Почему олеся приняла решение расстаться с любимым. «Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»). «Рыцарь Прекрасной Дамы»

1. Какие периоды выделяют в развитии русской литературы 20 века? Укажите хронологические рамки этих периодов.

2. С чем связана раздробленность литературного процесса 20 века?

3. Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже 19-20 веков? Почему Н.А. Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»?

4. Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

5. Перечислите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

6. Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?

7. В чём проявилась географическая и идеологическая раздробленность русской литературы советского периода?

8. Перечислите писателей, оставшихся в СССР, и писателей, продолживших свой творческий путь в эмиграции.

9. Чем реализм начала 20 века принципиально отличается от критического реализма в литературе 19 века?

10. Дайте общую характеристику сатирической литературе начала 20 века.

2. Иван Алексеевич БУНИН

1870 – 1953

2. А) Философские проблемы в прозе И. А. Бунина (на материале рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»)

1. В чём особенности повествовательной манеры Бунина-прозаика? Каким темам посвящены рассказы писателя? Какую роль играют в бунинских рассказах сюжет, лирические мотивы, исповедальные мотивы, художественная деталь? Каков хронотоп прочитанных вами рассказов Бунина?

2. Что объединяет – тематически, мотивно, стилистически – рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»?

3. С какой целью Бунин лишает имени главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Что известно о герое?
4. Как изображён корабль в рассказе? Как и почему именно так он назван? В чём символичность образов корабля и океана в рассказе?
5. Почему господин умирает внезапно? Как в рассказе описана его смерть?

6. С чем связан беглый рассказ о жизни героев рассказа «Чаша жизни»?
7. Охарактеризуйте Селихова, Горизонтова, Иорданского, Диесперову. Чем жили эти герои? Как они описаны в произведении? На чём Бунин стремится сосредоточить внимание читателя? Кто из персонажей, на ваш взгляд, прожил бессмысленную, а кто – счастливую жизнь?

8. В чём смысл заглавной метафоры? Стоит ли беречь «чашу жизни» всегда, при любых обстоятельствах?

9. Как трактуется мотив «чаши жизни» в рассказе «Братья»? Где происходит действие рассказа? Сопоставьте судьбы двух рикш – отца и сына. Одинаково ли сложились их жизни?

10. Почему повествование сопровождается цитатами из священных буддийских книг?

11. Почему герои рассказа «Братья» лишены имён?
12. С какой целью введён в рассказ образ англичанина? В чём смысл легенды, им рассказанной?

13. Соотнесите название рассказа с эпиграфом. В чём смысл и названия, и эпиграфа?

14. Что Бунин сообщает читателю о Чанге и его хозяине? Почему события их жизни намечены только штрихами?
15. Можно ли считать измену жены капитана событием , предопределившим его горестную судьбу?

16. Почему мир и события показаны в этом рассказе глазами собаки? Какой вопрос звучит в рассказе как лейтмотив?
17. С чем соотносится образ океана в рассказе «Сны Чанга»?
18. Какие две правды о жизни знает Чанг? Почему Бунин говорит о «третьей правде», но умалчивает о её сути?

19. Выпишите из этих рассказов 5 – 7 высказываний, привлекших ваше внимание, и прокомментируйте их.

2. Б) Тема любви в рассказах И.А. Бунина. Характеры бунинских героинь (на материале рассказов «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»)

1. Что объединяет перечисленные рассказы?
2. Почему рассказ «Лёгкое дыхание» начинается с описания могилы Оли Мещерской?
3. Что можно сказать о характере Ольги? Что в ней восхищает, а за что её можно осудить?
4. Как Оля понимает любовь? О чём свидетельствует её дневник?
5. Какие чувства, по вашему мнению, пробуждала Оля в мужчинах?
6. Кто и с какой целью приходит на могилу Ольги?
7. Почему рассказ называется «Лёгкое дыхание»?
8. Чем похожа и не похожа на Олю Мещерскую Катя – героиня «Митиной любви»?
9. Что мы знаем об отношениях Мити и Кати по началу рассказа?
10. В чём смысл спора о ревности? Чья позиция вам ближе? Как соединяются в рассказе любовь и ревность?
11. Чем вызвана ревность Мити к Кате? Почему постепенно Катины чувства угасают?
12. Что нам известно о прошлом Мити? Можно ли утверждать, что любовь сопровождала его всю жизнь?
13. Почему в сознании Мити переплетаются запах любви (Катиной перчатки и ленты для волос) и запах смерти? В чём смысл этой детали?
14. Как в Мите сочетаются любовь и чувственность? Что пережил Митя после связи с Алёнкой?
15. Случайным или закономерным было решение Мити о самоубийстве?
16. В чём необычность рассказа «Тёмные аллеи»? Кто, на ваш взгляд, счастливее – герой или героиня?
17. Почему название именно этого рассказа стало заглавием целого сборника?
18. С чем связана загадочность героини рассказа «Чистый понедельник»? Почему герой говорит о «странности» любовных отношений?
19. Охарактеризуйте героя рассказа. Почему повествование ведётся от его имени?
20. Почему в рассказе подчёркнуты московские реалии? Можно ли сказать, что у героя – своя Москва, а у героини – своя?
21. Какое древнерусское произведение цитируется в рассказе? С какой целью?
22. Чем и почему именно так завершились отношения героев? С чем связан выбор героини?
23. В чём смысл финальной сцены рассказа?
24. Какова концепция любви в произведениях Бунина?

