Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.
Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады зданий).
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.
Симметрия - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии.
Асимметрия - I Асимметрия отсутствие симметрии (См. Симметрия). II Асимметрия в искусстве как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском,
Свойствами архитектурной композиции является ее масштабность и масштаб. Масштабность - взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека. Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно). Масштаб характеризуется крупностью членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значимости
Ядро и главные оси в композиции
Композиционное ядро - одно или группа помещений, где протекает основной жизненный процесс, ради которого данное здание сооружается. Композиционные оси - одно или несколько направлений, по которым организуется движение к ядру и по отношению к которым располагаются помещения здания.
3. Функциональный или технологический процесс в здании как основа его объемно планировочного решения. Функционально-технологические схемы зданий. Принципы определения размеров помещений.
1.1. Объемно-планировочное решение здания
Определение: Объемно-планировочным решением здания называется объединение помещений избранных размеров и формы в единую композицию (проще говоря, это схема расположения помещений).
Основой объемно-планировочного решения является происходящий в здании характерный функциональный процесс.
Примеры функциональных процессов:
Производственный процесс, основанный на определенной технологии (заводы, фабрики, производственные участки)
Процесс обучения, происходящий по определенному режиму (школы, учебные заведения);
Процесс, связанный с бытом или отдыхом людей (многоквартирные дома, гостиницы, общежития, дома отдыха)
Характер функционального процесса определяет:
Количество участвующих в нем людей и их физическое состояние;
Используемое оборудование и материалы.
Процессы отличаются не только по характеру, но и по сложности организации.
РАЗМЕРЫ ПОМЕЩЕНИЙ
Для определения размеров помещений по условиям размещения людей и оборудования надо установить:
Функциональный процесс, для которого предназначено помещение, и все элементы этого процесса;
Размеры оборудования, количество его на одного человека и общее количество оборудования;
Площадь, занимаемую одним человеком и комплектом обслуживаемого им оборудования;
Наилучшую компоновку всего оборудования с учетом площади, занимаемой людьми во время работы, а также площади, необходимой для подхода к рабочим местам, осмотра и ремонта оборудования на месте.
9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.
Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:
Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм фасадов и интерьеров.
В инженерных сооружениях взаимосвязи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.
Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположения помещений функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (подземный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).
Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой структуре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объемно-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофункционального использования.
Виды композиций.
Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.
Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зданиям цирков, театров, крытых рынков.
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Присущи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.
Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построение.
Композиционные средства.
При разработке композиции внешних объемов и интерьеров здания активно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.
Симметрия - одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр.
Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).
Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по вертикали и горизонтали либо по обоим направлениям.
Метр -простейшая форма ритма - точное повторение форм и интервалов между ними.
Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров здания, его отдельных элементов (проемов, простенков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.
Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.
Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.
В архитектурной композиции существенная роль принадлежит тектонике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.
Композицией (от лат. compositio - составление,
соединение, связывание) называют построение
художественного произведения, обусловленное его
содержанием и назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция - это важнейший
организующий элемент всякой художественной формы,
придающий произведению единство и целостность.
Архитектурной композицией называют определенное
закономерное расположение и сочетание всех внешних
и внутренних элементов здания, гармонично
согласованных между собой и образующих единое целое.
Закономерное расположение нескольких или многих
зданий в сочетании их с внешним пространством также
составляют еще более сложную композицию - ансамбль.
Средства архитектурной композиции
Единство архитектурного произведениядостигается рядом композиционных и
художественных средств. Простейшее
средство создания единства - придание
объему здания простой геометрической
формы. В сложном ансамбле здания
единство достигается соподчинением:
главному объему (композиционному
центру) подчиняются второстепенные
части здания. Композиционными
средствами являются также тектоника
(художественно выявленное
конструктивное строение здания) и
ориентация (или направленность) частей
архитектурного сооружения в сторону
композиционного центра. Важное средство достижения
единства и художественной
выразительности композиции в
архитектуре - симметрия.
Симметричными считают
тождественные элементы формы
относительно точки (центра), оси или
плоскости симметрии. Применяют в
архитектуре и асимметрию.
Средством создания единства в
асимметричных композициях
является зрительное равновесие
частей по массе, фактуре, цвету и пр.
Роль асимметрии в композиции
архитектурных форм состоит в
выявлении динамики
художественного образа сооружения.
В сложных композициях могут
сочетаться симметрия и асимметрия Доминанта - главенствующая идея, основной
признак или важнейшая составная часть чеголибо. В композиции- это не всегда самый
крупный элемент, это может быть самая
мелкая обособленная форма, создающая
пластический конфликт.
Одно из средств создания композиционного
единства - масштабность: соразмерность
формы и ее элементов по отношению к
человеку, окружающему пространству и
другим архитектурным формам.
