Тема социальные отношения задания уровня а. Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества, она меняет его поведение. Превращая индивида в члена группы, она меняет человека, делает его зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, которые возникают под влиянием группы.

Во-первых, под общественным влиянием происходит изменение таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления интереса к проблемам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный "вес". Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный "вес" в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия "мозговой атаки" существенно повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процесс адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку неоднозначный, сложный и зачастую достаточно длительный.

Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на группу, вносить изменения в ее функционирование таким образом, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает правильным, а что неправильным, что требует улучшения, что необходимо сделать для того, чтобы достичь целей группы. При этом всегда его рассуждения находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.

22. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях:

1. первобытнообщинной формации

2. рабовладельческой формации

3. феодальной формации

Капиталистической формации

5. он всегда один и тот же

23. Что лежит в основе общесоциологических теорий:

1. накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка

Описание и объяснение социальной жизни в целом

3. исследование общественных отношений в отдельных сферах жизни общества

4. исследование механизмов индивидуального поведения

5. решение практических проблем

24. Социальная технология включает в себя:

1. программу и методы преобразовательной деятельности

2. программу преобразовательной деятельности и саму деятельность на основе этой программы

3. сбор необходимой информации и разработку программы преобразовательной деятельности

Воздействие на определённые группы общества с целью побудить их действовать нужным образом

5. только 1+2

25. Какая функция социологии обеспечивает выработку научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем:

1. гносеологическая

2. распределения

3. социального контроля

Прогностическая

5. мировоззренческая

26. Что представляет собой в социологии эволюционизм:

1. представление об обществе как искусственном образовании

2. идею непостижимости законов общественного развития

Представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе

4. представление об изменениях в обществе как результате конспиративного воздействия узких групп людей

5. представление об обществе как раз и навсегда данном образовании

27. Совокупность людей, связанных общностью территории, языка, экономической жизни, культуры, психологического склада, называется:

1. человеческое стадо

2. бюрократия

Нация

4. государство

28. Идеологическая функция социологии проявляется в том, что:



1. социология изучает идеологические ценности различных групп людей

2. социология заставляет людей изменять свои взгляды и мнения

3. в социологии существуют различные школы и направления, которые по- разному трактуют одни и те же социальные явления

Социология ориентируют людей на следование определённым ценностям

5. социология обязана пропагандировать определенную (государственную) идеологию

29. В каком понятии выражается полное принятие нормы:

1. «девиация»

2. «отклонение»

3. «толерантность»

Конформизм»

1. М. Вебер
2. В.И. Ленин
3. К. Маркс
4. П. Сорокин
5. Г.В. Плеханов

31. Какой вид социологического исследования является самым распространённым в современной социологии:

1. разведывательное

2. анкетирование

Опрос общественного мнения

4. разовое

1. Питирим Сорокин

2. Эмиль Дюркгейм

3. Макс Вебер

Карл Маркс

5. Роберт Мертон

33. Какой вид социологического исследования лучше всего подходит для изучения межличностных отношений в группе:

1. интервьюирование

2. наблюдение

Социометрия

4. групповое анкетирование.

5. метод фокус-группы

Особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий – это

2. ценности

Традиции

35. Более всего затрагивал методологические проблемы развития общества:

1. Э.Дюркгейм
2. К.Маркс
3. П.Сорокин
4. П.Флоренский
5. Н.Бердяев

Платон

2. Аристотель

3. Конфуций

4. Демокрит

37. Социология - это:

1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

2. общественная наука о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений

3. наука об обществе и общественных отношениях

4. наука об общих и специфических закономерностях функционирования и развития общества

Наука о строении общества и поведении людей в нем

Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. называются

1. обычаями

2. нравами

Ценностями

5. нормами

39. Молодёжный возраст детерминирован:

Биологически и психологически

2. юридически и политически

3. исторически и социально

4. экономически

5. исторически.

Система наиболее общих принципов, положений, методов, составляющих основу социологии, – это

1. технология

Методология

3. гносеология

4. необходимость

5. статистика

41. Какой из видов социологического исследования относится к панельному:

1. исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей

2. исследование поискового типа по апробации инструментария

3. исследование, направленное на описание структурных взаимосвязей элементов социального объекта

Буду крайне благодарна, если скинете ответы.

Вариант №1

1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.

2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека

3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность

4.Элементом духовной сферы общества являются

А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия

5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:

6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.

7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение

8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта


А. свободное ценообразование на товары и услуги

В. Централизованное распределение ресурсов

10. Высшим исполнительным органом власти РФ является

А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд

В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.

