Взаимоотношения обломова и штольца - ведущая сюжетная линия в романе гончарова. Обломов и Штольц (сочинение по роману "Обломов" Гончарова) Отношения обломова и штольца

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»).»

Задачи:

образовательные:

    формировать навыки характеристики литературных персонажей;

    помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

    развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

    совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

    воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

    воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф : «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя : Обломов и Штольц – в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока : "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц - друзья?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

      «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

      «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

      «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

      «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

    Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    • Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

      Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

      Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

    Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

    Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

    В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

    В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

    Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

    В чем все-таки причина угасания Обломова?

    Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода : Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

    Жизнь.
    Цель
    : “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие : жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц».
    Принципы : иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

    Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

    Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

    Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

    Жизнь.
    Цель
    : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие : колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

    Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова.

    Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

    Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

    Отношения с окружающими . Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

    Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Он боялся всякой мечты»

Ответ:

Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной . В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает - неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное - рационализм и равновесие.

- Чего больше всего боялся Штольц?

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ).

- Так почему же Обломов и Штольц - друзья? Что, кто является центром дружбы?

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода .

Как возникает спор?

Когда наступает перелом в споре?

- Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

    Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Для меня

Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова. Кроме главных героев, в романе даны внесюжетные персонажи. И один из них – это Захар.

Какую роль играет в романе Захар Трофимович Трофимов? Что мы узнаём о нём? (рассказуч-ка о Захаре) (часть первая, седьмая глава, часть вторая, глава третья)

В чём корни «обломовщины»? Какой эпизод романа помогает нам ответить на этот вопрос?

Учитель: Сон Обломова – эта картина детства героя. В которой Н. Добролюбов увидел средоточие дворянско-помещичьей «обломовщины» как жизни за счёт труда крепостных крестьян. Привычкой к ней критик и объяснил в своей статье всё последующее поведение и саму судьбу И.И. Обломова.

Насколько частей можно разделить сон Обломова? (на три части):

    1. Благословенный уголок земли.

      Чудесное страна.

      Корни «обломовщины»

    Аналитическая беседа.

    1. Какой смысл жизни обломовцев? (еда, сон, продолжение рода, а не духовные потребности.

Цикличность жизненного круга в его основных биологических проявлениях: родин, свадеб, похорон. Привязанность людей к одному месту.

Замкнутость и равнодушие к остальному миру)

    1. Какой по-вашему главный вопрос ставит Гончаров перед читателями (Что сгубило человека?)

      Что же сгубило человека? («обломовщина»)

      Почему не дружба, ни любовь не смогли победить жизненную апатию Обломова? (воспитание, социальные условия, бездуховное общество)

Учитель: Автор показал жизнь Обломова от колыбели до могилы. Сам Обломов понимает, что его губит. Штольцу он говорит: «Моя жизнь началась с угасания, начал гаснуть над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки. Сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню, пустоту»

О чем заставляет размышлять жизнь и судьба Обломова? (жизнь и судьба Обломова заставляют размышлять о сложных вопросах: как нужно жить, как должна быть устроена жизнь, что бы не погибал человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений)

Каково место романа И.А. Гончарова «Обломов» в истории русской литературы? (роман занимает в истории русской литературы особое место. Гончаров создал произведение колоссальной обобщающей силы. Высокую оценку роману дали Добролюбов, Писарев, Дружинин. Как ни в одном другом романе, здесь цельно и полно отражена русская предреформенная действительность, показан русский национальный характер. Роман Гончарова по-прежнему остаётся в ряду выдающихся достижений русского реалистического искусства. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что роман «Обломов» - это «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было.»

    Чтение стихотворения наизусть Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться»

    Учитель. «Сама жизнь и труд – есть цель жизни». На этой оптимистической ноте мы и закончим свой урок.

    Домашнее задание

Подготовка к тестированию по творчеству И.А. Гончарова.


Почему Штольц и Обломов друзья?