3. Александр Иванович КУПРИН

1870 - 1938

«Олеся», «Гранатовый браслет»

1. Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся»?
2. Чем привлекает Ивана Тимофеевича рассказ о местной колдунье?
3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич?
4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие?
5. Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она? Способен ли её избранник на настоящее чувство?
6. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси? Что оставила героиня на память своему возлюбленному?
7. Сопоставьте образы Олеси и княгини Веры. Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны?
8. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?
9. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере?
10. Какова реакция окружающих на подарок Желткова?
11. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?
12. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли героиня после пережитого?
13. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

(Максим Горький)

1868 – 1936

Пьеса М. Горького «На дне»: система персонажей и социально-философская проблематика


Мне и хочется на волю,

Цепь порвать я не могу…

а) убийство Пеплом Костылева;

б) смерть Анны;

в) самоубийство Актёра?


  • Существует мнение, что Лука и Сатин – только кажущиеся антиподы. В каких эпизодах они ведут себя одинаково?

  • Выпишите реплики персонажей пьесы, ставшие афоризмами. Какое значение эти афоризмы приобрели в наше время?

1871 – 1819

5. А) Повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Мифологема человеческой судьбы

5. Б) Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Диалектика предательства


  • Что вам известно об истории создания повести? Почему Андреев изменил первоначальное название повести?

  • Насколько тесна связь повести и Евангелия? Что, по вашему мнению, важнее для автора – переосмыслить евангельский сюжет или осмыслить предательство как таковое?

  • Что привлекает и отталкивает во внешности Иуды? Что известно о его прошлом?

  • Чем Иуда выделяется среди других апостолов? Выделяет ли его Иисус?

  • Что объединяет Иуду и Иисуса? Можно ли сказать, что у каждого из них своя миссия?

  • Дайте характеристики Иоанну, Фоме, Петру. Над чем заставляет их задуматься Иуда?

  • Какие поступки Иуды получают двойственное толкование?

  • Любит ли Иуда Иисуса? Почему он предает учителя?

  • Может ли предательство быть вызвано благими намерениями? Дайте оценку предательству Иуды.

  • Подтверждает ли финал повести то, что Иуда – единственный верный ученик Иисуса?

  • Чем интересна повесть современному читателю?

6. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ


  • Что было свойственно мировоззрению старших символистов (декадентов)?

  • Как связаны учение Вл. Соловьева и эстетические принципы младосимволистов?

  • С чем был связан кризис символизма в начале 1910-х гг.?

Поэзия В.Я. Брюсова

  • Перечислите сборники Брюсова. В чем смысл их названий? Проследите эволюцию поэтических взглядов Брюсова.

  • Расскажите о творчестве Брюсова – прозаика.

  • Прочитайте стихотворение «Творчество» . Почему оно так названо? С какой целью здесь используется оксюморон? Какими образами-символами наполнено стихотворение?

  • В чем смысл стихотворения «Сонет к форме» ? Как Брюсов понимает назначение поэта и поэзии?

  • Можно ли считать стихотворение «Юному поэту» своеобразным манифестом? Дайте собственную оценку «трем заветам» Брюсова.

  • Выучите наизусть и проанализируйте одно из стихотворений (из сборников «Meeumesse», «TertiaVigilia», «Urbietorbi», «Stephanos», «Все напевы»).

6. А) Поэзия К.Д. Бальмонта

1867 – 1942

Я – изысканность русской

медлительной речи,

Предо мною другие

поэты – предтечи…

К.Д. Бальмонт
Он всегда был величав, ни на минуту не забывал,

что он не простой смертный, а поэт.

А.А. Ахматова


  1. Расскажите о том, как Бальмонт пришел в «большую» поэзию. Перечислите его поэтические сборники. Что отличает поэтическую манеру Бальмонта?