Важное средство приведения элементов
архитектурных форм к единству - ритм
(соразмерность, стройность), с помощью
которого достигается необходимая
соразмерность и выразительность
произведения архитектуры. Ритм - это
изменяющееся повторение в композиции.
Другими средствами художественной
выразительности в создании единства
композиции являются контрастные и
нюансные отношения элементов формы, а
также отношения равенства, или
тождества.
Виды архитектурной композиции
Различают четыре видаархитектурной
композиции:
фронтальную;
объемную;
высотную;
глубиннопространственную.
Фронтальная композиция
В основе композиции лежит распределение элементов формыпо двум координатам: вертикальной и горизонтальной.Фронтальная композиция отличается
преобладанием размеров по
протяженности здания над размерами
по глубинной координате. В связи с
этим построение композиции внешних
объемов осуществляется
преимущественно в фасадных
плоскостях. Фронтальные композиции
присущи большинству дворцовых и
учебных зданий. При размещении
таких зданий в застройке учитывается,
что для обеспечения целостного
восприятия их фронтальности
необходимо свободное пространство
перед ними (площадь, парадный двор).
Плоскостность фронтальной
композиции обогащают
включением отдельных
объемных или глубинных
элементов. В качестве
последних используют такие
функциональные элементы
зданий, как сквозные
проезды, галереи, лоджии,
эркеры, выступающие
объемы групп входных
помещений и прочие.
Объемная композиция
Объемная композиция представляет собой форму, развитуюпо трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.Присуща большинству зданий
цирков, крытых рынков, крытых
спортивных сооружений или
выставочных павильонов.
Размещение объектов объемной
композиции в застройке должно
обеспечивать возможность
всестороннего обзора и в свою
очередь требует согласование форм
всех фасадов. Визуальному
выявлению объемной формы
способствует применение
вертикальных членений фасадов
благодаря их ритмичным
Объемная композиция
сокращениям в перспективе.
всегда взаимодействует с
окружающей средой.
Среда может
увеличивать или
уменьшать
выразительность одной и
Высотная композиция
Высотная композиция отличается преобладаниемразмера высоты сооружения над его размерами в плане.Высотные композиции присущи древним
культовым и оборонительным зданиям и
сооружениям (храмы, колокольни, минареты,
крепостные башни) и современным
высотным офисам, гостиницам, а также
инженерным сооружениям -
телевизионным, водонапорным,
радиобашням. В высотных сооружениях
композиционно выявляется ведущая роль
вертикальной координаты с помощью
соответствующей системы членений и их
пропорциональной согласованности.
В архитектуре прошедших веков ведущим
приемом гармонизации высотного объема
служило его членение на ярусы,
массивность которых убывала по высоте, а
высоты ярусов пропорционально
согласовывались с учетом перспективных
искажений их действительных размеров
при восприятии композиции с основных
Глубинно-пространственная композиция
В основе художественного облика этой композиции - расстановкаобъемов в пространстве, где пространство преобладает над
элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.Глубинная или глубинно-пространственная
композиция отличается развитием
преимущественно по глубинной координате. Ее
применяют в целях организации продольноосевых пространств в градостроительстве или
интерьеров анфиладного типа. В
градостроительстве характерно ее применение
для обеспечения архитектурного единства
относительно узких продольно-осевых уличных
пространств, ориентированных на
расположенный в глубине этого пространства
главный объект. Для усиления единства
композиции фасады зданий обстраивающих
улицу проектируют одинаковыми.
Такое
композиционное
построение может
относиться как к одному, так
и к группе зданий.
Существует два основных
вида глубинного
пространства:
внутреннее(интерьер)
и внешнее(архитектура
ансамблей). В развитую
глубинно-пространственную
Ансамбль в архитектуре
Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды,приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную
композицию ансамблей делят на несколько типов:
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться
вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта
перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо
приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может
быть главным элементом по отношению к окружающему;
- замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой. К этому
виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади,
внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство без строгих границ, в котором здания
располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных
линейных границ площади или улицы;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы,
раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка.
Глубинно-пространственная перспектива
Свободное пространство
В этом случае элементом, определяющим пространственнуюсреду, служат природные границы или периметральные
Замкнутое пространство
Панорама
В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэтзастройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях
совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамблиОдин из основных приемов построения архитектурного
ансамбля - постановка его композиционных узлов:
зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом,
композицией или являющихся историческими
памятниками архитектуры; монументов, посвященных
важным событиям и видным деятелям. Крупными
композиционными узлами в ансамбле городской
застройки могут быть центры площадей.
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-
Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции . Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.
В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.
Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.
Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем . Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания .
Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.
Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.
Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.
Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)
Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.