Занятие для музыкального руководителя театральный детского сада. «Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников. Песенка про Ёжика сл. и муз. Б Гусевой

Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” (Э.И. Ильенков) Ильенков Э.И. О «специфике» искусства. // Вопросы философии. -- 2005. -- № 5. -- С.132--144. (17) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой - М.: ИНФРА, 1998 - С. 6 (40)

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре - через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра - ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка - потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Приобщение детей 5-8 лет к музыкально-театральному творчеству в условиях групп музыкально-эстетического развития. Савина Е.Г. Программа театральные ступеньки в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ. // Екатеринбург: Методический центр по художественному образованию - С. 3 - 4 (36)

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, то возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями необходимо изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

С малышами можно уделить внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводы работу с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми можно сочинять маленькие истории, всем вместе придумывать диалоги героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях должны использоваться различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - С. 57 (26)

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и тд.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Возможно использование следующего музыкального оборудования:

Музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;

Детские музыкальные инструменты;

Музыкальная игрушка;

Музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;

Аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним; оборудование художественно-театральной деятельности;

Атрибуты и костюмы.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный зримый результат.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся. // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса. - М.: Образование, 2009. Том 1. - С.63-64. (41)

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Все вышеперечисленные условия соблюдаются в театрализованной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс театральной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка.

2 .3 Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание

При анализе обучающих программ, сочетающих театральное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки». Рассмотрим их подробнее.

1. Творческая группа под редакцией К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан «Синтез».

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

«Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников.

В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Обучение по программе осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа. Каждая новая находка одного

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий по программе “Театральные ступеньки” является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

Программа имеет определённую логику освоения учебного материала: первоначальная ориентация детей в средствах актёрской выразительности и освоение ими элементарных умений музыкально-сценического перевоплощения (импровизации, фантазирование, этюды), развитие и закрепление этих умений в продуктивной деятельности, а именно в музыкально-театральных постановках; формирование базовых знаний о появлении и становлении театрального искусства, в том числе и музыкального театра.

Содержание занятий нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, её анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актёрской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.

В соответствии с логикой освоения материала программа рассчитана на три года обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей в зависимости от года занятий.

I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

В процессе занятий первого года обучения у детей формируются:

Навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

Развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

Формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

Формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

Закладываются основы сценической речи;

Формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

В процессе занятий на данной “ступеньке” у детей осуществляется:

Переосмысление полученных ранее умений и навыков на новом конкретном музыкально-сценическом материале;

Происходит дальнейшее уточнение понятий “художественный образ” и “средства создания художественного образа”;

Формируются первоначальные представления о понятиях “спектакль”, “роль”, “сцена спектакля”, “актёрский ансамбль”;

Происходит дальнейшее развитие сценической речи, формирование навыков словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова);

Развитие вокально-хоровых навыков и навыков музыкально-ритмических движений;

Формируется устойчивый интерес у театральному искусству вообще и к музыкальному театру в частности.

На данном этапе характерно применение таких форм организации музыкально-театральной деятельности как - драматический театр и постановка мюзиклов. Примером музыкальной пьесы может служить пьеса Л. Поляк «Репка» (см. приложение).

III. “Беседы о театре”, так называемая “третья ступенька” - это третий год занятий, где вместе с продолжением тренинговых и постановочных занятий дети приобретают базовые знания об истории возникновения и развития театрального искусства.

“Беседы о театре” представляют собой систематизированный цикл занятий проблемно-поискового характера, на которых, удовлетворяя свой интерес, дети занимаются исследовательской деятельностью по изучению природы театра вообще, и музыкального, в частности. Решение образовательных задач, выдвигаемых программой, обеспечивается определённой логикой изложения учебного материала, представленной далее.

В процессе занятий по данному разделу у детей происходит усвоение уже известных понятий на новом уровне за счёт использования новой театральной терминологии и дальнейшее освоение основных элементов музыкально-сценической деятельности в новых театральных постановках.

Методическое обеспечение программы “Театральные ступеньки” включает комплект специально разработанных пособий и практических материалов (“Театральные ступеньки: азбука игр”, “Театральные ступеньки: музыкальный театр”, “Театральные ступеньки: беседы о театре”). Учебные разработки для детей (“Путеводитель по музыкальному театру”) предусматривают самостоятельное выполнение некоторых заданий ребёнком дома с целью закрепления впечатлений от полученной информации на занятии.

