Социальным статусом называется. Социальный статус и его виды

Социальный статус личности представляет собой показатель того, насколько высокое положение в обществе, занимает какой-либо человек. Это не обязательно должностная характеристика: статус человека может меняться в зависимости от его пола, возраста, семейного положения или профессии. Эта позиция на социальной лестнице не только указывает на место человека, но и наделяет его определенными правами и обязанностями. Для каждого общества они могут быть разными.

Как определить социальный статус?

Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один-единственный социальный статус человека. У каждого из нас одновременно несколько положений, которые зависят от системы, к которой они относятся. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: она, например, и жена, и мать, и дочь, и сестра, и сотрудник компании, и христианка, и участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.

Как правило, свой главный социально-психологический статус определяет сам человек, однако на это влияет и то, с какой группой его в первую очередь отождествляют и другие люди. Кроме этого, возможно и изменение социального статуса личности: так, например, мы меняем свой статус, когда получаем высшее образование, создаем семью, находим новую работу и т.д.

Виды социальных статусов

Существует два основных вида позиций человека на социальной лестнице: приобретенный и предписанный (прирожденный) социальный статус. Первый из них характеризуется тем, что человек обретает в течение жизни: уровень образования, политические взгляды, профессия и т.д. Предписанный социальный статус – это то, что дано человеку от природы: национальность, язык, место рождения и т.д.

При этом не все социальные статусы женщины и мужчины одинаково оцениваются окружающими. Некоторые из них являются престижными, а некоторые – наоборот. Иерархия престижа зависит от таких положений, как реальная полезность той или иной социальной функции и система ценностей, действующая в этом конкретном обществе.

Кроме этого существует еще несколько типов социальных статусов: личный и групповой. Личный статус – это статус на уровне небольшой группы людей, с которой человек взаимодействует постоянно. Например, этой группой может выступать семья, трудовой коллектив или компания друзей. Как правило, он определяется чертами характера и различными личностными качествами.

Групповой статус характеризует человека как участника той или иной крупной социальной группы. Сюда относятся статус человека как представителя определенного класса, профессии, нации, пола, возраста и т.д.

В зависимости от социального статуса, человек корректирует свое поведение. Например, дома мужчина – отец и муж, и он ведет себя соответственно. А на работе он – профессор и преподаватель, и, соответственно, вести он себя будет совершенно иначе. В зависимости от того, насколько человек успешно соответствует тем или иным своим статусам, говорят об его способности к выполнению своей социальной роли. Именно поэтому существуют такие выражения, как «хороший специалист», «плохой отец», «отличный друг» - все это характеризует именно этот показатель. Причем один и тот же человек может по-разному справляться со своими социальными ролями, отчего он может быть «плох» с одной точки зрения и «хорош» с другой.

В эту группу входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля – не природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество. Статус короля передается по наследству, а наследование – один из важных социально-политических институтов общества.

Цвет кожи не имел бы никакого значения, если бы люди не наделяли его социальной атрибутикой. Какая разница, белый ты или черный, для людей важнее личные качества и достоинства человека. Тем не менее биологические атрибуты с древнейших времен человек умудрился превратить в признаки или даже основание для социального неравенства. Еще в эпоху вождеств главой племени выбирали исключительно человека, обладающего гладкой и здоровой кожей. Конечно, помимо прочих необходимых качеств: мудрости, ораторского искусства, бесстрашия.

Негр – биологически прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр – представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры основное населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры – меньшая часть населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Процесс приписывания неравенства разным статусам когда-то начался и продолжается по сию пору. В этом смысле это незавершенный процесс. Бомж – признак социального аутсайдера. Ранг данного статуса очень низкий. Хотя быть человеком без определенного места жительства в ряде случаев не зазорно. Большую часть истории человечество не имело паспортов, которые юридически прикрепляют вас к одному единственному месту в социальном пространстве. Можно назвать множество социальных групп, например бродячие музыканты или цыгане, которые по старым советским меркам подпадают под категорию бомжей.