Замысел романа «Обломов» возник к концу 50-х годов XIX века, в это же самое время Гончаров в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликовал главу «Сон Обломова», которая впоследствии стала композиционным центром произведения. Полностью роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Всё произведение Гончарова построено на антитезе, которая помогла автору лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. В романе противопоставлены центральные герои - Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

С первых страниц романа, начиная с портретной характеристики героев, читатель замечает между ними разницу. Антиподом «обрюзгшего не по летам», скучающего и апатичного Обломова является Штольц, весь составленный «из костей, мускулов и нервов», энергичный и расчетливый. Однако, несмотря на все различия героев, дружба Обломова и Штольца длится долгие годы. В чем же причина тесной дружбы героев?

Секрет долгой дружбы Обломова и Штольца, прежде всего, заключается в том, что герои знакомы с детства. Гончаров показывает, как годы детства, общей учебы сближает таких разных персонажей: «...их связывало детство и школа – две сильные пружины». Рисуя картины жизни в Обломовке, писатель обращает внимание на сцены совместных игр детей и замечает, что Штольц был как свой принят в семье Обломовых. Будучи от природы любознательным и активным мальчиком, Обломов с удовольствием исследует вместе со Штольцем окружающий мир. По мнению Гончарова, именно разница в воспитании определяет разное становление характеров. В композиции «Сна Обломова» большое место уделено школьным годам героев: если родители Обломова при каждом удобном случае оставляли ребенка дома, баловали его, то отец Штольца с ранних лет приучил Андрея работать и зарабатывать, воспитал в нем трудолюбие, целеустремленность.

Отношения Штольца и Обломова сохраняются и в зрелые годы, оставаясь такими же доверительным, как в детстве. Причина этого - умение по достоинству оценить лучшие качества друг друга. Штольц, несмотря на апатию и лень Обломова, разглядел в нём его «чистую», «хрустальную» душу. Обломов, в свою очередь, искренне ценит лучшие черты Штольца: деловитость, глубокий ум, порядочность. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир мечтаний Илья Ильич и рациональный, все контролирующий Андрей Штольц находят друг в друге те качества, которые они не могут раскрыть в себе.

Дружба героев строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи. Именно приезд Штольца вносит в жизнь Обломова разнообразие, знакомит его с Ольгой Ильинской и тем самым способствует преображению Ильи Ильича. В свою очередь, только рядом с Обломовым Штольц обретает душевное равновесие, спокойствие, может поразмышлять над смыслом жизни. В эпизоде спора героев (2 часть, 4 глава) раскрывается мировосприятие каждого из них. На размышления Обломова о бессмысленности и пустоте светской жизни и романтические мечты о жизни в деревне Штольц восклицает: «Да ты поэт, Илья!» Так Штольц признает душевную красоту, возвышенность друга.

Тему дружбы Гончаров в романе «Обломов» раскрывает на примере взаимоотношений двух героев, характеры и образ жизни которых противопоставлены друг другу. Однако различия между Обломовым и Штольцем только внешние, так как оба героя являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного «Я», но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев драматичны, так как ни постоянно деятельный, расчётливый Штольц, ни живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным. Это приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему конфликту Штольца.


Невероятным произведением Гончарова является роман ”Обломов“. Автор раскрывает многие темы, которые касаются практически каждого. Одной из немаловажных является тема дружбы Обломова и Штольца.

Обломов и Штольц – это друзья с самого детства. Они выросли рядом. Но позже Обломов уехал в Петербург. И после некоторого времени, друзьям предстояло встретиться вновь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Обломов был дворянином. Он привык к тому, чтобы лежать целыми днями и ничего не делать. А вот Штольц – его полная противоположность. Он любит работать. К этому его приучил родной отец. Поэтому Андрей Штольц не может просто сидеть без дела. Он пытается пробудить своего друга, но, к сожалению, ему это не удалось.

Вы спросите, почему такие разные люди могут оставаться друзьями столько лет. Но в них есть кое-что одинаковое. Это такие качества, как порядочность, доброта и искренность. Именно такие качества и нужны в настоящей дружбе. К сожалению, нелюбовь к труду могут убить эти чувства к человеку, что постепенно и произошло у Обломова.

Мы можем увидеть, к чему приводит разное воспитание детей. Ведь Штольца растил отец, с детства прививая сыну любовь к труду. А Обломов вырос дворянином, который не хочет ничего делать, что и губит его.