Практика работы по данной программе показывает, что к окончанию третьего года обучения дети адекватно воспринимают, анализируют образы окружающей действительности и творчески их отражают, воплощая представления и фантазии средствами актёрской выразительности. Они овладевают необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра музыкального театра, к которым относятся пантомимика, художественное слово, пение и музыкальные движения и применяют полученные знания, умения и навыки на практике в процессе постановки музыкального спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.

Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству и соответствующий возрасту уровень музыкально-театральной грамотности, эрудиции и зрительской культуры, что обеспечивается осознанным восприятием произведений музыкально-театральных жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.).

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

При анализе обучающих программ, сочетающих театрализованное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

В дополнение к программе М.А. Васильевой используют технологии с применением театрализованной деятельностью, такие как: Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», А.Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» и С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра».

При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки».

Музыкально-театрализованное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Безопасность в лесу»

Цель: Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; развивать внимание, память, инстинкт самосохранения; воспитывать дружелюбие, желание помочь в беде.

— Ребята, какое сейчас время года?

По каким признакам вы это определили?

Пригрело солнце, стало тепло, на деревьях появились листочки, расцветают цветы.

Да, в такую погоду очень хочется отправиться в лес на прогулку. Давайте это мы и сделаем.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки». Движ. М.Ю.Картушиной

Большие ноги шли по дороге (идут по залу, каждый в своём направлении),

А маленькие ножки бегут по дорожке (бег в рассыпную)

Вот мы с вами, ребята, пришли в лес. А давайте вспомним каких лесных жителей мы можем в нём встретить.

Комплекс упражнений «Лесная зарядка» Движ. М.Ю.Картушиной

1.Раз, два, три, четыре, пять,будем дружно мы шагать (маршируют друг за другом)

2.Быстро бегают зайчишки, озорные шалунишки (бегут по залу).

3.А теперь крадётся волк. Страшный волк – зубами щёлк (крадутся на носках)

4.Ну а мишка косолапый широко разводит лапы (покачиваются с ноги на ногу, руки в стороны).

5.Лиса спинку наклоняет, выпрямляет, выпрямляет (наклоны вперёд, ударяют по коленкам руками.)

6.Рядом с ёжиком присядем, а потом на ножки встанем (приседания).

7.Рядом белочки резвятся, прыгают и веселятся (прыжки на двух ногах).

8.А когда цветок найдут, — нежный аромат вдохнут (восстановление дыхания).

Вспомнили мы с вами, какие звери в лесу живут. Некоторые уж тут как тут.

Слушание музыки «Зайчик»

(Ведущий показывает игрушку зайчика)

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку. Кто это?

Давайте покажем, как зайчик прыгает.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» (М.Ю.Картушиной)

Посмотрите, что за пальчик,

Ловко прыгает как зайчик.

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок.(раздвигают пальцы левой руки и указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаются к пальцам левой руки).

Какой весёлый зайчик. А как он умеет плясать?

Зайка, зайка, попляши,

Наших деток посмеши.

Топай, топай, лапками,

Серенькими лапками.

Танец-игра» Зайчик и детки»(М.Ю.Картушина)

К деткам зайчик прибежал, перед нами прыгать стал (игрушечный зайчик в руках ведущего скачет)

Прыг-да скок, прыг-да скок, попляши со мной дружок. (под музыку дети выполняют танцевальные движения).

-(Ведущий смотрит на зайчика) Хоть с нами зайчик потанцевал, но что-то он не весёлый (делает вид, что слушает зайчика). Ребята, зайчик мне рассказал, что он сам, без мамы убежал гулять и заблудился. А разве можно детям одним убегать и гулять? (нет, только со взрослыми)

Лисичка пришла и платочек принесла. Эй, ребятки, эй, ребятки, поиграем с вами в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять, буду я сейчас искать.

Игра «Прятки с платком» (М.Ю.Картушина)

Очень любим в прятки мы играть, очень любим прятаться и искать (идут по кругу).