Таким образом, приписывание является:

1. Универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам.

2. Специфическим свойством, различающимся в разных культурах и в разных исторических эпохах.

3. Чисто социальной характеристикой, не встречающейся в природе.

4. Неоконченным социокультурным и историческим процессом.

Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование – раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул). Негр – биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного статуса в обществе (отношение как к людям второго сорта в Бразилии). Таким образом, на биологическую сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, то есть придавать то или иное социокультурное значение, присуще только человеческому обществу. Все природные явления, попадая в общественный оборот проходят процедуру приписывания, то есть наделения их новым качеством, которого у них раньше не было.

Например, рабочие в XVIII веке – неудачники (нищие, бомжи, бродяги, социальные аутсайдеры). В советское время рабочие – основная категория населения, статус поднялся, у них появилась своя партия, которая не только выражает их идеи, но и диктует свои взгляды всему населению в области искусства, образования; их взгляды – господствующая идеология в обществе. Для того чтобы получить статус рабочего, стало необходимо учиться.

Два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, то есть им приписываются разные социальные качества. В результате биологический пол превращается в социальный род – гендер. Общество перечеркнуло то, что предписала ему природа, и создало новую структуру отношений двух полов, превратив их в социальные характеристики, социальные статусы. Феминизм выступает за перераспределение ролей между мужчиной и женщиной. Суть этого движения – уравнивание прав двух полов и устранение социальной дискриминации, но вовсе не в господстве одного из полов над другим. Феминизм не выступает за то, чтобы женщина встала во главе всей социальной пирамиды.

К приписываемым статусам относится и статус первенца.

Культ первенца

В патриархальном обществе культ первенца господствует в семейных отношениях над всем: «первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества». Как правило, именно ему часто достается все: «да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей». Даже Израиль выделяется из прочих народов именно по тому же основанию: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой». За перворожденным закрепляется право на двойную часть наследства, даже если он сын нелюбимой жены.

Поэтому не случайно одна из самых страшных кар, которая обрушивается на Египет, отказывающийся отпустить богоизбранный народ Израиля, - это смерть всех перворожденных.

«Казни египетские»

Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более...

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что братья (в особенности сводные) далеко не всегда питают теплые чувства к первенцу.

Интересную мысль о восточном варианте старшинства высказывает А.И. Кравченко.

Восток. Кланы

На Западе семьи не представляют разветвленные родственные системы по 200, по 300 человек. Только на Востоке применимо такое понятие как родственный клан, система родственников. И возглавляет эту систему глава, хозяин, старейшина. Он когда-то был старшим сыном, и на него замыкаются все связи: экономические, хозяйственные, политические. Он женит, разводит, он решает все проблемы, он изгоняет из своего клана. Он решает все проблемы, передает перед смертью свои права старшему сыну. У него может быть 10 жен, но только старший сын от одной жены получает эти права.

Так вот, когда новый родственник встает на пост «старшего сына», приобретает статус, он не очень-то радуется. Казалось бы, радуйся, ты же теперь верховный правитель своего маленького государства. Но с правами приходит масса обязанностей. Например, надо трудоустроить всю родню. А что делают у нас в Закавказье и Средней Азии? Как только один пробрался на какую-то хорошую должность, он сразу всех тянет. Так он обязан заботиться обо всех. А если он о ком-то не позаботился, ему говорят: «Слушай, а какой же ты старший сын? Ты же теперь глава рода, ты должен выполнять эту функцию». Он всю свою жизнь должен посвятить увязке взаимоотношений внутри этого рода: и политических, и экономических, и юридических, и социальных, и семейных, и каких угодно. И вот он как правитель, весь день у него расписан: кто когда к нему приходит, какие вопросы решать. Вот что такое статус «старшего сына».