2.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

  • «Челн томленья»,

  • «Песня без слов»,

  • «Первая любовь»,

  • «Я вольный ветер…»,

  • «Жизнь»,

  • «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»,

  • «Я – изысканность русской медлительной речи…», «Гармония слов»,

  • «Я не знаю мудрости»,

  • «Безглагольность»,

  • «Русский язык».
3.Соотнесите идею каждого из перечисленных стихотворений с названием сборника, в который оно входит. В чем необычайность проявления авторского «я»? Какие приёмы и с какой целью использует Бальмонт в каждом из стихотворений? Какова выразительная роль знаков препинания? Выучите одно из стихотворений наизусть.

6. Б) Александр Александрович Блок

«Рыцарь Прекрасной Дамы»

1880 – 1921

1.Какие периоды выделяют в творчестве А.А.Блока?

2.Какое влияние на поэзию Блока оказало учение Владимира Соловьёва?

3.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения


  • «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (1901),

  • « Ветер принёс издалёка » (1901),

  • « Сумерки. сумерки вешние » (1901),

  • «Встану я в утро туманное» (1901),

  • « Я, отрок, зажигаю свечи » (1902),

  • « Мне снились весёлые думы » (1903),

  • «Вхожу я в тёмные храмы» (1904),

  • « Осенняя воля » (1905),

  • «Девушка пела в церковном хоре» (1905).
Выучите одно (или два) из них наизусть.

  1. Какими средствами создаётся в перечисленных в п.3 стихотворениях образ Вечной Жены? Какие чувства владеют лирическим героем? Как Блок воплощает в стихах миф о поэте-рыцаре и его светоносной подруге?

  2. Можно ли говорть о том, что образ Прекрасной Дамы переживает определённую эволюцию? Аргументируйте свой ответ.

  3. Какую роль в стихотворениях сборника «Стихи о Прекрасной Даме» играют поэтика ассоциаций, символика цвета, символика поэтической детали? Приведите примеры.

  1. Анализ стихотворения « Незнакомка »

  • В каком году было написано стихотворение «Незнакомка» ? Почему оно так называется?

  • Могло ли это стихотворение войти в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»? Почему?

  • Какие настроения героя переданы в начале стихотворения? В каких деталях воплощена оценка лирическим героем общей атмосферы, изображённой в стихотворении?

  • Почему образ Незнакомки появляется в стихотворении не сразу?

  • Как перекликаются строфы «И каждый вечер друг единственный…» и «И каждый вечер, в час назначенный…»?

  • Из каких деталей складывается образ Незнакомки? Она – часть окружающей пошлой обстановки или посланница иного мира? Почему вы так думаете?

  • Почему за тёмной вуалью Незнакомки лирическому герою видятся «берег очарованный и очарованная даль»?

  • Каково значение в стихотворении таких образов-символов, как солнце, вино, берег ?

  • В чём смысл последней строфы? Что значит восклицание «Ты право, пьяное чудовище!»?

  • Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Незнакомка» (не менее 24 строк).

  1. Адресаты любовной лирики Блока

  • Расскажите об адресатах любовной лирики Блока. Какие сборники и поэтические циклы посвящены теме любви? Как менялись со временем образы героини и лирического героя?

  • Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

  • «Она молода и прекрасна была…» (1898)

  • « Луна проснулась. Город шумный… » (1899)

  • « Снежное вино » (1907)

  • « Я – Гамлет. Холодеет кровь… » (1914)

  • « Сердитый взор бесцветных глаз… » (1914)

  • «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...» (1914)

  • Выучите наизусть (полностью) и проанализируйте стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908) . Каков его лейтмотив? Какое стихотворение Пушкина оно напоминает? Можно ли сказать, что лирический герой смирился с потерей счастья? Каково символическое значение образов сырой ночи и синего плаща?

  • Можно ли выделить общие черты героини любовной поэзии Блока?

  1. Философские мотивы в лирике А.А.Блока
Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество.

А.А.Блок


  • Каков взгляд Блока на роль и предназначение поэта в стихотворениях «Земное сердце стынет вновь…» (1911 – 1914), « Пушкинскому Дому » (1921) , в прологе к поэме « Возмездие » ?

  • Как решается поэтом вопрос о смысле бытия в стихотворениях

  • «Миры летят. Года летят. Пустая…» (1912)

  • « Ночь, улица, фонарь, аптека… » (1912)

  • «О, я хочу безумно жить…» (1914)

  • Каким образом. по вашему мнению, в душе лирического героя уживаются

  • «безумное» желание жить и ощущение бессмысленности и безысходности

  • бытия? Находит ли поэт ответ на вопрос о природе счастья?

  • Прочитайте и прокомментируйте вступление к первой главе поэмы «Возмездие» (о двух веках). В чём проявился пророческий дар поэта?

  • Сопоставьте стихотворение Блока «Всё ли спокойно в народе?» (1903) с лермонтовским «Предсказанием».

  1. Образ России в поэзии Блока
Этой теме я сознательно и бесповоротно

посвящаю жизнь.