Вы скорее приседайте, глазки быстро закрывайте (приседают, закрывают глазки)

(Проигрыш) (Ведущий накрывает одного ребёнка платком).

Вы к платочку подходите, кто там спрятался скажите. (Узнают дети, кого нет).

Самое главное правило должны все уяснить: без взрослых в лес нельзя ходить.

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

Домой больше не дойти.

В лесу надо держаться всем вместе, рядом со взрослыми. Но если вдруг потерялись вы из вида взрослого, то кричите громко, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Давайте позовём маму зайчика, она нас услышит и придёт. (зовут, около кустика появляется игрушка мамы –зайчихи).

Услышала нас мама-зайчиха (ставит игрушку зайчика около мамы-зайчихи).

И малыш-зайчик, я думаю. Больше без мамы не будет гулять.

Слушание музыки «Лисичка»

(Ведущий берёт игрушку лисичку)

Хитрая красавица в лесу живёт,

Хвостиком помашет, след свой заметёт.

Рыжая шубка – её краса,

Рыжая плутовка. Это лисонька –лиса.

Превратимся в зайчиков и поиграем с лисичкой.

Игра «Зайчики и лисичка» (муз. Финаровского. Игра прятки с платком.)

Ох и хитра наша лисичка, она может любого уговорить пойти с собой. Разве можно идти с незнакомыми людьми?

Нет, нельзя! Как бы вас не уговаривали, надо идти только с теми, кого вы знаете!

(Ставим игрушку лисы возле куста)

Уходи, Лисичка, спасибо, что с нами поиграла, но с тобой мы никуда не пойдём. Правда, ребята?

Посмотрите, идёт мишка,

Он такой лохматый,

Идёт, идёт мишка.

Мишка толстопятый.

Стихотворение с движениями «Мишка косолапый» (М.Ю.Картушина)

Мишка косолапый по лесу идёт (пальчиками «идут» по коленям)

Шишки собирает, песенку поёт (одной рукой берут шишку и кладут в корзинку – на другую ладошку)

Вдруг упала шишка мишке прямо в лоб (первая рука поднята, затем ею слегка ударяют по лбу)

Мишка рассердился и ногою топ («рычат»-р-р-р, хлопки по коленям)

Больше он не будет по лесу гулять (качают головой и пальчиком влево-вправо перед собой)

Сядет он в машину (показывают «руль»- крутят им перед собой)

И поедет спать (складывают ладошки под щёчку – «спят»).

Мишка, мишка, поднимайся,

Косолапый, просыпайся (мишка спит).

Тихо дети подходите

Мишеньку не разбудите,

Подойдём к нему скорей,

Будем топать веселей.

Игра с медведем

1.Дети по лесу гуляли и медведя увидали,

Он под ёлочкой сидит, притворился будто спит.(ходят по залу в рассыпную)

2.Дети к мишке подходили, косолапого будили:

Просыпайся и вставай, и скорей нас догоняй.(мишка просыпается, ловит детей).

(Ведущий показывает на мишку)

Посмотрите, что-то мишка наш грустный стал. Может,он заболел? Нужно позвать лесного врача, который лечит всех зверей. Зовут его Доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лисица,

Белка, зайка и волчица.

Давайте позовём доктора Айболита (зовут доктора, он приходит)!

(Доктор Айболит несёт свою сумку.)

У кого температура?

Есть таблетки и микстура,

Сидит мишутка, хмурится,

Может, температурится?

Мишка с нами играл, может лапку оцарапал?

Сейчас посмотрим. Помогите мне, подержите мишку, ребята.(Дети держат медведя, а доктор Айболит осматривает его, лапку бинтует. Проводит беседу о том, что нужно быть осторожным во время игры, не брать в руки острые предметы, палки. Не драться ими, не бросать камни, ведь они могут нанести травмы. Не нужно бегать быстро, толкаться – это может приносить вред здоровью.)

(Ведущий берёт медведя.)

Мишка снова наш здоров,

С нами танцевать готов!

Звонче музыка играй,

Всех на танец приглашай!

Танец «Стужа»

(Ведущий показывает игрушку белочки с грибом мухомором, ягодами)

Вот белка озорная, весёлая, смешная.

По лесу гуляет, грибы, ягоды собирает.