Впрочем, нельзя думать, что такой порядок наследования не имеет положительных черт. Мы помним, что древнее право закрепляется в системе майората. Эта система позволяет:

– во-первых, сохранить упорядоченную систему иерархических отношений, сложившихся в обществе, ведь если каждый из сыновей будет наследовать титул, то очень скоро все станут герцогами и князьями, что, разумеется, не пойдет на пользу обществу;

– во-вторых, не дробить на части крупные имения, что благотворно для экономики. Кроме того, младшие братья, как уже говорилось раньше, при обзоре исторических типов личности, вынуждены идти на службу. Это влечет за собой появление целого класса профессиональных военных, юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д. и т.п. Ясно, что все это открывает новые возможности в развитии общества.

– наконец, в-третьих, как мы уже видели, эта система позволяет породить великую культуру, сформировать особый тип личности, который задает тон в формировании человека и по сию пору.

Итак, приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Таким образом, негр – не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Они прирожденные потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Статус верховного правителя, то есть титул короля, переходил к сыну по праву его рождения, подобно тому, как наследовался статус вождя в вождествах. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества, закрепиться в его нормах. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща – это «мать-в-законе», тесть – «отец-в-законе». В английском языке они так и называются. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус

Если приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии и множество других.

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными являются статус профессора, артиста, художника. Добиться его можно только личным трудом, обретением специальных знаний, часто необходимо обладание личной харизмой. Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую свободу выбора. В таком обществе, в частности, возрастает число приобретенных статусов. В современном мире мы можем выбирать, вступать ли нам в брак и иметь ли детей, то есть даже такие статусы как супруг и родитель по сути являются приобретенными. Люди в традиционном обществе обладают меньшей свободой выбора в том, что касается брака и продолжения рода.

Иногда довольно сложно провести границу между приписываемым и достигаемым статусами. Например, хотя мы сами выбираем колледж (из числа тех, куда подавали документы и куда были приняты) или место работы (куда обращались и где его получили), но на наш успех во многом влияет наша семейная принадлежность и социальное происхождение. И даже несмотря на то, что в американской культуре высоко ценятся личные достижения человека, самостоятельно пробивающего себе дорогу в жизни («self-made man»), рассчитывать на успех больше приходится представителю среднего или высшего класса, нежели выходцу из низов. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери – достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Впрочем, иногда мужем становятся и поневоле.

Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский – только мужская должность.

Заметим. В современном обществе, в отличие от предшествующих формаций, значительно меньшую роль играют предписанные статусы и большую – достигаемые. Это связано с тем, что возможности социальной мобильности сегодня гораздо шире, чем в прошлом. Поэтому происхождение человека уже не в состоянии предопределить всю его жизнь, многое в ней зависит от личных качеств индивида.

Смешанный статус

Иногда очень трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная пере стройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с судьбой.

Статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса, считается смешанным.

К смешанным статусам относятся такие позиции, которые не могут быть однозначно отнесены ни к достигаемым, ни к предписанным, ибо содержат в себе и то и другое.

1. Достигаемый по желанию человека и становящийся пожизненным: Герой Советского Союза, Кавалер ордена Почетного легиона, академик, король, рыцарь Британской империи, Олимпийский чемпион и т. д.

2. Достигаемый вопреки желанию, но в то же время обладающий чертами предписанного, поскольку статусные права и обязанности их обладатель не в силах изменить. Примеры: осужденный, инвалид, безработный, «муж поневоле».

3. Достигаемый стечением независящих обстоятельств, и вместе с тем обладающий чертами предписанного: сын олигарха, который наследует богатство отца; сын или дочь известного артиста, «кинозвезды» наследующие его профессию;

Критерием смешанного статуса может также служить:

– невозможность по своему желанию изменить предписанные достигнутому статусу права и обязанности или отказаться от них: монах, осужденный, инвалид...

