Что дает сильная воля. Сила воли и все, что необходимо о ней знать

Сила воли - тяжкий труд?

Многие люди считают, что могли бы сделать свою жизнь лучше, если бы обладали таким качеством, как сила воли. Научившись контролировать себя, все мы правильно питались бы, регулярно занимались физическими упражнениями, избегали алкоголя и никотина, имели сбережения, перестали откладывать все на завтра, достигли бы своих высших целей.

Социальные опросы показали, что многие люди страдают из-за отсутствия силы воли: именно по этой причине, как считают сами опрашиваемые, они не могут внести благотворные изменения в свою жизнь. И хотя люди признают, что слабая сила воли во многом обуславливает их несовершенный выбор, абсолютно ясно, что они все еще надеются на лучшее. Большинство верит, что это качество подлежит развитию. Действительно, последние исследования предлагают несколько способов того, как укрепить силу воли практическим способом. С другой стороны, некоторые заявляют, что могли бы преодолеть недостаток самоконтроля, если бы имели на себя больше времени. Тем не менее сила воли - это нечто, что не приходит само по себе, когда вы отдыхаете или беспечно проводите время.

Факторы успеха

Так как же сопротивляться искушениям? За последние годы ученые сделали некоторые интересные открытия, касающиеся того, как работает наша сила воли. Согласно докладу американских исследователей, ее недостаток не является единственной причиной, по которой вы можете потерпеть неудачу в достижении целей. Существует три компонента, необходимых для решения сложных задач. Во-первых, следует найти мотивацию и поставить ясную цель. Во-вторых, иметь четкий план действий, способный привести к положительному результату. Сила воли является третьим компонентом. Таким образом, какую бы задачу вы ни поставили - потерять в весе, бросить курить, больше учиться или меньше времени проводить за компьютером, - самоконтроль является решающим шагом на пути к ее достижению.

Что такое сила воли?

В повседневной жизни мы можем встретить множество слов, которые люди используют, имея в виду силу воли: устремленность, нацеленность на результат, самодисциплина. Психологи, однако, характеризуют это качество более конкретно. Согласно их мнению, силе воли можно дать следующие определения:

  1. Способность сдерживать чувственные желания, сопротивляться кратковременным искушениям ради достижения важных целей.
  2. Умение игнорировать нежелательные мысли, чувства и импульсы.
  3. Возможность сохранять спокойное и рациональное поведение, не подверженное пылким эмоциям.
  4. Осознанный и успешный самоконтроль.
  5. Ограниченный ресурс, который может иссякнуть.

Как развить силу воли

С чего следует начать, если вы признаете значимость силы воли и желаете развить эту характеристику? Прилагайте усилия. Контролируя себя в определенном поведении, вы усиливаете это качество в общем. Например, если вы решите каждое утро выпивать стакан воды (что отлично влияет на работу мозга) или ежедневно заниматься физическими упражнениями хотя бы 15 минут, вы заметите, что уровень силы воли станет выше по отношению к выполнению других задач. Придумайте простое занятие, которое привнесет в вашу жизнь положительные изменения - начните сейчас и никогда не ищите отговорок. Это станет отличным началом для того, чтобы воссоздать себя в качестве новой, сильной личности.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Часто о людях, отличающихся сильным характером, говорят, что они обладают силой воли или силой духа. Такая черта позволяет человеку добиваться поставленных целей, невзирая ни на какие жизненные преграды. Сила духа помогает выстоять человеку в трудных ситуациях. Поэтому вполне закономерным является вопрос, как развить силу воли. Но перед тем как что-либо предпринимать следует непосредственно понять довольно определение самого психологического понятия воли.

С точки зрения психологии

Воля — это в психологии одно из самых сложных понятий для понимания. Но, несмотря на это для того, чтобы знать, как выработать силу воли, необходимо обязательно для себя прояснить, что такое сила воли. Данное понятия формулируется в разных источниках по-разному, поэтому осознавать его нужно интуитивно. Психология воли связана с тем, что поведение и вся деятельность человека базируется не только на эмоциях и чувствах. При принятии решений обязательно нужна воля. Это значит, сила духа является обязательным условием успешности.

По своей структуре волевое поведение человека можно условно разделить на следующие этапы:

  • Принятие решения;
  • Реализацию планов.