-(доктор)Нет, нет, такие грибы и ягоды, как собрала белочка, нужно выкинуть, а лучше их совсем не брать (берёт мухомор).Это, ребята, гриб-мухомор, он хоть и красивый на вид, но очень опасен. Его нельзя кушать никому, потому что им можно отравиться.

Если хотите грибочки покушать, то лучше собирайте съедобные грибы со взрослыми, они лучше знают, какие нужно собирать, чтоб потом из них приготовить вкусную еду.(показывает веточку с ягодами). Много есть в лесу ягод. Которые можно кушать, а есть много опасных. Поэтому ягоды в лесу нужно собирать со взрослыми и очень осторожно. Следить, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. Они внешне очень красивые, не вызывают опасения, но они очень опасны. И если сомневаетесь, то лучше их не берите.

Много грибов выросло на полянке, все они съедобные – давайте их соберём и отдадим белочке – ведь она любит их кушать.

Игра «Собери грибы» (дети собирают грибы в корзинки)

-(доктор) (берёт мобильный телефон) Да! Это я- доктор Айболит! Что случилось? Скоро буду. (обращается к детям) Хорошо мне с вами, ребята. Но срочно нужна моя помощь. И я побегу, ведь я лечу всех лесных зверей. До свидания. (уходит)

(ведущий обращает внимание детей на кустик, возле которого игрушка ёжика)

Посмотрите, кто под ёлкой бегает с иголками?

Сам на ёлочку похож, знаем мы, что это… (ёж).

(замечает ведущий возле ежа коробку спичек)

Что это у тебя, ёжик? (берёт спички) Коробок спичек. Как тебе не стыдно? Разве ты не знаешь, что спички – это не игрушка. Все наши малыши знают: с пожаром в прятки не играют, все запомнить должны: спички детям не нужны! (показывает на плакаты по пожарной безопасности)

1.Будь всегда осторожен с огнём, а не то он станет нашим врагом.

2.Надо помнить, надо знать – их опасно поджигать.

3.Костёр разводи только со взрослыми. Не жги сухую траву, листья.

4.Костёр в лесу не оставляй, уходя, заливай водой, засыпай землёй.

5.Дети, помните о том, что нельзя играть с огнём (убирает спички) .

Лучше, ёжик, с нами поиграй, шишки-мышки с нами собирай.

Пальчиковая игра «Мышки-шишки М.Ю.Картушиной

Ходит ёжик по дорожкам, по лесу, по лесу (поочерёдно вытягивают руки вперёд)

Любит рыться в старых листьях по валежнику (пальчиками по коленям «скребут»)

Уж я ёжику –ежу (руки полочкой)в поле тропку покажу(вытягивают руки вперёд).

Где падают мышки, еловые шишки (потирают прямые ладошки друг о друга).

Хорошо в лесу, весело, встретили с вами много лесных зверей, узнали о том, как надо вести себя в лесу, чтобы быть здоровыми, не попасть в беду.

Слушание музыки «Дождик» (муз.Косенко)

Смотрите, ребята, стал понемногу дождик накрапывать. Я думаю, что нам нужно домой скорей идти. А чтобы не промокнуть- откроем зонтики и с весёлой песней пойдём домой, сказав спасибо лесу за прогулку.

Песня «Цветные зонтики»

(каждая группа, спрятавшись под зонтик в руках у воспитателя, поочерёдно уходят в группы)

«Музыка, игра, театр»

Конспект игрового музыкального занятия

Материалы к занятию:

Карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Красная шапочка» - волк, Красная шапочка, ширма, куклы кукольного театра, мультимедиа .

Предварительная работа:

Просмотр диафильма «Красная шапочка».

Детям читают сказки «Красная шапочка» Ш. Перро.
Слушание на музыкальных занятиях пьес «Лиса» «Волк» Е. Тиличеевой.

Разучивание «Песенки друзей» муз. Фрида.

Краткое описание:

В ходе занятия активизируется использование в речи детей понятий; мимика. Занятие направлено на то, чтобы ребёнок смог проявить свою индивидуальность и неповторимость.

Используемая методическая литература:

«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М. Д. Маханева.

Цель: формировать интерес к театрализованным играм.

Задачи:

    Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике;

    Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

    Побуждать детей импровизировать в пляске.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать умение проговаривать свои действия.