– невозможность лишить пожизненного обладателя статуса соответствующих прав и привилегий (лишение званий, орденов и т.д.), если их обладатель не нарушает законов или статусных обязанностей.

Правда, история показывает, что политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьского переворота 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 90-х годов на предприятиях и в учреждениях ликвидированы парткомы и тысячи людей вышли из состава коммунистической партии.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал на хлеб, то теперь целиком стал зависеть от помощи государства. О каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его затруднительно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые находились вне его контроля.

Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ


Похожая информация.


Инструкция

Обратите внимание на одежду. Как правило, люди, обладающие высоким социальным статус ом, одеваются в довольно дорогих магазинах, но при этом их образ не кричит об их материальном положении. Все довольно лаконично, сдержанно, со вкусом.

Посмотрите на запястья: немаловажным фактором, помогающим определить социальный статус человека, является наличие часов. Причем не просто их присутствие, а их марка и цена. Тут действует же правило, как и в предыдущих пунктах: чем дороже и авторитетнее, тем выше положение человека в .

Обратите внимание на жесты интересующего вас человека. Чем они увереннее и лаконичнее, тем больше власти скапливается в его руках.

Также стоит отметить и манеры. Правила должны четко соблюдаться людьми с высоким социальным статус ом и нередко ими пренебрегают люди, принадлежащие к социальным слоям низших ступеней..

Посмотрите на машину человека. Однако, если интересующий вас объект водит машину эконом , не стоит сразу делать вывод о его социальном статус е. Обратите внимание на марку. BMV, Lexus и подобные машины часто выбирают обеспеченные люди.

Можно обратить внимание и на кошелек. Если он дешевый, то с большой вероятностью можно говорить, что перед вами человек с невысоким социальным статус ом. Об обратном свидетельствуют кошельки с отсутствием отделения для мелочи.

Отметьте различные аксессуары, например, галстук, запонки и т.п. Обратите внимание на ручку, которой пользуется человек. Как , так и , имеющие высокий социальный статус , предпочитают пластиковым ручкам металлические и позолоченные.

Видео по теме

Статус малообеспеченной семьи дает право на определенный список льгот и субсидий. Помощь при приобретении жилья, льготная очередь в детские сады, бесплатные путевки в лагеря и просто единовременные денежные пособия – полный список зависит от региона проживания. Условие для получения всех этих благ одно – доход на каждого члена семьи должен быть ниже установленного в конкретном регионе минимума.

Вам понадобится

  • - паспорта взрослых членов семьи;
  • - свидетельство о браке;
  • - свидетельства о рождении детей;
  • - справка о доходах, составленная по форме;
  • - справка о составе семьи;
  • - сберегательная книжка.

Инструкция

Прежде всего посчитайте ваш подтвержденный доход, а также доход супруга/супруги и разделите его на количество членов вашей семьи. Если получившаяся цифра ниже установленного в вашем регионе , ваша семья имеет полное право на получение статуса . Учтите, что в должны работать либо состоять на учете в Центре занятости населения. Исключение – женщины, находящиеся в по за ребенком. Если один из родителей без уважительных причин, семья не может претендовать на получение статуса малообеспеченной.

Обратитесь в районное Управление социальной защиты населения. Здесь же можно получить список необходимых документов. Возьмите бланк справки за последние три месяца для заполнения ее в бухгалтерии вашего предприятия. Учтите, что справка должна быть составлена строго по форме; в случае ее несоответствия документы не примут.

Если вы состоите на учете в Центре занятости населения, получите соответствующую справку там. К ней необходимо приложить трудовую книжку. В Едином регистрационном центре запросите . Снимите копии с и свидетельств о браке и рождении детей. Не забудьте оформить сберегательную книжку в – на нее будет начисляться .

С полным пакетом документов идите в Управление социальной защиты. Составьте заявление согласно шаблону, который имеется на информационных стендах управления. К заявлению приложите справки о доходах, подлинники и копии паспортов, свидетельств о браке и рождении детей, справку о составе семьи и сберкнижку.

