросля» трагичен, а не смешон. После всего того, что произошло с Простаковой, Стародуму только и остается констатировать факт — последствия безнравственности всегда достойны ее самой, она же не смешна, а трагична.

Что читатель видит в финале пьесы? Госпожа Простакова после неудачной попытки похитить богатую невесту для своего сына получает прощение, но тут же объявляет о своем намерении отомстить слугам за неудачу. Тогда же чиновник Правдин говорит о цели своего визита: он уполномочен взять крестьян Простаковых под опеку и лишить господ права управлять ими. На этот раз мольбы не помогают, и героиня остается у разбитого корыта. У нее остается один стимул к жизни — безумно любимый сын Митрофан. Но он отвечает ей: «Да отвяжись, матушка». В трудную минуту герой отворачивается от семьи и равнодушно принимает приглашение на службу: «По мне, куда велят». Поведение Митрофана так жестоко, что даже Правдин упрекает его за грубость. Простакова же после таких слов падает в обморок. Когда она приходит в сознание, то говорит:

Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Разве такой финал можно назвать смешным? Нелепым и абсурдным казалось описание быта и нравов этого семейства, но финал пьесы уже не кажется поводом для веселья и даже сарказма. Это драма в чистом виде. Грубая и жестокая Простакова искренне любила сына и возлагала на него все свои надежды. Ради него она переступила через закон, ради него тратила деньги на учителей. Но после всего этого сын отказался от нее. То есть вся жизнь этой женщины оказалась напрасной, все ее жертвы — тщетными, все ее действия — ничтожными, раз она, мать, не смогла воспитать своего ребенка. Если потеря власти в доме кажется справедливым наказанием для нее, то предательство сына — незаслуженным ударом. Неблагодарность и бесчувственность Митрофана ранят не только ее сердце, но и читателя, который впервые видит в недоросле не только невежество, но и бесчеловечную жестокость. Значит, только ее он и перенял от матери. Вот, что Стародум назвал «плодом злонравия».

Финал пьесы «Недоросль» не смешон, а трагичен. В последнем явлении образ Простаковой впервые вызывает сочувствие, а не осуждение. Нам жалко мать, лишившуюся поддержки горячо любимого сына, и совсем не весело наблюдать, как Митрофан из глупца превратился в грубого эгоиста. Печально, что плоды злонравия полностью ему соответствуют: они такие же горькие и вредные.

В комедии Фонвизина — "открытый" финал, хотя поучительное наставление Стародума внешне замыкает ситуацию (и действие в целом) необходимым дидактическим результатом. Герои, возглавляемые Простаковой, обладают, кроме видимого, еще и потенциальными, "свернутыми" личностными значениями, той намеченной, угадываемой энергией, которая словно устремлена за пределы придуманных ситуаций, в реальное историческое время.

Вот Скотинин перед отъездом в свое имение получает наставление от Правдина рассказать окрестным помещикам о происшедшем в доме Простаковой, чтобы те знали, "чему они подвержены". Скотинин (он только что произнес "сестрину" фразу: "Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?") отвечает Правдину с двусмысленной и лукавой готовностью: "Как друзей не остеречь!"

"Остеречь друзей" — это усвоенный урок, переплавленный в опыт коллективной борьбы. Это утверждение в правомерности тиранического обращения с подданными, которое должно быть лишь более скрытым от глаз правительственных чиновников. И с какой иронической многозначительностью дает он обещание Правдину: "Повещу им, чтоб они людей…". Правдин чуть ли не услужливо подхватывает, рифмуя предполагаемое "били": "Побольше любили или бы по крайней мере…".

При внимательном чтении этой сцены не покидает ощущение, что Скотинин снисходительно "подыгрывает" Правдину. Только в реалистической драматургии, которая имеет дело с развивающимся, "текучим" характером, со скрытым значением намерения или поступка, возможен такой диалог.