    Выразительно передавать диалог сказочных персонажей, их характеры;

    Формировать художественно-речевые, исполнительские способности;

Ход занятия:

Организационный момент.
Педагог.

Добрый день мои друзья!

Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. Ф.

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Вас снова видеть рада я!

Вы в музыкальном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали.

Раз, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
(Ответы детей)

Педагог.

Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Игра «Разминка театральная»


Педагог.
Артистами хотите стать?
(Ответы детей)
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка? Или на козу?
Или на принца? На Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

Педагог.
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет здесь, дети?
Ответы: жесты и мимика.

А что такое мимика, дети?
Ответ: выражение нашего лица.

Педагог.
Бывает без сомненья
Разное выраженье.
А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?


Картинки-эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…


(Проводится игра)


Педагог.
Понравилась игра?
Педагог.
Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?
(Ответы детей)

Педагог.
А теперь пришла пора,

Общаться жестами. Да-да!

Послушайте музыку и подумайте, какими движениями под музыку можно передать характер героев сказок: лисы, волка.

Слушание пьес «Лиса», «Волк» Тиличеевой

Педагог.
Дети, сегодня мы узнаем, как с помощью музыки можно узнать много интересного. Музыка может рассказать сказку, может изобразить разных животных, их характер и повадки. Сейчас я буду играть музыку, а вы покажете, про кого я играю.

Звучит музыка «Волк» Е.Тиличеевой.
Итак, кто же у нас сейчас появится?

Дети. Волк.

Дети изображают, как бегает волк рысцой.


Педагог.
Правильно, вы угадали. Вы хорошо изобразили волка. Какая была музыка, высокая или низкая; легкая или тяжелая; быстрая или медленная?


Дети отвечают, что музыка была сердитая, низкая, тревожная, быстрая.


Из-за ширмы появляются игрушка лисы.


Посмотрите, к нам пришла еще лиса. Давайте поиграем. Я выберу двух детей и дам им волка и лисичку. Когда зазвучит музыка волка – танцует тот, у кого в руках волк, а когда зазвучит музыка лисы, танцует тот, у кого в руках лиса.


Играет музыку «Лиса» Е. Тиличеевой


Кто еще спрятался в домике?

Отгадайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её.

Дети. Это Красная Шапочка.

Давайте теперь угадаем музыку Красной Шапочки и Волка.


Проводится игра.


Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной шапочкой. Вы готовы? Давайте послушаем?
(Диалоги детей)

А сейчас мы попробуем угадать, на каких клавишах звучит музыкальная пьеса про Красную Шапочку и Волка. Красной Шапочке нужно было отнести для бабушки пирожки. Она шла по лесу. У неё было хорошее настроение. Она шла, напевала песенку, когда из-за дерева появился серый волк.
Звучит пьеса «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеева

Педагог. Дети, какая песенка была у Красной Шапочки? (отв.)
Музыка звучала высоко или низко? (отв.)
Правильно, потому что Красная Шапочка – маленькая девочка, она легко и весело шагает по лесу и ничего не боится.

А какая музыка стала, когда появился волк? Высокая или низкая?

Ответы детей.

Импровизация танцевальных движений.

Рефлексия.

Педагог. Молодцы, дети. Умеете и голосом, и в танце показать сказочных персонажей!
Дети, а вам понравились герои этих сказок?

Ну что ж, мы с вами послушали разную музыку, узнали, что музыка нам может о многом рассказать, а языком жестов и мимикой можно передать характер героев сказок.

Сказать исполнителям хочется «Браво»!

Дальнейших успехов вам всем пожелать,

И так же всегда хорошо выступать!

Дети поют «Песенку друзей» муз. Фрида.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Одесского муниципального района Омской области МБДОУ «Одесский детский сад» .

Подготовила музыкальный руководитель Татьяна Константиновна Фомина. Апрель 2017 г.

Программное содержание:

Целевые ориентиры: вызвать положительные эмоции, формировать у детей эстетические чувства. Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения коммуникативного танца.