Уточните, в какой кабинет вам следует обратиться. Сдав документы, поинтересуйтесь, какие справки, когда и где вы сможете получить. Учтите, что разные справки могут быть оформлены в разных кабинетах. Не стесняйтесь сразу же уточнять все непонятные моменты, чтобы не было необходимости приходить по одному и тому же вопросу несколько раз.

Обратите внимание

Если вы решили оформить статус малоимущей семьи, не затягивайте процесс. Учтите, что некоторые документы имеют ограниченный срок действия.

Источники:

  • какие документы малоимущая семья

Социальная роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в призме социальных, общественных и личных отношений. Иначе говоря, это поведение, которого от вас ждут в определенных условиях. Часто в поведении сталкиваются несколько моделей социального поведения, требования которых конфликтуют и противоречат друг другу. Определить социальную роль можно после анализа некоторых деталей поведения.

Инструкция

Социальные роли определяются несколькими факторами. Первый из них – социальный. Типы ролей могут быть: прохожий, покупатель, клиент. Определить эту роль можно, задав вопрос: «Кто я?» (или «Кто он/а?»).

Видео по теме

Обратите внимание

При общении с человеком нужно учитывать не только превалирующую социальную роль (как правило, профессию), но и другие. Этот взгляд помогает достигнуть оптимального взаимопонимания и симпатии собеседника.

Общество можно условно разделить на уровни, каждый из которых занимают люди с определенным статусом. То или иное положение на социальной лестнице накладывает свой отпечаток на внешний вид человека, его манеры, вид деятельности, которой он занимается, широту потребностей. Существует и еще немало «сигналов», позволяющих определить социальное положение.

Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием статус. Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном , а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон . Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также положение в социальной иерархии.

Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют и вступают в отношения друг с другом только носители статусов, то есть люди. Каждый человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком - это статусный набор . Среди множества социальных статусов, как правило, выделяется один, который определяет положение человека в обществе. Его и называют главным или интегрированным статусом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или он сам. Главный статус относителен, но именно он определяет стиль и образ жизни, круг общения и манеру поведения, например, для мужчин главный статус, как правило, определяется местом работы, профессией или должностью. Различают также социальный и личный статусы. Если социальный - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста), то личным, статусом называют положение индивида в малой группе с точки зрения членов этой группы.

Социально-группо­вой - это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сту­денческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-груп­повой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус опреде­ляется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

Социологи различают предписанный (аскриптивный) и приобретенный (достигаемый) статусы. Предписанный статус навязывается обществом в не зависимости от усилий и заслуг личности, он обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и так далее. Приобретенный статус, то есть достигаемый, определяется усилиями самого человека, он приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий.


Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы .

Естественный статус личности предполагает существующие и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности. Для взрослого человека он чаще всего является основой интегрированного статуса, в нем фиксируется социально-экономическое и производственно-техническое положение (банкир, адвокат, инженер).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает человек в данной социальной системе. Совокупность же требований, предъявляемых индивиду обществом в соответствии с его определенным статусом, образует понятие социальной роли.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус и характеризующаяся предписанными правилами поведения (социальными нормами).

Социальные роли и социальные нормы относятся к системе взаимодействия и описывают динамику общества. А социальные статусы связаны с социальными отношениями и характеризуют статику общества. Подобно статусному набору существует и ролевой набор - это совокупность ролей, которая ассоциируется с определенным статусом. Ролевой набор описывает все виды и все многообразие ролей (шаблонов поведения) закрепленных за одним статусом.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой, продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинако­во. Исследования показывают, что с лично значимыми ролями (свя­занными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничего незначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от ро­ли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей.