В психологии выделяется несколько видов воли:

  • Побудительная или инициирующая. Это сознательное принятие решений, которые помогают продвигаться к поставленным целям.
  • Стабилизирующая. Это усилия, которые необходимы человеку для поддержания своей активной деятельности.
  • Тормозная. Это действия, направленные на ограничение наиболее сильных желаний, препятствующих достижению цели.

Психологи утверждают, что обязательными составляющими силы духа и силы воли являются:

  • Желания, которые являются мотивацией, отбрасывающей все второстепенное. Они изначально указывают человеку, куда нужно стремиться, чтобы достичь поставленных целей.
  • Вера в собственные силы. Именно она позволяет двигаться в нужном направлении, чтобы воплотить мечту в жизнь.
  • Смелость, отвечающая за принятие важных решений. Она дает толчок к стремлению воплотить собственные желания.
  • Решительность, позволяющая своевременно без колебаний делать выбор.
  • Терпение, которое позволяет сохранить верность поставленным целям и не отступить, невзирая ни на что.
  • Дисциплинированность. Она заставляет человека принимать решения в соответствии с правилами и нормами общества.

Развитие

Сила духа гарантирует целеустремленность человека и упорядочивает его жизнь. Поэтому вопрос, как развить силу воли не является праздным. Без такой черты характера невозможно стать успешным человеком. Сила духа делает человека свободным и независимым. Он становится активным членом общества, а способность к саморегуляции делает его устойчивым к негативным внешним обстоятельствам. Сталкиваясь с преградами на пути к цели, человек способен принять правильное решение по поводу того, выбрать ли другой способ достижения желаемого или увеличить усилия для преодоления возникших препятствий.

Вопрос, как развить силу воли, часто возникает у человека в трудные жизненные периоды. Но он не относится к сложным дилеммам. Это связано с тем, что у любого человека стремление стать сильным заложено самой природой. Вследствие этого задаваясь вопросом, как воспитать в себе силу воли, не следует сразу прибегать к первым попавшим упражнениям и тренингам. Изначально сформулируйте для себя, что такое сила духа в вашем понимании. После этого оцените, как такая черта характера может повлиять на вашу жизнь.

Если после этого желание узнать, как тренировать силу воли или, как укрепить силу воли, не исчезнет, то для того чтобы настроиться на эффективную работу над собой выполните такие действия:

  • Кратко и точно сформулируйте собственные цели в письменном виде. Проанализируйте каждую цель и спрогнозируйте, насколько вам быстрее удастся достичь намеченного, если тренировка силы воли будет успешной, и вы научитесь преодолевать себя.
  • Запишите те черты собственного характера, которые развитие воли позволит вам видоизменить. Не имеет значения, от скольких недостатков вы наметили избавиться, главное, все их учесть. Если вы будете знать, как развить силу духа, то сможете успешно их побороть в кратчайшее время.

Такой подход позволит глубже осознать, что представляет в вашем конкретном случае сила воли и то, как ее развить и укрепить.

Виды тренировок

Интересуясь, как укрепить силу духа, нужно, прежде всего, понимать, что в течение длительного времени нужно будет каждый день предпринимать определенные усилия, не делая себе абсолютно никаких поблажек. Натренировать силу воли можно специальными упражнениями, которые заключаются в следующем:

  • В ведении дневника. В нем нужно фиксировать свои планы и контролировать их выполнение. Планирование обеспечит большую эффективность жизненного процесса и позволит воспитывать обязательность. Не следует отмечать в дневнике собственные достижения.
  • В выработке привычки действовать целенаправленно. Для этого стремитесь наблюдать за всеми своими действиями, как бы со стороны. Развитие силы воли предполагает объективную оценку собственных поступков. Нельзя преувеличивать свои достижения и льстить себе. Любая неудача должна стать стимулом, чтобы успешно сделать следующий шаг.
  • В избавлении от стремления бороться и разрушать. Натренированная воля заставляет человека трансформировать и строить. Для этого учитесь к собственным ошибкам относиться строго, но обязательно разумно. Это позволит развивать волевую сторону характера, связанную со стремлением стать лучше.
  • В правильной постановке задач, с учетом того, что нужно двигаться от простого к сложному. Укрепление характера не может связываться с желанием объять необъятное.

Кроме этого среди укрепляющих характер способов можно акцентировать внимание на то, что нужно стремиться давать себе реальные обещания. Причем их необходимо обязательно выполнять. Это научит держать слово, данное другим людям.

