Общее понятие о композиции. Композиция в искусстве и архитектуре. Виды архитектурных композиций Три группы средств архитектурной композиции

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

Симметрия - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии.

Асимметрия - I Асимметрия отсутствие симметрии (См. Симметрия). II Асимметрия в искусстве как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском,

Свойствами архитектурной композиции является ее масштабность и масштаб. Масштабность - взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека. Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно). Масштаб характеризуется крупностью членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значимости

Ядро и главные оси в композиции
Композиционное ядро - одно или группа помещений, где протекает основной жизненный процесс, ради которого данное здание сооружается. Композиционные оси - одно или несколько направлений, по которым организуется движение к ядру и по отношению к которым располагаются помещения здания.

3. Функциональный или технологический процесс в здании как основа его объемно планировочного решения. Функционально-технологические схемы зданий. Принципы определения размеров помещений.

1.1. Объемно-планировочное решение здания

Определение: Объемно-планировочным решением здания называется объединение помещений избранных размеров и формы в единую композицию (проще говоря, это схема расположения помещений).

Основой объемно-планировочного решения является происходящий в здании характерный функциональный процесс.

Примеры функциональных процессов:

Производственный процесс, основанный на определенной технологии (заводы, фабрики, производственные участки)

Процесс обучения, происходящий по определенному режиму (школы, учебные заведения);

Процесс, связанный с бытом или отдыхом людей (многоквартирные дома, гостиницы, общежития, дома отдыха)

Характер функционального процесса определяет:

Количество участвующих в нем людей и их физическое состояние;

Используемое оборудование и материалы.

Процессы отличаются не только по характеру, но и по сложности организации.

РАЗМЕРЫ ПОМЕЩЕНИЙ

Для определения размеров помещений по условиям размещения людей и оборудования надо установить:

Функциональный процесс, для которого предназначено помещение, и все элементы это­го процесса;

Размеры оборудования, количество его на одного человека и общее количество обору­дования;

Площадь, занимаемую одним человеком и комплектом обслуживаемого им оборудования;

Наилучшую компоновку всего оборудова­ния с учетом площади, занимаемой людьми во время работы, а также площади, необходи­мой для подхода к рабочим местам, осмотра и ремонта оборудования на месте.

  • 4. Ордерная система. Архитектурные ордера.
  • 5. Основные требования к зданиям.
  • 6. Единая модульная система, унификация, типизация, стандартизация, нормализация в строительстве
  • 7. Объёмно-планировочные решения зданий
  • 8. Основные типы несущих конструкций зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
  • 10. Физико-технические основы проектирования зданий и их ограждающих конструкций. Элементы строительной теплотехники. Теплотехнический расчет.
  • 11. Элементы строительной светотехники. Инсоляция. Защита от шума.
  • 14. Инсоляция территории. Проветривание территории застройки. Защита от шума. Благоустройство территорий. Обеспечение обслуживания населения.
  • 15. Основные виды жилых домов и приемы их объемно-планировочного решения. Квартира и жилая секция.
  • 16. Планировочные решения жилых домов
  • 17. Коммуникационные помещения и транспортные устройства в жилых домах.
  • 18. Строительные системы зданий и области их применения.
  • 19. Конструктивные системы зданий.
  • 20. Конструктивные схемы жилых зданий.
  • 21. Принципы проектирования конструкций зданий. Общие положения конструирования. Особенности конструирования зданий из сборных элементов.
  • 22. Основания. Классификация оснований. Грунт и их строительные свойства.
  • 23. Фундаменты. Классификация фундаментов.
  • 24. Конструкции фундаментов. Ленточные фундаменты.
  • 25. Столбчатые фундаменты. Сплошные фундаменты.
  • 26. Свайные фундаменты.
  • 27. Детали устройства фундамента. Фундаменты смежных зданий. Фундаменты на вечномерзлых грунтах.
  • 28. Наружные стены и их элементы. Общие требования. Архитектурно-конструктивные элементы и детали стен. Деформационные швы.
  • 29. Стены из мелкоштучных искусственных и естественных каменных материалов
  • 30. Конструкции деталей и элементов стен из мелких камней.
  • 31. Крупноблочные стены. Стены из крупных бетонных панелей.
  • 32. Деревянные стены.
  • 33. Требования, предъявляемые к перекрытиям. Классификация перекрытий.
  • 34. Перекрытия по деревянным балкам. Перекрытия по стальным балкам.
  • 35. Железобетонные перекрытия. Сборно-монолитные перекрытия.
  • 36. Полы, их типы и конструкции.
  • 37. Виды крыш и требования к ним. Несущие конструкции скатных крыш.
  • 38. Виды кровли и требования к ней.
  • 39. Совмещенные крыши. Эксплуатация крыши. Водоотвод крыш.
  • 40. Виды, классификация и разбивка лестниц.
  • 41. Конструкции лестниц. Внутренние несгораемые лестницы. Стальные пожарные и аварийные лестницы. Деревянные лестницы.
  • 42. Окна. Классификация окон. Элементы оконного заполнения.
  • 43. Двери, их типы и конструкции. Ворота.
  • 44. Балконы, эркеры и лоджии. Типы и их конструктивные решения.
  • 45. Общественные здания. Классификация общественных зданий.
  • 46. Конструктивные схемы общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.

    Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-техно­логическим требованиям.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:

    Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблю­дается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие разме­ров и форм фасадов и интерьеров.

    В инженерных сооруже­ниях взаимо­связи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.

    Внутреннее пространство является той основной функциональной сре­дой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположе­ния помещений функциональному процессу и требованиям художествен­ного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее прост­ранство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (под­земный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).

    Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой струк­туре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объем­но-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофунк­ционального использования.

    Виды композиций.

    Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.

    Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зда­ниям цирков, театров, крытых рынков.

    Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высо­те и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Прису­щи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.

    Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты соору­жения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.

    Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается раз­витием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построе­ние.

    Композиционные средства.

    При разработке композиции внеш­них объемов и интерьеров здания ак­тивно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, кон­траст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.

    Симметрия - одинаковое располо­жение равных частей композиции от­носительно оси или плоскости, прохо­дящей через ее центр.

    Построению симметричной объемно-пространственной формы в архи­тектуре способствует также примене­ние конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).

    Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по верти­кали и горизонтали либо по обоим направлениям.

    Метр -простейшая форма ритма - точ­ное повторение форм и интервалов между ними.

    Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров зда­ния, его отдельных элементов (проемов, простен­ков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.

    Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архи­тектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.

    Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

    В архитектурной композиции существенная роль принадлежит текто­нике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.

    Композицией (от лат. compositio - составление,
    соединение, связывание) называют построение
    художественного произведения, обусловленное его
    содержанием и назначением и во многом определяющее
    его восприятие. Композиция - это важнейший
    организующий элемент всякой художественной формы,
    придающий произведению единство и целостность.
    Архитектурной композицией называют определенное
    закономерное расположение и сочетание всех внешних
    и внутренних элементов здания, гармонично
    согласованных между собой и образующих единое целое.
    Закономерное расположение нескольких или многих
    зданий в сочетании их с внешним пространством также
    составляют еще более сложную композицию - ансамбль.

    Средства архитектурной композиции

    Единство архитектурного произведения
    достигается рядом композиционных и
    художественных средств. Простейшее
    средство создания единства - придание
    объему здания простой геометрической
    формы. В сложном ансамбле здания
    единство достигается соподчинением:
    главному объему (композиционному
    центру) подчиняются второстепенные
    части здания. Композиционными
    средствами являются также тектоника
    (художественно выявленное
    конструктивное строение здания) и
    ориентация (или направленность) частей
    архитектурного сооружения в сторону
    композиционного центра.

    Важное средство достижения
    единства и художественной
    выразительности композиции в
    архитектуре - симметрия.
    Симметричными считают
    тождественные элементы формы
    относительно точки (центра), оси или
    плоскости симметрии. Применяют в
    архитектуре и асимметрию.
    Средством создания единства в
    асимметричных композициях
    является зрительное равновесие
    частей по массе, фактуре, цвету и пр.
    Роль асимметрии в композиции
    архитектурных форм состоит в
    выявлении динамики
    художественного образа сооружения.
    В сложных композициях могут
    сочетаться симметрия и асимметрия

    Доминанта - главенствующая идея, основной
    признак или важнейшая составная часть чеголибо. В композиции- это не всегда самый
    крупный элемент, это может быть самая
    мелкая обособленная форма, создающая
    пластический конфликт.
    Одно из средств создания композиционного
    единства - масштабность: соразмерность
    формы и ее элементов по отношению к
    человеку, окружающему пространству и
    другим архитектурным формам.
    Важное средство приведения элементов
    архитектурных форм к единству - ритм
    (соразмерность, стройность), с помощью
    которого достигается необходимая
    соразмерность и выразительность
    произведения архитектуры. Ритм - это
    изменяющееся повторение в композиции.
    Другими средствами художественной
    выразительности в создании единства
    композиции являются контрастные и
    нюансные отношения элементов формы, а
    также отношения равенства, или
    тождества.