Обновлено: 2017-07-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Введение Причины дружбы между Штольцем и Обломовым Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы Заключение

Введение

Центральными героями романа ” Обломов ” являются Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. В произведении персонажи изображены как личности, обладающие противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих

Персонажей явлением.

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно.

Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его “обретет другие, более широкие размеры”,

Он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе.
Однако, по причине “тепличного”, “обломовского” воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы.

Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу.

Штольц при любом удобном случае пытается “расшевелить”, активизировать Обломова, заставить его действовать “сейчас или никогда”, тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые “обломовские” ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе “Обломов” раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В романе “Обломов” Иван Александрович Гончаров подвергает тонкому анализу человеческие взаимоотношения, исследует и раскрывает тему дружбы между людьми. Могут ли дружить совершенно разные люди? Автор трепетно размышляет над данной проблемой. Писатель раскрывает эту идею через главных героев романа: Андрея Ивановича Штольца и Илью Ильича Обломова. Некоторые критики считали, что Штольц является антиподом Обломова, его полной […]...
  2. Сочинение автора Гончаров И А – Обломов и штольц в романе и. а. гончарова ” Обломов” Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен Роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. […]...
  3. Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем. Вся эта суета, которую внес в жизнь Ильи Ильича Штольц, сильно утомляла его. Однажды, не выдержав, он “особенно восстал против этой суеты”.Обломов беспощадно утверждает, […]...
  4. Илья Ильич Обломов – барин, воспитанный в патриархальной среде родового имения.”Что такое обломовщина?”; основная мысль – Илья Ильич – естественный человек, а обломовщина – это мир искусственный, неправильный, изуродовавший жизнь как самому Обломову, так и тем людям, которые попали в этот мир. Обломов никому ничем не навредил, он прожил жизнь, как ребенок. Обломов продукт “трехсот […]...
  5. Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа “Обломов” – это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц. Илья Ильич – русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов – человек “лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Это […]...
  6. Роман И. А. Гончарова “Обломов” рисует всестороннюю картину современного писателю русского общества. Автор показывает его важнейшие стороны – социальную, философскую, нравственную. На смену патриархальному укладу в России пришел европейский капитализм с совершенно новой для русского человека психологией и философией. Душевное тепло, спокойствие, уют и размеренность постепенно уходят на второй план, опасными становятся инерция, лень, надежда […]...
  7. В романе И. А. Гончарова “Обломов” Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца – вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря. Разница в характерах и жизненных идеалах Обломова и Штольца закладывалась еще в детстве. Штольц получил строгое […]...
  8. Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость […]...
  9. Обломов и Штольц сравнительная характеристика В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из частых приемов является антитеза. Путем противопоставления автор сравнивает главного героя И. И. Обломова с его другом детства А. И. Штольцем. Первый является настоящим русским барином, а другой – практичным немцем. На протяжении всего романа прослеживаются сходства и различия этих двух героев. Обломов […]...
  10. “Обломов” – роман И. А. Гончарова. Одним из самых значимых второстепенных героев этого произведения является Андрей Штольц. Вот только какой он герой: положительный или отрицательный? Я считаю, что положительный. Для начала, рассмотрим отношения Штольца и главного героя – Ильи Обломова. Илья Обломов – Воплощение апатии и неспособности к действию. К таким вещам нельзя относиться хорошо, […]...
  11. “…после прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить значение их отношения к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям…” – пишет известный критик Н. А. Добролюбов о романе И. […]...
  12. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов”? Глава “Сон Обломова” рисует идиллию […]...
  13. План Введение Различия в воспитании Обломова и Штольца Воспитание Обломова Воспитание Штольца Такое разное чувство любви Заключение Введение Роман Гончарова ” Обломов ” был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, […]...
  14. Андрей Иванович Штольц – это друг Обломова, еще с того времени, когда он учился в пансионе, в Верхлеве. Не смотря на их дружбу, жизнь Штольца, сложилась абсолютно по другому, нежели жизнь Обломова. Андрей Штольц еще с детства умел ставить себе цели, стремиться к ним, и добиваться желаемого. Его видение жизни можно прочитать в этих строках: […]...
  15. В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя неловко. Между Обломовым и Ольгой начинается бурный роман. Обломов полюбил Ольгу, но она преследовала свои цели. Ольга влюбилась не в Илью, а в свою мечту. Миссия у нее была-разбудить спящую […]...
  16. Вглядываясь в черты главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Андрея Штольца мы видим прототип современного делового мужчины. Но на то время его образ был не понятен для русского народа и поэтому идея творца, показать своему народу чего может достичь человек при желании, с грохотом провалилась. Ведь тогда, дворянство не обременяло себя упорным трудом, ее […]...
  17. В романе “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает Весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, […]...
  18. Отражение в романе “Обломов” убеждений автора. (В своем лучшем произведении, над которым он работал десять лет, Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его, вскрыл причины этих проблем. В образах Ильи Обломова и Андрея Штольца отражены типичные черты дворян-крепостников и нарождающегося класса предпринимателей. Автор романа осуждает бездеятельность, барскую лень, бессилие ума и […]...