А.А.Блок


  • Почему. по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве каждого поэта?

  • В чём необычность трактовки этой темы в стихотворении Блока «Русь» ?

  • Прочитайте стихотворение «Россия» (1908) . Какая она – Россия Блока? Что дорого в ней поэту? Какие оттенки приобретает образ России благодаря сопоставлению с образом женщины, жены? Что символизирует образ дороги в этом стихотворении?

  • Как воплощается тема судьбы России и русской женщины в стихотворениях «На железной дороге» (1910) и «Русь моя. жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910) ?

  • Как соотносятся прошлое и настоящее России в цикле «На поле Куликовом» ? Что перед нами – попытка русича прозреть будущее или попытка лирического героя-современника найти в стойкости предков духовную опору для женщин в настоящем? Почему Блок обратился именно к событиям Куликовской битвы?

  • Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Скифы» . Выучите наизусть отрывок из этого стихотворения.

Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни. Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи. Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья. Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке. Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась. Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна. Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов. Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих. Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина. Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать. Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

Характеристика персонажей

Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья. Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой. Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

Знакомы ли вы с – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

Обратите внимание на известное произведение , изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

Красный цвет как символ
Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).

Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

Сочинение

В своей ранней повести «Олеся» (1898) А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.

Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.

По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира — она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.

В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…

На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли — любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.

В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами — он добр, воспитан, образован. Однако в нем нет главного — цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.

Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.

Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.

Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.

Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух человеческих типов — «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».

Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, — мир деревни — олицетворяет в повести современное писателю общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).

Коллективный портрет этого мира — пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».

Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.

Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.

Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, — она убивает в них душу, лишает самого главного — трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся"

"Великая тайна любви" в произведениях Александра Ивановича Куприна "Олеся" и "Гранатовый браслет"

1. Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся» ? При внешней простоте сюжета - в чём новаторство повести?

2. Почему Ивана Тимофеевича привлекает рассказ о местной колдунье?

3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич?

4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие?

5. Чьими глазами показаны события в повести? Кому из персонажей даны характеристики? А кому НЕ даётся характеристика?

6. Какова функция эпизода гадания Олеси? Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она?

7. Какие поступки Ивана Тимофеевича позволяют судить о его чувствах к Олесе?

8. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси?

9. В чём смысл финала повести?

10. Сопоставьте образы Олеси и княгини Веры из рассказа «Гранатовый браслет» . Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны?

11. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?

12. По каким деталям можно воссоздать психологический портрет Желткова?

13. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере? Какова реакция окружающих на подарок?

14. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?

15. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?

16. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

Главный герой повести - Иван Тимофеевич, житель Петербурга, по воле судьбы оказался в небольшой украинской деревеньке в Полесье. Здесь он встречает необыкновенно красивую и благородную девушку Олесю, которая живет в маленькой избушке со своей бабушкой Мануйлихой. Все окрестные жители считают их ведьмами. Олеся и Иван Тимофеевич полюбили друг друга. Однако их счастье было недолгим: главный герой по долгу службы вынужден был уехать в Петербург, а Олеся со старой Мануйлихой должны были покинуть те места, так как жители деревни считали их причиной всех своих несчастий.
Почему разрушилось счастье героев? Было ли будущее у их любви? Мы видим, что в повести, как и в жизни, существует конфликт между порывами сердца и доводами разума, между эмоциями и рассудком, между духовным и материальным. Герои принадлежат к разным мирам. Но разве Иван Тимофеевич и Олеся не любят друг друга, не хотят быть вместе, не согласны пожертвовать своими принципами ради другого?
Да, они любят друг друга, но они живут в разных измерениях, в разных мирах, между которыми нет соприкосновения. Показательна фраза Иван Тимофеевича: «... службой пренебрегать нельзя...» Кто-то из двоих должен был оставить свой круг. Заметим, что Иван Тимофеевич представлял Олесю в своем мире, а она - нет. Олеся готова была уступить, но не представляла себя в городе - она не умела даже читать" и писать. Олеся - дитя природы, она и интересна герою своей природностью, неразгаданностью. Она понимает это сама и говорит Ивану Тимофеевичу, что как только перестанет быть тайной - он разлюбит ее.
Каждый мир крепко держит того, кто ему принадлежит. Держит невидимыми нитями. Эти нити - круг друзей, дела, знакомые предметы, привычные понятия. Я думаю: как бы поступил я на месте Ивана Тимофеевича? Скажу честно: не знаю. Трудно смириться с мыслью, что надо расстаться с любимым человеком навсегда. Трудно понять, что счастье - это одно мгновение, и оно не может длиться долго.
Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича? Думаю, нет. И вспоминаются строки из тургеневской «Аси»: «У счастья нет завтрашнего дня».
Будущего у любви героев не было. А любовь была.