В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»

Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»

Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

A3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между"ними - это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

А4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

2) церковь

4) все перечисленное

А5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, назы­вается:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

А7. Племена и народности - это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

А8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

А9. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в поль­зу центра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

А11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность. Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифферен­циация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса мно­гих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социаль­но значимого признака?

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

А16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональными интересами

А17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

А18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

А20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

Ответ: _________________ .

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

Ответ: _______________ .

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

Ответ: __________________ .

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.


ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Горизонтальная мобильность

А. Перемещение из одной страты в другую

2. Социальная дифференциация

Б. Положение человека в обществе

3. Социальный статус

В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение

4. Вертикальная мобильность

Г. Переход индивида из одной соци­альной группы в другую, располо­женную на одном и том же уровне

Ответ: ____________ .

1

2

3

4

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной диф­ференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

Ответ: __________________ .

1

2

3

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

Ответ: ____________________ .

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

Ответ: ___________________ .

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.


НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

ПРИМЕР

1. Право

А. Уважение к старшим

2. Мораль

Б. Право граждан на участие в голосо­вании с 18 лет

3. Политические нормы

В. Соблюдение церковных обрядов

4. Религиозные нормы

Г. Единство места и времени действия в пьесе

5. Обычаи, традиции

Д. Почетное место за столом предос­тавляется имениннику

6. Эстетические нормы

Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выбо­рах

7. Организационные нормы

Ж. Продолжительность рабочего дня

Ответ:_______________________ .

1

2

3

4

5

6

7

Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.

С1 . Какие социальные санкции существуют?

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности - мужчины и женщины, и еще - се­мьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значи­телен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, ис­пользуя молодежь по необходимости, механически, частично. Моло­дежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к мо­лодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вско­ре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хвата­ет. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные рефор­маторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляю­щую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетиче­ский резерв, который выступает на передний план и вводится в дейст­вие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и каче­ственно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологиче­ская функция молодежи в обществе.

ИМ. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позво­ляют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская моло­дежь.

С4 . В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное раз­витие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обес­печить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направ­ления, и приведите к ним примеры из жизни современного россий­ского общества.

С5 . Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (А. С. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р.Дарендорф)

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж.Ренан)

Тема 6. Социальные отношения

УРОВЕНЬ А


задания

Верный ответ

1

2

2

2

3

3

4

4

5

4

6

2

7

3

8

4

9

4

10

1

11

3

12

2

13

3

14

3

15

3

16

2

17

1

18

4

19

2

20

3

УРОВЕНЬ В

задания

Верный ответ

1

Социальная мобильность

2

Нация

3

Социальные нормы

4

1-Г; 2 -В; 3 -Б; 4 -А

5

1 - Б; 2 - В; 3 - А

6

1,4,5

7

Страта

8

1 - Б, 2 - А, 3 - Е, 4 - В, 5 - Д, 6 - Г, 7 - Ж

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

С2.

1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество - результат взаимодействия людей.

Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они - результат ан-тропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность.

Семья - первичная основа любого общества, обеспечивающая его вос­производство.

Могут быть приведены любые другие формулировки, не противореча­щие суждению.

3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

В строгом смысле семья - это общность людей, основанная на единой об­щесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспро­изводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние;

подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональ­ное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном об­ществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль

семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном

все свои основные функции.

В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла

проблемы.

С3 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В традиционных обществах молодежь не востребована - «потерян­ное поколение», т.к. «традиционные, статичные общества опираются прежде всего наюпыт старших поколений» и опасаются «стихии моло­дежи».

В динамичных обществах молодежь используется как «интеллекту­альный и энергетический резерв», т.е. резерв обновления общества.

4) Российская молодежь живет в динамичном обществе - обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с сужде­ниями.

С4 . Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) «... политика... направлена на создание условий жизни, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обще­ствоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное раз­витие» предполагают наличие правового государства, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную спра­ведливость и т.д.

3) Могут быть названы:

обеспечение политической и экономической независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом;

приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятель­ности;

налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоя­тельные примеры, отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению делв социально-экономической сфере;

межнациональные конфликты;

социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социаль­ных проблем;

сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

производственные отношения в нашей стране в государственных учре­ждениях и бюджетной сфере остаются- вялыми, выжидательными.

В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточ­но сформированной юридической базой;

в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабозащищенным категориям населения стали недоступны некото­рые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет вы­сокий уровень, отвечая сиюминутным требованиям.