Скотинин, в отличие от своего всесильного собеседника, не подхватывает его фразу, не присочиняет ей елейного окончания. Он с мрачной требовательностью ждет продолжения: "Ну?..." И Правдин, всесильный Правдин, который представляет здесь правительство и только что своим "важным голосом" и суровым указом поверг семейство Простаковых в ужас и смятение, неожиданно капитулирует. Он произносит слова, которые явственно "снимают" все его предыдущие высокопарные рассуждения со Стародумом: "Хоть не трогали". Тот поучительный спектакль, который можно было разыграть "от имени правительства" перед одним семейством, ровно ничего не значит перед "Скотининым с друзьями", то есть перед русским поместным дворянством как классом, сплоченным единством собственнических интересов. Тревожная мысль писателя устремлена прежде всего туда, в сторону исторического "отбывания" Скотинина. Туда, где товарищи по классу, "свои люди", объединяются ненавистью к просвещению, жестокостью, животным эгоизмом и корыстолюбием для того, чтобы отстоять свои позиции в жизни.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Драматург Денис Фонвизин был проницателен и видел, что крепостное право разрушает не только жизни крестьян, но и уродует души помещиков. Крепостные становятся невольными рабами, безмолвными и бессильными, а крепостники – деспотами. Получив неограниченную власть, немногие могли совладать со своими страстями. Так случилось и с героями комедии : госпожой Простаковой и ее братом Скотининым. Они владели деревнями, обирали крестьян до нитки. Смешным и одновременно ужасным выглядит диалог брата и сестры о том, как нужно взимать поборы с крепостных. Скотинин в этом преуспел больше и хвалится, что сдерет «со своих же крестьян, так и концы в воду». Простакова жалуется ему, что с тех пор, как все отобрали у крестьян, больше ничего не могут у них забрать.

Автор был приверженцем идей Просвещения и верил, что за пороки люди получат наказание. И часто это наказание таится в плодах их же поступков. Именно так и случилось в последнем явлении комедии «Недоросль».

Здесь участвуют , Стародум, Правдин, Софья, Милон, Еремеевна. Стародум обращается к Правдину с просьбой пожелать счастья Софье и Милону пред их отъездом. Госпожа Простакова в это же время бросается к Митрофану, но тот ее отталкивает и говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» После того, как Правдин отстранил госпожу Простакову от управления имением из-за ее жестокого обращения с крепостными и Софьей, она утратила свою власть. И Митрофан больше не нуждался в ней.

Так сын, которого героиня считала единственной отрадой, предал ее. Брат Скотинин быстро ретируется, оправдывая свою фамилию. Простакова теряет сознание, и на помощь к ней приходят и Еремеевна – те, кого она раньше обижала. Вот что значит настоящая доброта. И Софья, и Стародум даже готовы простить Простакову, однако господин Правдин не преклонен в своей строгой справедливости. Но он так же укоряет Митрофана, говоря, что он поступает не честно по отношению к матери. Тот же реагирует презрительно, не понимая своего поступка. Правдин принимает решение забрать Митрофана на службу. Возможно, автор намекает читателю, что там смогут «исправить» воспитание недоросля. Митрофан и на это реагирует равнодушно. Последняя фраза звучит из уст Стародума, как из уст самого автора: «Вот злонравия достойные плоды!»

Финал комедии выглядит гротескным: одновременно смешным и ужасным. Героиня олицетворяет собой странную смесь наглости и растерянности, грубости и подобострастия – все это выглядит так жалко, что Софья и больше не злятся на нее.

Простакова стала заложницей своих страстей, всегда думая, что она имеет право на все. И когда справедливо наказывает героиню, она не знает, как теперь смотреть людям в глаза, ведь она с ними плохо обошлась.

Знаменитая на весь мир комедия «Недоросль» имеет глубокую социальную и сатирическую направленность. Комедия написана в лучших традициях классицизма, но более позднего и зрелого. Пьеса уникальна, потому, что умело, сочетает в себе трагичность и в тоже время комичность событий. Пьеса Фонвизина рушит привычное представление о построении жанровых форм. Комедия наполнена противоречивостью героев, их характеров и поведения, они сочетают в себе благодетели и грехи.