  19. Удивительный, гротескный, почти неправдоподобный образ создал Гончаров. Имя Обломова стало нарицательным. Сказать по правде, нарицательными становятся именно гротескные фигуры, в которых подчеркнуты, выведены за пределы натуральности определенные черты. От них происходят наименования самих этих черт, особенностей: гамлетизм, донкихотство, обломовщина и пр. Жизнь Обломова в сущности несложна. Как подметил Добролюбов, в начале произведения мы видим его […]...
  20. Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга. Анализировать вторую часть достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей концепции романа. Интересно, что первая часть романа заканчивается сном Обломова, который как бы […]...
  21. Обломов Илья Ильич – главный герой романа “Обломов”. Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведет ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и “разлагается” лежа на диване. Яркий представитель обломовщины. Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова. Сравним героев по следующим критериям: Воспоминания о детстве […]...
  22. Роман И. А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, […]...
  23. План Введение Семья Обломова Семья Штольца Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев? Введение Роман ” Обломов ” Гончарова не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением в русской литературе 19 века. В книге автор затрагивает ряд вечных тем и вопросов, при этом не давая однозначных ответов, предлагая читателю самостоятельно найти […]...
  24. Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому, что данный тип не был представлен в самой русской жизни. “Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас […]...
  25. Одна из основных тем книги “Обломов” – это вопросы времени. Время в романе течет у разных героев и персонажей по-разному. Удивительно, но это на самом деле происходит так. Ведь персонажи книги очень по-разному относятся ко времени Главный герой Илья Ильич Обломов не любит спешки. Необходимость что-то сделать сообразно часам или же поторопиться для […]...
  26. План Введение Воспитание Штольца Дружба Штольца Любовь Штольца Заключение Введение Образ Штольца в романе ” Обломов ” Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой – будто он был “составлен из костей, мускулов […]...
  27. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Обломов: Илья Ильич происходит из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. В его семье всегда работали за всех членов семьи крепостные крестьяне. Коллежский секретарь по чину. Штольц: Происходит из небогатой семьи, но благодаря воспитанию, которое дал ему отец, привив трудолюбие, целеустремленность – благодаря этому он очень многого добился сам. По чину – надворный […]...
  28. План Введение Начало отношений Обломова и Ольги Развитие романа Ольги и Обломова Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична? Заключение Введение Роман Гончарова ” Обломов ” по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова […]...
  29. Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем искать новых слов: в основном это лентяи. А. Крон Иван Александрович Гончаров – замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный […]...
  30. План Введение Портрет Ильи Ильича Обломова Символика одежды в образе Обломова Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова Выводы Введение Роман Гончарова ” Обломов ” является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд “вечных” тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика […]...
  31. В романе Гончарова предстает перед читателем добряк-помещик Илья Ильич Обломов, ленивый и апатичный ко всему человек, которого ничто не способно пробудить к жизни. Целыми днями лежит он на диване, редко беспокоится о чем-либо, пребывая в постоянных мечтах и придуманных самим собой сказках. Причем обломов замечает свои недостатки, но не стремится изменить себя, только задается вопросом: […]...
  32. Введение Илья Ильич Обломов – главный герой романа “Обломов”, апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации […]...
  33. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться […]...
  34. “Сон Обломова” – великолепный эпизод романа Гончарова “Обломов”. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен. Почему? За какие качества души? За какие поступки? Скорее всего, ответ на этот вопрос писатель получил у […]...
  35. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно? Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние. Как в романе И. А. Гончарова “Обломов” показана сложная взаимосвязь рабства и барства? Крепостничество развращает […]...
  36. В сюжете романа Гончарова “Обломов” важную роль играет “любовный треугольник”, состоящий из Обломова, Ольги Ильинской и Штольца. Ольга сыграла значимую роль в жизни Ильи Ильича, на какое-то время пробудив его к жизни. Но свою судьбу эта героиня связала с Андреем Штольцем: она вышла за него замуж вскоре после “бегства” Обломова. Автор показывает, что Штольц и […]...
  37. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений. Его практицизм далек от высоких идеалов, он напоминает коммерсанта, туриста. Образ Штольца схематичен, эмоционально безлик. Гончаров […]...
  38. Во время чтения известного романа Ивана Гончарова “Обломов”, казалось бы, следует однозначно осуждать главного героя Илью Ильича, который так и провел всю жизнь на диване в бесплодных мечтаниях, не сумев абсолютно ничего сделать и добиться. В противовес ему представлены лучший друг Андрей Штольц и бывшая возлюбленная Ольга Ильинская, вышедшая впоследствии замуж именно за его ближайшего […]...
  39. Подготовка к ЕГЭ: Роман “Обломов”. Краткое содержание. Действия романа “Обломов” происходят в Петербурге, на Гороховой улице. Жизнь главного героя Илья Ильича Обломова, окутана серостью и безразличием ко всему происходящему. Он настолько привык к своему закоренелому образу жизни, что ему лень, даже подняться со своего старенького излюбленного дивана. Выполнением домашних дел, занимается его преданный слуга Захар, […]...
  40. В 1859 году великий русский писатель Иван Александрович Гончаров опубликовал свой второй роман “Обломов”. Это было очень тяжелое время для России, когда общество поделилось на две части: меньшинство и большинство. Меньшинство – это те, которые понимали необходимость отмены крепостного права, те, которых не устраивала жизнь простых людей в России. Большинство – помещики, “баре”, зажиточные люди, […]...