Также важно приучить себя никогда не бросать начатое дело. Доводить его нужно до логического завершения, даже в тех случаях, когда энтузиазм пропал или пришло понимание бессмысленности занятия. В этой ситуации нужно немного передохнуть и подождать пока откроется «второе дыхание». Привычка бросать начатое действует пагубно на человека и быстро останавливает его дальнейшее развитие.

Разбираясь в вопросе, что это такое сила воли, необходимо осознать, что данная черта характера не совместима с ленью. Нежелание что-либо делать — это серьезная помеха. Лень способна разрушить волю человека и заставить отказаться от самых заветных желаний. Поэтому вырабатываемое в процессе тренировок укрепление характера, всегда связано с борьбой с ленью. Для этого рекомендуется хвалить себя за любое преодоление. Нужно заставлять себя получать удовольствие даже от самого незначительного положительного результата в вашей деятельности. Выполняя сложную или неприятную работу, никогда не жалейте об этом. Отбросьте даже мысли о том, что намного более приятным для вас оказалось бы ваше хобби или общение с друзьями.

Эффективным способом является самовнушение. Только очень важно для этого использовать конкретные стимулы. К примеру, настраивайте себя в процессе аутотренинга на то, что вам вполне под силу достичь поставленных целей. Помните, что благодаря сильному характеру каждый из нас может стать распорядителем собственных сил, которые даны нам природой. Другими словами – это позволит человеку стать хозяином своей судьбы.

Многие задумываются над вопросом, что же действительно представляет собой сила воли. Так вот, сила воли является одной из главных черт характера. Иногда о сильном волевом человеке говорят, что у него сильный характер, это потому что понятием сила воли иногда подменяют само значение характера. Сложно, наверное, это представить, но на сегодняшний день нет определенного взгляда на механизм воли.
В нашей статье мы рассмотрим:

  • Что же такое сила воли?

    Как объясняют специалисты воля – это способность человека добиваться поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. Волю можно еще охарактеризовать как силовую часть личности, что ценилось в человеке еще с давних времен и цениться всегда.


    Наличие воли оказывает нам помощь на всем жизненном пути. Но отсюда выплывает еще один вопрос, какая воля способствует оказанию помощи любая, или же, только имеющая силу.

    Изначально понятие воля было введено для толкования того, что же на самом деле побуждает человека к тем или иным действиям, которые в свою очередь соответствуют его решениям, но противоречат его желаниям. Что же толкает человека к действиям, которые нужно делать, а не те которые хочется делать, или наоборот, делать то, что хочется, если это не идет на пользу. То, что человек умет управлять своим поведением и желаниями, подчиняя его непосредственно своим сознательным решения, и является объяснением того, что человек имеет силу воли. Следовательно, можно отметить тот факт, что с одной стороны сила воли помогает, подталкивает вперед, а с другой стороны, наоборот, тормозит, помогает отказаться от неоправданных решений и желаний.

    Психологи указывают на такие черты составляющих силы воли, как:

    1. Вера. К этой составляющей относится именно наша вера в свои силы. За счет внутреннего преобразования наши желания превращаются в цели. Именно настоящая вера в себя в свои силы способна свернуть горы и достичь цели.
    2. Желание. Так уж повелось, что наши желания указывают нам путь, к чему и куда стремиться. У каждого человека есть свои желания, и в тоже время это индивидуальное и личное. После того как мы определяемся со своими приоритетами, отсекаем все не существенное, мы становимся готовы к принятию решения.
    3. Смелость. Согласитесь, ведь если человек не будет смелым, то вряд ли он сможет принять какое-нибудь важное решение. Когда мы определяем для себя приоритетные желания и убираем все несущественное, мы становимся внутренне готовы к принятию того или иного решения.
    4. Терпение. Благодаря терпению мы сохраняем верность своим целям и не отступаем ни перед чем.
    В жизни случается разное, и можно наблюдать много примеров, когда талантливые и довольно способные люди сходили с дистанции и проигрывали, потому что им просто не хватало терпения, и они могли больше справляться с трудностями.

    Не следует думать, что сила воли – это врожденное качество. Нет, оно приобретенное и сознательно сформированное на протяжении жизни. Следовательно, силу воли можно развивать и воспитывать.


    Иногда случается так, что силу воли путают с упрямством. Упрямство как таковое является не достоинством человеческих качеств, поэтому стоит научиться различать, где упрямство, а где сила воли.