Пример : если начальник приходит в строгом костюме на работу – он ассоциирует себя с ролью, если в спортивном костюме и позволяет подчиненным называть себя на ты – то это дистанционирование от роли. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому дру­гу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Термин «сокращение межстатусной дистанции» характеризует отношения между носителями разных, но функционально связанных статусов, например начальник - подчиненный. У каждого человека есть свой ролевой набор, но не со всеми ролями он идентифицирует себя одинаково. С одними (социально значимыми) более сильно, с другими имеет место дистанцирование от роли. Идентификацию с ролью или дистанцирование от нее изучали великие режиссеры создавшие свои школы игры: К. Станиславский, Б. Брехт.

Э. Берн в знаменитом бестселлере «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», подробно рассматривает как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Одни приспосабливают роль к себе, строят свою судьбу сами по принципу «я герой, я пророк», другие приспосабливаются к роли - «амебовидная личность».

Р. Мер-тон

Социальный статус бывает:

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т.

д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Важно усвоить следующее:

Социальные статусы, их виды

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это 2.

достигаемые (приобретенные) Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Существуют статусы 3. статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.

Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, кот. срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание)статусов и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец).

Социальная роль и социальный статус.

Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Cтатусная группа и стиль жизни

В обзоре различных определений статуса я до сих пор фокусировал внимание на статусе как позиции индивида в обществе. Однако, с социологической точки зрения, статус гораздо более интересен как атрибут социальных групп или коллективов. Поэтому нам надо перейти от определений индивидуальных статусов к понятию статуса группы, статуса общин (communities) и коллективных стилей жизни. В то время как американская социологическая традиция часто концентрировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая от Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальными последствиями существования статусных групп и статусных общин (communities) как сплоченных и воинственных социальных коллективов. В книге «Экономика и общество» Вебер признавал различные значения понятия статуса и престижа, но, по-моему, лишь два аспекта статуса он рассматривал особенно серьезно. Во-первых, понятие статуса как системы «сословий», посредством которой общество (особенно феодальная система) делилось на основании юридических, социальных и культурных привилегий, порождавших разделенные между собой, различные кастоподобные группы. Статусные группы превращаются в сословия, когда их привилегии кристаллизуются в систему юридических и экономических иммунитетов, вытекающих из внешнего контроля или регулирования, защищенных обычаем, религией и законом.

Во-вторых, Вебер интересовался анализом исторических и социальных функций статусных групп или статусных общин, которые являются коллективами, имеющими схожий стиль жизни, общую моральную систему, общий язык или культуру, религиозные отличия. В результате эти общие черты культуры порождают изолированные, внутренне солидарные общины, организуемые для защиты или расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными выгодами и привилегиями. С этой точки зрения социальная стратификация создает, поддерживает и распределяет в обществе различные формы власти через механизмы политической монополии, культурного воспроизводства и социального исключения. Идея о том, что статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности получила особое развитие в социологии культуры Пьера Бурдье. С точки зрения этих социологических подходов, мы можем вывести два соответствующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (культурный статус) и статуса как политико-правовых прав (гражданский компонент статуса).

Вебер определял статусную позицию (Stadische Lage) как действенную социальную претензию на знатность (honour) или уважение в форме позитивных и негативных привилегий. Статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекающих из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживается и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через монопольное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Под статусной группой он понимал множество социальных субъектов (actors), которые в более широком социальном окружении успешно претендуют на специфический почет (honour) и пользуются определенными социальными привилегиями. Статусные группы — это общности, имеющие привилегированный доступ к ограниченным ресурсам, особенно если эти ресурсы влекут за собой культурные, моральные или символические атрибуты.

Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные группы или общины (communities) обычно возникают в результате социальной и политической узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета (honour). Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) c точки зрения их внутренней солидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статусные группы — это характерные социальные коллективы общинного характера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследства. Экономические же классы наоборот являются просто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономическими отношениями.

Социальные статусы и социальные роли

Следовательно, статусные общности организованны как общины с целью защиты и укрепления своих социальных привилегий и прав.