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Зарегистрирован в м/о

код №_____________

от______ ______201___ г.

Методист: Куропаткина Т.Ю.

__________________

Методическая разработка урока

«Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»)»

Разработала :

Кузнецова Ирина Юрьевна,

преподаватель русского языка и литературы

г. Новокузнецк, 2017 г.

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»)»

Задачи:

образовательные:

формировать навыки характеристики литературных персонажей;

помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф : «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя : Обломов и Штольц - в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" - это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока : "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем - рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова. (Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни - стремление к личной независимости. Штольц - это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1-2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Его воспитание — трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц — друзья?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3-4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора — КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

    «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

    «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

    «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

    «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

    Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

    Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

В чем все-таки причина угасания Обломова?

Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода: Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного - «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов - это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями - «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду - но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах - основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца - постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца - «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

Жизнь.
Цель: “труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
Восприятие: жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” — сказал Штольц».
Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Любовь.Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

Жизнь.
Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь - основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя - Ильи Ильича Обломова.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Обломов

Штольц

«

Он боялся всякой мечты»

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Ответ:

Образ жизни

Праздность, пассивность

Активность, кипучая коммерческая деятельность

Отношение к семье и родителям

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отношение к образованию

Отсутствие интереса к науке

Стремлению к постоянному пополнению знаний

Поведение в обществе и на службе

Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья

Стремление к пополнению деловых связей, культ труда

Восприятие любви

Способность на глубокие искренние чувства

Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

1 -2 ответа

3 - 4 ответа

5 - 6 ответов

7 - 8 ответов

9 - 10 ответов

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной . В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает — неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

- Чего больше всего боялся Штольц?

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ).

- Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы?

Суть спора — КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода .

— Как возникает спор?

— Когда наступает перелом в споре?

- Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

Сопоставление Обломова и Штольца.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины».

« Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного - «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов - это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.