    На первом этапе воля формируется и развивается посредством влияния контроля над поведением человека со стороны окружающих (взрослых над детьми), а после уже самоконтроля личности. Решение о волевой регуляции исходит уже непосредственно от самой личности, через непосредственное развитие ее мотивов, переживание или предвидение последствий тех или других действий или же бездействий. Что же касается развития силы воли, то оно связано с формированием мотивов и целей, убеждений человека, его мировоззрения, всего того что мы подразумеваем под понятием личность.

    Воспитание силы воли

    Многие задаются вопросом, как же все таки нужно работать над тем, чтобы развить силу воли. Следует сразу же отметить, что одного универсального урока нет. Но существуют методы эффективные для всех. Необходимо обратить свое внимание и запомнить главное, то есть в развитии и воспитании силы воли нет мелочей, это тот процесс, который нельзя прерывать и устраивать себе праздники и выходные. Волю закаляют регулярность и последовательность, а не от случая к случаю и не влияние прорывов. Проявление поблажек и могут в один миг разрушить то, что Вы так долго строили. По утверждению многих специалистов лучше всего тренировать волю в спорте, когда Вы шаг за шагом, не прерывно идете вперед. Для тех, кто не занимается спортом, тоже есть выход.

    В первую очередь необходимо:

    1. Подумать и перечислить все свои проблемы и неудачи, которые появились и усугубились из-за недостатков.
    2. Подумать и перечислить те преимущества, которые бы помогла Вам принести сильная воля.
    3. Представить себя человеком, который уже обладает сильной волей. Нравится ли Вам такая идеальная модель? В таком случае необходимо действовать согласно этому образу, непосредственно соотнося с ним все свои поступки и усилия.
    Оказывается, что наиболее трудное, и в то же время, дающее неисчерпаемые возможности для развития силы воли – это повседневность. Встать утром по будильнику, сделать зарядку, съесть что-то полезное на завтрак и вовремя прийти в школу или на работу, поменьше разговаривать по , выполнять свои обязанности и т.д. На протяжении всего дня также имеется масса дел, которые необходимо сделать, но так не хочется, и тех, которые в свою очередь хочется делать, но они бесполезны и даже могут быть вредны.

    Решив приступить к развитию и воспитанию своей силы воли, не стоит хвататься сразу за все. Необходимо остановить свой выбор на одной или двух сферах, в которых Вы желаете развиваться, составьте для этого график или план на каждый день и, не медля, приступайте. Это в свою очередь должны быть ежедневные занятия, упражнения, дела, правила, главное в этом, чтобы они были регулярные. Тот человек, который ни к чему не стремится и не борется, становится не интересным, а человек, который опускает руки и перестает бороться – вызывает презрение и жалость.

    Если Вы хотите, чтобы Ваша жизнь была насыщенной и красочной, удачной и разнообразной сила воли нужна обязательно. Так как много нам следует достичь именно своими силами, чтобы хорошо , нужно много трудиться, нужно хотеть этого, нужно развивать себя и исполнять многие мелкие сопутствующие действия. Чтобы иметь много и знакомств, необходимо быть интересными для окружающих, уметь рассуждать, поддерживать разговор, иметь терпение и желание, для этого также необходимо совершенствовать себя, а чтобы совершенствоваться, нужна сила воли. Можно приводить множество примеров для чего нам нужна сила воли, но для того чтобы воспитывать в себе силу воли еще необходимо желание и стремление.

    Не стоит забывать о том, что у каждого из нас есть возможность выбора, чтобы будущее каждого из нас стало интереснее и насыщеннее добрыми делами и знаниями, чтобы было что вспомнить приятное, чтобы никогда не хотелось изменить свое прошлое. Все исключительно в наших руках, воспитать в себе силу воли и идти вперед с гордо поднятой головой, гордясь своими действиями и достижениями, или же опустить руки, ничего не делать занять позицию слабого безвольного человека и ждать с моря погоды, пока что-то не дастся само в руки, а такого не бывает. Все чего человек добивается в жизни, дается благодаря непосильному труду, желанию и стремлению.

  • Сила воли — это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.

    Волевое поведение человека

    Волевой человек имеет внутренний стержень, весьма дисциплинирован и способен на поступки не всегда соответствующие своим желаниям и возможностям. Сила воли помогает удержаться от действий, вызванных необдуманными решениями, которые могут навредить в той или иной ситуации. Благодаря этому сильная личность достигает задуманного с завидным постоянством.

    Сила воли определяется также наличием в человеке определенных качеств характера. Мужество является одним из главных ее проявлений. Помимо этого, волевым называют человека, который смел, терпелив, решителен и верит в собственные возможности. Это основные его черты, позволяющие достигать поставленных целей, быть успешным и уважаемым в обществе.