    Виды архитектурной композиции

    Различают четыре вида
    архитектурной
    композиции:
    фронтальную;
    объемную;
    высотную;
    глубиннопространственную.

    Фронтальная композиция

    В основе композиции лежит распределение элементов формы
    по двум координатам: вертикальной и горизонтальной.

    Фронтальная композиция отличается
    преобладанием размеров по
    протяженности здания над размерами
    по глубинной координате. В связи с
    этим построение композиции внешних
    объемов осуществляется
    преимущественно в фасадных
    плоскостях. Фронтальные композиции
    присущи большинству дворцовых и
    учебных зданий. При размещении
    таких зданий в застройке учитывается,
    что для обеспечения целостного
    восприятия их фронтальности
    необходимо свободное пространство
    перед ними (площадь, парадный двор).
    Плоскостность фронтальной
    композиции обогащают
    включением отдельных
    объемных или глубинных
    элементов. В качестве
    последних используют такие
    функциональные элементы
    зданий, как сквозные
    проезды, галереи, лоджии,
    эркеры, выступающие
    объемы групп входных
    помещений и прочие.

    Объемная композиция

    Объемная композиция представляет собой форму, развитую
    по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

    Присуща большинству зданий
    цирков, крытых рынков, крытых
    спортивных сооружений или
    выставочных павильонов.
    Размещение объектов объемной
    композиции в застройке должно
    обеспечивать возможность
    всестороннего обзора и в свою
    очередь требует согласование форм
    всех фасадов. Визуальному
    выявлению объемной формы
    способствует применение
    вертикальных членений фасадов
    благодаря их ритмичным
    Объемная композиция
    сокращениям в перспективе.
    всегда взаимодействует с
    окружающей средой.
    Среда может
    увеличивать или
    уменьшать
    выразительность одной и

    Высотная композиция

    Высотная композиция отличается преобладанием
    размера высоты сооружения над его размерами в плане.

    Высотные композиции присущи древним
    культовым и оборонительным зданиям и
    сооружениям (храмы, колокольни, минареты,
    крепостные башни) и современным
    высотным офисам, гостиницам, а также
    инженерным сооружениям -
    телевизионным, водонапорным,
    радиобашням. В высотных сооружениях
    композиционно выявляется ведущая роль
    вертикальной координаты с помощью
    соответствующей системы членений и их
    пропорциональной согласованности.
    В архитектуре прошедших веков ведущим
    приемом гармонизации высотного объема
    служило его членение на ярусы,
    массивность которых убывала по высоте, а
    высоты ярусов пропорционально
    согласовывались с учетом перспективных
    искажений их действительных размеров
    при восприятии композиции с основных

    Глубинно-пространственная композиция

    В основе художественного облика этой композиции - расстановка
    объемов в пространстве, где пространство преобладает над
    элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.

    Глубинная или глубинно-пространственная
    композиция отличается развитием
    преимущественно по глубинной координате. Ее
    применяют в целях организации продольноосевых пространств в градостроительстве или
    интерьеров анфиладного типа. В
    градостроительстве характерно ее применение
    для обеспечения архитектурного единства
    относительно узких продольно-осевых уличных
    пространств, ориентированных на
    расположенный в глубине этого пространства
    главный объект. Для усиления единства
    композиции фасады зданий обстраивающих
    улицу проектируют одинаковыми.
    Такое
    композиционное
    построение может
    относиться как к одному, так
    и к группе зданий.
    Существует два основных
    вида глубинного
    пространства:
    внутреннее(интерьер)
    и внешнее(архитектура
    ансамблей). В развитую
    глубинно-пространственную

    Ансамбль в архитектуре

    Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды,
    приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
    Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную
    композицию ансамблей делят на несколько типов:
    - глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться
    вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта
    перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо
    приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может
    быть главным элементом по отношению к окружающему;
    - замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой. К этому
    виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади,
    внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
    - свободное пространство без строгих границ, в котором здания
    располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных
    линейных границ площади или улицы;
    - панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы,
    раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка.

    Глубинно-пространственная перспектива

    Свободное пространство

    В этом случае элементом, определяющим пространственную
    среду, служат природные границы или периметральные

    Замкнутое пространство

    Панорама

    В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт
    застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях
    совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли

    Один из основных приемов построения архитектурного
    ансамбля - постановка его композиционных узлов:
    зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом,
    композицией или являющихся историческими
    памятниками архитектуры; монументов, посвященных
    важным событиям и видным деятелям. Крупными
    композиционными узлами в ансамбле городской
    застройки могут быть центры площадей.
    Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-

    Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции . Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

    В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.

    Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем . Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания .

    Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.

    Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.

    Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.

    Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)

    Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.