Задачи:

  • Способствовать развитию метроритмических навыков детей.
  • Развивать певческое дыхание.
  • Продолжать развивать умение распознавать, соотносить и воспроизводить графические изображения разнообразных эмоциональных состояний
  • Вспомнить коммуникативный танец
  • Формировать умение держать ритм, передавать ритмический рисунок хлопками.
  • Развивать творчество, самостоятельно придумывать движения для персонажа и выразительно их передавать.
  • Развивать умение детей сочинять песенку на заданный текст.
  • Способствовать развитию воображения, умения пантомимой передавать игровые образы, Способствовать развитию эмоциональной сферы.
  • Формировать желание участвовать в совместной коллективной театрализованной деятельности.
  • Воспитывать чувство толерантного поведения друг к другу.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (М. Р.) :

Ребята, утром я шла в детский сад и думала, как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите:

Показ ритмической модели «Добрый день» .

А как ещё можно поздороваться, кто нам покажет?

Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребёнком.

А теперь поздороваемся парами.

Приветствие «Хей, привет» .

Сегодня мне приснился удивительный город, очень красивый и не обычный. В нём я побывала в магазине «Удивительных вещей» . Вы не верите? Посмотрите, там я купила эту шляпу. Сейчас я её примерию…

(Педагог одевает и начинает лаять, снимает – умолкает) .

Что происходит? Я поняла – это необычная «превращательная шляпа» . Кто её надевает, тот превращается в кого - нибудь. Кто хочет её померить?

По-моему моя шляпа, ещё что – то хочет сказать.

- «Внимание, внимание со станции детский сад «Солнышко» отправляется скорый поезд, следующий по маршруту - деревня «Колобково» .

М. Р: - Вы когда нибудь были в деревне Колобково? Хотите побывать? Как вы думаете, почему она так называется? Тогда нам нужно поторопиться. Ведь поезд скоро отправляется.

Проводник? Где проводник? Поезд есть, проводника нет. Как же мы попадём внутрь. Ребята, подумайте…

Дети подсказывают, что нужно надеть «превращательную шляпу» . М.Р. надевает шляпу и превращается в проводника, говорит, изменив голос.

М.Р: - Здравствуйте, товарищи пассажиры! Вот ваши билеты, занимайте места согласно билетам.

(Детям раздаются карточки с графическим изображением различных эмоций, точно такие же изображения прикреплены к стульчикам. Дети садятся на соответствующие стулья. Воспитатель проверяет, правильно ли дети заняли свои места) .

М.Р. - Можно отправляться в путь.

Звучит музыкальное сопровождение.

М.Р.: - Давайте послушаем, как стучат колеса, большие колеса стучат вот так (прохлопывает четверти) , а маленькие колеса стучат вот как (восьмые) .

Педагог предлагает детям прохлопать предлагаемые ритмические рисунки.

М. Р: - теперь, наши колёса будут звучат одновременно. Эта группа детей будет изображать большие колеса, а эта маленькие.

М.Р.: В нашем пути официант вам предложит горячий чай. Надеть шляпу.

М.Р. предлагает поднос с чашечками, дети представляют, что в чашках горячий чай. Проводится упражнение на развитие дыхания: В чашку подуем, чай мы остудим. (Вдох- через нос, выдох – ф-ф-ф-ф-ф.

М. Р.:: Посмотрите в окно, как интересно…Сейчас мы с вами попробуем сочинить песенку об увиденном.

«Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра –ля –ля, ля- ля-ля
Весело на свете!»

Упражнение на развитие песенного творчества.

М.Р.: Мы приехали. Нам осталось преодолеть Большие Закулисные Горы. Их нужно перелететь. Но как? Знаю, у меня есть «Превращательный порошок» . Сейчас я посыплю вас, и вы превратитесь в лёгких бабочек.

Детям предлагается исполнить танцевальную импровизацию «Бабочки» .

М. Р: Вот мы и прибыли. Вот она – деревня Колобково. Сейчас я зайду в первый дом, постучу да узнаю, кто там живет.

Музыкальный руководитель заходит в дом и надевает на себя элементы русского костюма и предстает перед детьми, как жительница деревни.

М. Р: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в деревню Колобково! А вы догадались почему наша деревня так называется? Правильно, потому что мы очень любим слушать сказку «Колобок» . Вы знаете эту сказку? Я предлагаю вам в неё поиграть.