    Для людей, которые привыкли плыть по течению и бояться выходить из зоны комфорта, проявление силы воли всегда связано с напряжением и дискомфортом.

    Как сила воли помогает добиться цели

    Народная мудрость гласит: «Смелость города берет». Робкий человек не способен достигать цели, он даже боится ставить их перед собой. Мечтать, дерзать и свершать — это удел сильных людей. Однако разумна только та смелость, которая замешана на страхе как защитной функции организма.

    Другая народная мудрость говорит о том, что «терпение и труд все перетрут». В процессе достижения желаемого результата терпение является важным качеством для преодоления усталости, монотонности и дискомфорта, которые возникают на пути.

    Очень важно, упомянуть и такие качества как упорство и упрямство. Они не имеют ничего общего с терпеливостью. Упорство или стремление немедленно добиться своего, во что бы то ни стало способны, как правило, разрушить поступательное движение к осуществлению намеченного. Это относится и к упрямству, свойство которое исключает анализ ситуации и правильную ее оценку. А вот проявление настойчивости является системой действий со многократным повторением шагов по преодолению трудностей и продвижению вперед. Данная черта свойственна волевым, правильно организованным и мотивированным к достижению цели людям. Она помогает добиваться желаемого.

    Решительность — еще одно из качеств волевых людей. Но не стоит ее путать с храбростью, так как принимаемое решение основывается на продуманности тех или иных действий. Правильность принимаемого решения опирается на продуманность и сомнения – «шепот истины». Если нет знания, нет и смелости.

    Как развить и укрепить силу воли

    Человек не сразу становится готовым к осуществлению различных задач, достижению целей и свершению побед. Качества победителя, качества волевого и цельного человека формируются им самим на протяжении всей жизни. Воспитывая в себе силу воли, человек закладывает программу успешности в жизни.

    Самый наглядный пример развития силы воли — спорт. Спортсмен, прыгающий в высоту, достигает цели, поднимает планку и повторяет этот процесс до установления новых рекордов. Этот процесс происходит постоянно, в нем нет места случаю, здесь нет выходных или праздников, здесь непозволительно лениться и проявлять слабость. Это и есть воля к победе.


    Сила воли — это внутренняя сила личности

    Развивать силу воли одновременно просто и немыслимо сложно. Повседневная жизнь — это уже само по себе испытание. Отрегулировать распорядок дня и непреклонно осуществлять его означает проявление волевых качеств.

    Человека ежедневно может посещать чувство усталости от монотонности будней, срочных дел или обязательств. Их выполнение кажется невозможным. Помимо этого, вокруг столько соблазнов. Человек, который может пересилить эти настроения и ощущения, может называться волевой личностью.

    Чтобы стать успешным, занять в обществе такое положение, которое каждый считает достойным для себя, надо чувствовать в себе силу, которая способна это осуществить. Понять собственные возможности и преимущества, знать недостатки и проблемные места, от которых следует избавляться.

    Распорядок дня, учеба, развитие талантов, расширение кругозора и физическое совершенствование вот цели, с достижением которых развивается сила воли. Все перечисленное должно выполняться организованно и регулярно.

    Организованность для развития силы воли

    Если вы действительно решили овладеть волевыми качествами, то первое с чего следует начать это грамотно спланировать свой день. Тщательно продумайте свой режим дня. Отучитесь опаздывать, всегда делайте все вовремя, не откладывайте дела на потом. Научитесь управлять своим временем. Познакомьтесь с принципами тайм-менеджмента.

    Приучите себя . Полезная привычка рано вставать заряжает энергией, дарит силу на осуществление целей. Вдобавок, у вас появляется дополнительное время.

    Регулярность для развития силы воли

    Всегда самым сложным является первый шаг. Поэтому начинайте с малых действий. Это лучше, чем ничего. Необходимо каждый день, хотя бы по 30 мин, уделять время своей цели. Согласитесь, что это немного. Таким образом вы начнете проявлять волевые усилия, которые будут крепнуть с каждым днем, благодаря привычке и выделению гормона дофамина.

    Лень и воля всегда борются в человеке. Главное начните действовать!

    Как только вы почувствуете, что ваша сила воля укрепилась, то приступайте к достижению более глобальных целей.

    Смелость, решительность, терпеливость и вера в себя лучшие тренеры для людей, которые поставили перед собой задачу развить в себе силу воли.