Смысл этих формальных определений позволил Веберу предпринять серию сравнительных исторических исследований социальной структуры и социальных изменений. Вебер хотел показать, что экономическое богатство – не единственный критерий социальной власти и влияния. Кроме того, он хотел исследовать общества, в которых престиж, достигаемый через образование или культуру, был значительнее, чем власть, основанная на собственности на средства производства. Например, в своем исследовании китайского общества Вебер придал особое значение политическому и культурному статусу образованных. Он писал, что «в течение двенадцати веков социальный ранг в Китае определялся в большей мере служебной квалификацией, чем богатством. Эта квалификация, в свою очередь, определялась образованием и особенно экзаменом. Китай сделал образование буквально единственным мерилом социального престижа, придав ему большую роль, чем это имело место в Европе в период гуманистов или в Германии».

С точки зрения Вебера, этот культурный слой вносил вклад в укрепление социальной стабильности и традиционализма в Китае, поскольку имелось сходство между конфуцианской этикой слоя и стилем жизни гражданских чиновников. В книге «Религия Индии» Вебер показал, как религиозные убеждения относительно загрязнения играли важную роль в организации и сохранении кастовой системы. Эти примеры подчеркивают тот факт, что Вебер предпочитал проводить историческое исследование властных отношений в человеческом обществе, а не заниматься формальным развитием концептуальных различий между классом, статусом и партией. В последующей социологии веберовское подчеркивание значимости истории было утрачено. Но статическая категоризация различных слоев или сегментов не является заменой исторической социологии.

Развитие Вебером идеи статусных групп было использовано для противопоставления марксистскому анализу экономического класса. Вебер хотел показать, что статусные группы более сплоченные, социально и политически более сознательные, чем экономические классы, которые Вебер определял как действующие на рынке агрегаты. Статусные группы в решающей мере зависят от поддержания исключительного стиля жизни, направленного на сохранение определенных культурных монополий. Статусные группы стремятся воспроизводить себя через механизмы образования с тем, чтобы предотвратить социальную мобильность посторонних и подчеркнуть свою исключительность и партикуляризм. Полезно сравнить книгу Т.Веблена «Теория праздного класса» с веберовской трактовкой статусных групп:

«Для Вебера, как и для Веблена, функция престижного потребления, то есть подчеркивание бессмысленного с прагматической точки зрения стиля потребления, требующего многих лет изучения, состояла в том, чтобы предотвратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто поднялся на вершину в предшествующие годы или эпохи. Поэтому статусные группы определяются по специфическим стилем жизни».

Таким образом, статусная группа – это сообщество индивидов, которые организовались для поддержания или расширения своих социальных привилегий посредством механизма социального закрытия с целью защитить существующие монопольные привилегии от посторонних. …Существование статусных групп неизбежно вызывает социальный конфликт и социальную борьбу, хотя эти формы социальной борьбы часто могут быть замаскированы или скрыты.

Конфликтная социология

Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

…Историческое развитие статусной стратификации в Соединенных Штатах отличалось от развития классовых систем в Европе по ряду важных моментов. Прежде всего Соединенные Штаты не унаследовали феодальной знати, а миграция играла ключевую роль в формировании в качестве главного компонента ценностной системы чувства индивидуального успеха, социальная же система организовывалась в отдельные конкурирующие этнические общности. Эти исторические различия частично объясняют и различие подходов к социальной стратификации в американской и европейской социологии. В то время как европейская социальная теория прежде всего интересовалась ролью экономических классов в индустриальном обществе, американские социологи больше интересовались изучением социальной мобильности индивидов, анализом структуры занятий и субъективным восприятием престижа.