Начало, середина и конек пьесы нельзя однозначно отнести или к комедии, или к трагедии, в каждом отрывке есть и то, и другое. Многие критики окрестили пьесу, как смех сквозь слезы. Труд Фонвизина – это классическая комедия, с элементами трогательности и трагизма. Конецпьесытакжепереполненсмесьюкомичного и трагичного.

Например, резкий поворот событий в судьбе госпожи Простаковой. Она всю жизнь посвятила одному мужчине, возвела его на пьедестал, а в конце он отплатил ей жгучей неблагодарностью. Митрофан жестоко отталкивает женщину, которая посвятила ему свое сердце. Остальные герои пьесы относятся к Простаковой не однозначно. Одни злорадствует ее горю, другие жалеют и поддерживают. А третьи безжалостно изрекают вердикт о том, что она получила заслуженное наказание за нарушение моральных норм общества.

Яркий акцент автор делает на неправильном воспитании детей. Митрофанушка олицетворяет дурной тон и самодурство в пьесе. Автор показывает, какими губительными плодами могут быть уроки такого учителя. Он испорчен обществом вокруг и дурным примером собственной матери. Фонвизин показывает множество смешных моментов, связанных с невежеством Митрофанушки. Но в тоже время намекает на трагичность его действий. Автор показывает, что в дальнейшем он накликает на себя беды, связанные с его недостойным поведением.

Фонвизину удалось создать уникальную и потрясающую картину, в которой в равных пропорциях перемешано смешное и трагичное. Особую нишу в комедии занимает деградация дворянского общества и все, что с ней связано. Конец комедии весьма непредсказуем, но соответствует традициям, в которых выполнена вся пьеса: гармоничная смесь праведного и греховного.

Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Нельзя поспорить, что самым известным и великим произведением Льва Толстого является роман «Война и мир». В нем красными нитками соединены разнообразные темы, но особое место занимает тематика войны. Автор называет войну страшным делом, и он действительно прав. В его романе некоторые герои вступают в войну, как в преступление, а другие персонажи вынуждены защищать себя и близких от безжалостных наступлений. Роман пронизан глубокими метафорами. Особенно яркой стала: «дубина народной войны».

Я понимаю эту фразу, как символ оружия простонародья. Оно не изящно и не благородно, как шпага. Для того, чтобы овладеть дубиной, не нужно упражняться в искусстве фехтования, достаточно просто бездумно владеть грубой физической силой. Крылатая фраза «дубина народной войны» на мой взгляд, означает, что измученный народ борется с яростными захватчиками как может, без соблюдения правил и основ боевого искусства. Народ отбивается без соблюдения военных канонов и традиций, он готов использовать любые способы для победы, даже самые ужасные и жестокие. Причем, народ будет биться до конца, до последнего вздоха, пока враг не будет повержен полностью.

Война, которую рисует Толстой в своем произведении, никого не оставляет равнодушным. Автор не двусмысленно показывает, что эта война по большей части была народной. Не только армия защищала родные земли от захватчика, все население активно участвовало в защите. Крестьяне и некоторые дворяне бесстрашно стали на защиту родной земли, купцы отдавали большую часть своих доходов, чтобы содержать могучую русскую армию. Многие крестьяне шли в партизаны, чтобы внести свою лепту в сражение. Отряды партизан охватывали в своем составе, как простых людей, так и представителей дворянства, но всех их объединяла одна общая и желанная цель – спасти Родину.

Лев Толстой – мастер пера, он ловко рисует читателю могучий образ народа, который готов на все, чтобы спасти родные земли. Народ, как правило, не образованный и не владеет военными премудростями, но это не убавляет желания сделать все для спасения Родины. Народ берет на вооружение простую дубинку и уверенно шагает на встречу врагам.