Детям предлагается выбрать себе роль любого персонажа. Затем идёт инсценировка сказки «Колобок» . По мимо традиционных персонажей, детям предлагаются различные другие образы, это может быть солнышко, цветочки, елочки, главное, что бы участвовали все дети. Педагог начинает рассказывать сказку, при этом вводит новых персонажей. Дети «играют в сказку» используя при этом разнообразные выразительные движения.

Музыкальный руководитель: Внимание, внимание! От станции «Колобково» отправляется скорый поезд до детского сада «Солнышко» . Просьба пассажирам занять свои места.

В заключение, педагог проводит рефлексию.

Дети друг за другом, под музыкальное сопровождение выходят из зала.

Цель : развиватьспособность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы, учить выразительному пению, улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Задачи: создать атмосферу комфорта и доверия, развивать в детях способность слушать и наблюдать.

Музыкальное занятие с элементами театрализации «Колобок»

Под спокойную музыку дети входят в музыкальный зал

М. р. : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

М. р. : Давайте поздороваемся сегодня не как обычно, а песенкой.

Ритмичная игра с пением «Здравствуйте! »

Здравствуйте ладошки, хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте ножки, топ, топ, топ.

Здравствуйте щёчки, шлёп, шлёп, шлёп.

Здравствуйте губки, чмок, чмок, чмок,

Здравствуйте зубки, щёлк, щёлк, щёлк.

Здравствуйте гости,

Здравствуйте!

М. р . : Ну вот мы с вами и поздоровались. А с каким настроением вы пришли на музыкальное занятие? (С хорошим)

Ведущий: Сегодня мы с вами побываем в театре. Проходите и занимайте свои места! (Дети проходят, садятся на стульчики). Сегодня я вам буду рассказывать сказку, а вы мне будете помогать. А про кого эта сказка, догадайтесь!

На сметане мешён,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился…..(Колобок)

Итак, слушайте внимательно. Испекла баба Колобок и положила его на подоконник студиться. Надоело Колобку лежать, спрыгнул он с окна, через порог перекатился и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил ещё, вверх подняться и вниз спуститься…

Попевка: «Лесенка»

Ведущий: Выкатился Колобок на улицу, а там весна, птицы поют.

Ведущий: Покатился Колобок и запел весёлую песенку. И мы споём вместе с ним.

Песня:

Ведущий: Катится Колобок, а навстречу ему….кто?

(Узнать и охарактеризовать «зайца»)

Заяц: Колобок, Колобок я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня заяц! Лучше мы тебе на музыкальных инструментах сыграем, а ты попляши! Но сначала отгадай, что это за инструмент!

Музыкально - дидактическая игра «Узнай инструмент»

(Воспитатель за ширмой играет на разных музыкальных инструментах: колокольчик, барабан, бубен)

Оркестр «Ах, вы сени» р.н.м.

Ведущий: Молодец Заяц! И покатился Колобок дальше. Катится, Колобок, катится, а навстречу ему…кто?

Волк:

Ведущий: Не надо обижать Колобка. Он добрый, хороший с ним надо дружить, мы тебе лучше песенку споём!

Песня:

Волк : Хорошая песенка! Так и быть, не трону я тебя, Колобок.

Ведущий: Побежал Волк в лес, А Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему….кто?

(Узнать и охарактеризовать медведя по исполняемой музыке)

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ведущий : Не ешь Колобка, Мишенька,

Лучше Мишенька вставай,

С детками поиграй.

Игра: «Мишка по лесу гуляет»

Медведь: Ой, спасибо, порадовали! Так и быть не трону Колобка!

Ведущий: Побрёл Медведь в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему…кто?

(Узнать и охарактеризовать по исполняемой музыке)

Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок : Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!

Лиса : Не хочу я песни слушать, я хочу тебя съесть.

Ведущий : Давай, Лиса, мы для тебя на музыкальных инструментах сыграем!

Лиса : Не хочу!

Ведущий: Ну, тогда потанцуем!

Лиса : А танцевать я люблю!

Танец:

(Во время танца Колобок незаметно исчезает)

Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся!

Ведущий: Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала. А Колобок поблагодарил вас за помощь и побежал домой. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал - молодец! И в театре нашем сказка закончилась.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежденье

«Детский сад «Золотой ключик»

Провела: Коваль Г.Н.

Муз. руководитель: Петрова Н.В.