В американском контексте веберовский конфликтный подход к статусным привилегиям был трансформирован и перекрыт «Уорнеровской социологической школой». Понятия «статуса» и «класса» были cлиты, а важность конфликта в формировании сознания игнорировалась. Социальная стратификация теперь рассматривалась как непрерывная градация позиций, которые приравнивались к ранжированию по престижу. Индивиды рассматривались как движущиеся через эти ранжированные позиции благодаря своим личным усилиям; понятие социально замыкающихся статусных групп, стремящихся монополизировать ресурсы, было оставлено в пользу образа Америки как бесклассового общества, имеющего большие возможности для социальной мобильности. Упор на классовый конфликт и конкуренцию статусных групп, составляющие существенные элементы в динамическом процессе исторических преобразований общества (что мы отмечали в социологии как Маркса, так и Вебера) был вытеснен подчеркиванием консенсуса в исследованиях общин (communities) школой Уорнера и структурно-функционалистской теорией стратификации Л.Дэвиса и У.Мура. Конечно, эти подходы к социальной стратификации в американской социологии в конечном счете подверглись широкой критике за то, например, что функционалистский подход к статусу игнорировал существенное неравенство, роль порожденных им интересов, монополизацию ресурсов и масштабные межгрупповые конфликты, имеющие место в американской жизни.

Обрисовав разнообразие определений и подходов к статусу, я теперь хотел бы более ясно сформулировать мой собственный подход. Во-первых, я особо подчеркиваю политико-правовые черты понятия статуса. Как я уже отмечал, в латинском языке это слово первоначально означало правовую позицию или положение в обществе, в соответствии с которой гражданин мог претендовать на различные формы избавления от политических и налоговых обязательств. Поэтому под статусом я подразумеваю прежде всего комплекс социально-политических претензий к обществу, которое дает индивиду (или, выражаясь более социологически – группе) определенные блага и привилегии, выделяя его из числа других индивидов или групп. Эти социально-политические претензии (claims) касаются ограниченных ресурсов, особенно образования, культуры и символических ресурсов. Этот культурный аспект статуса порождает второе измерение: понятие статуса как культурно специфического стиля жизни, выделяющего в обществе статусную группу с особой идентичностью. В феодальных обществах доступ к привилегиям был организован исключительно через сословия (духовенство, дворянство и простые люди), которые имели свои культурные и ценностные системы. В модерновом обществе борьба по поводу социальных привилегий и отличительных символов более подвижна и открыта, она вовлекает в себя бесчисленное количество групп, коллективов и слоев.

Подчеркивая социально-политический аспект, легче поддерживать более четкую грань между статусом и идеей экономического класса, поскольку класс касается системы экономического неравенства в обществе, используя категории производства, собственности и потребления. Поэтому я бы предпочел использовать понятие «экономический класс» как эквивалент «социального класса». …С одной стороны, я хочу разграничить экономические классы и статусные общности, а с другой — я считаю, что классовый и статусные анализы -далеко не взаимоисключающие вещи, их эффективнее всего использовать в комбинации… Мой анализ социальной стратификации показывает экономическую структуру общества (классы), распределение юридических прав (гражданство) и организацию престижа и почета в терминах «культурного капитала» (статус как культурно-своеобразный стиль жизни).

Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

Статусные колонны или блоки оказываются вовлеченными в статусную политику, которая включает заявление претензий к государству на социальные права группами, испытывающими некоторую дискриминацию и апеллирующими к современному, универсалистскому законодательству. Поскольку уравнительный универсализм является главным критерием современных демократий, граждане будут испытывать разные формы неравенства с точки зрения таких особенностей статуса как возраст, пол или национальность. Там, где эти статусные колонны становятся получателями государственной помощи, мы имеем статусную политику… В политико-правовом смысле я подразумеваю под статусом (комплексом социальных требований к общественному хозяйству или государству) современное гражданство…

Б.Тернер. Статус (Из книги: Bryan S.Turner. Status. Open University, Milton Keynes, 1988). /Переводс англ. и редакция В.И. Ильина. Доступно из URL: http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/terner.htm

Л. Уорнер
Социальный класс и социальная структура