Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Женские судьбы в евгении онегине. Сочинение «Женские образы в романе «Евгений Онегин» А С Пушкина. Сочинение «Женские образы в романе «Евгений Онегин Женские обра

Женские образы в романе "Евгений Онегин"

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором «...вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы», является «Евгений Онегин».

Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра 1 и первые годы царствования Николая 1, то есть время подъема общественного движения после Отечественной войны 1812 года, В это время для значительной части образованной молодежи было характерно неумение и неспособность найти свой путь в жизни.

В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («...я так люблю Татьяну милую мою»).

В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами.

О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина, которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувств Татьяны говорит ее письмо к Онегину. В нем Татьяна, действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя «в руки» Онегина, полагаясь на его честь и благородство («Но мне порукой ваша честь...»). Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются.

Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь.

Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий.

После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь «поэтический призрак», пародия.

Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царя щий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему.

Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится «равнодушною княгиней», «неприступной богиней». В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана, Я буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени.

Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она;

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает. Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением. При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той «нежной простотой» и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:Подобно ветреной надежде, Резва, беспечна, весела, Ну точно та же, как была.В последние часы жизни Ленский поптощен мыслями об Ольге. В душе он мечтает об Ольгиной верности и преданности ему, но сильно заблуждается в чувствах Ольги: "...не долго плакала она", и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего ее, стерся из ее памяти, и его место занял приезжий молодой улан, с которым Ольга и связала свою дальнейшую жизнь.История жизни матери Ольги и Татьяны Лариных представляет собой печальный рассказ о судьбе молодой девушки из светского общества. Ее, без какого-либо согласия с ее стороны, выдают замуж за поместного дворянина Дмитрия Ларина и отправляют в деревню. Поначалу ей оказалось довольно сложно привыкнуть к обстановке деревенской жизни. Но со временем она привыкла и стала образцовой дамой из круга поместного дворянства. Ее прежние увлечения и привычки сменились обыденными делами и заботами по хозяйству: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам Служанок била, осердясь, Образ няни Филиппьевны является олицетворением русской крепост-ной крестьянки. Из ее диалога с Татьяной ми узнаем о тяжелой судьбе русского народа, находящегося под гнетом крепостного права. На своем примере Филиппьевна показывает полное бесправие крестьян, тяжелые отношения в семьях, но в то же время является хранительницей простонародных преданий - "старинных былей, небылиц", и поэтому Филипьевна сыграла большую роль в формировании черт характера Татьяны.Итак, А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера. Но наиболее совершенным среди всех женских образов в "Евгении Онегине" является образ Татьяны, в котором Пушкин отобразил все черты истивро- русской женщины.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором "...вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы", является "Евгений Онегин". Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра I и первые годы царствования Николая I, то есть время подъема общественного движения после Отечественной войны 1812 года. В это время для значительной части образованной молодежи было характерно неумение и неспособность найти свой путь в жизни. В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна - любимая героиня Пушкина, его "милый идеал" ("...я так люблю Татьяну милую мою"). В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе "преданий простонародной старины", верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами. О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина, которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувств Татьяны говорит ее письмо к Онегину. В нем Татьяна, действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя "в руки" Онегина, полагаясь на его честь и благородство ("Но мне порукой ваша честь..."). Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются. Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь.

Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий. После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь "поэтический призрак", пародия. Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царящий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему. Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится "равнодушною княгиней", "неприступной богиней". В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

И буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени. Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она;

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает. Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу. Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением. При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той "нежной простотой" и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:

Подобно ветреной надежде,

Резва, беспечна, весела,

Ну точно та же, как была.

В последние часы жизни Ленский поптощен мыслями об Ольге. В душе он мечтает об Ольгиной верности и преданности ему, но сильно заблуждается в чувствах Ольги: "...не долго плакала она", и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего ее, стерся из ее памяти, и его место занял приезжий молодой улан, с которым Ольга и связала свою дальнейшую жизнь.

История жизни матери Ольги и Татьяны Лариных представляет собой печальный рассказ о судьбе молодой девушки из светского общества. Ее, без какого-либо согласия с ее стороны, выдают замуж за поместного дворянина Дмитрия Ларина и отправляют в деревню. Поначалу ей оказалось довольно сложно привыкнуть к обстановке деревенской жизни. Но со временем она привыкла и стала образцовой дамой из круга поместного дворянства. Ее прежние увлечения и привычки сменились обыденными делами и заботами по хозяйству:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам

Служанок била, осердясь,

Образ няни Филиппьевны является олицетворением русской крепостной крестьянки. Из ее диалога с Татьяной мы узнаем о тяжелой судьбе русского народа, находящегося под гнетом крепостного права. На своем примере Филиппьевна показывает полное бесправие крестьян, тяжелые отношения в семьях, но в то же время является хранительницей простонародных преданий - "старинных былей, небылиц", и поэтому Филипьевна сыграла большую роль в формировании черт характера Татьяны.

Итак, А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера. Но наиболее совершенным среди всех женских образов в "Евгении Онегине" является образ Татьяны, в котором Пушкин отобразил все черты истинно-русской женщины.

Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы тревожат воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки»,.. Видимо, Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь он назвал свою старшую дочь Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Впервые мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, тоже была «прелестный уголок», какие часто попадаются в средней полосе России. Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», как иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Жизнь семейства, которая описывается с любовной иронией, протекала мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Также «верила преданьям простонародной

  • старины, и снам, и карточным гаданьям», ее
  • «тревожили приметы». Но было уже с детст
  • ва много такого, что отличало ее от других.
  • Ока ласкаться не умела
  • К отцу, ни к матери своей;
  • Дитя сама, в толпе детей
  • Играть и прыгать не хотела
  • И часто целый день одна
  • Сидела молча у окна.

Татьяна с детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства - тех качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено книгам, которые сыграли немалую роль в формировании личности Татьяны. Так Пушкин подводил нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни - просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам большого света. Существенное достоинство этих девушек - самобытность.

Сказано как будто о Татьяне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? Пушкин особо подчеркивает постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Когда Татьяна становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется, была». А на самом деле она нисколько не изменилась. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в себе.

Пушкин любил свою Татьяну… Существует древнегреческая легенда о том, как один скульптор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько красива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к девушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тоску замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым обрекая мастера и его создание на вечную любовь.

Но это легенда. А Пушкин создал вечный образ прекрасной русской женщины. Трудно даже представить, что Татьяна поэтом придумана. Хочется верить, что она была в жизни, что подобные ей и теперь встречаются. О любви поэта к своему созданию говорят и следующие строки:

Ока было нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Пушкин описывает ее такой, какой видел идеал женщины. Поэт ведь ‘«истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство, верность супружескому долгу.

Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и сумевшая ради него попасть к самой царице. И, наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Как мучила, как занимала Александра Сергеевича тема супружеской верности!

В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении отразилась вся Россия той эпохи.
В центре внимания поэта - жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека, Евгения Онегина. Он является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - «хандру».. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способно воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной противопоставлен образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому; более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Автор в своем романе хотел показать обыкновенную русскую
девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но в то же время героиня удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает ей простонародное имя Татьяна Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Характер девушки формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Окружающая жизнь мало радовала ее требовательную душу. В книгах Татьяна видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в девушке лучшие нравственные качества: душевную открытость, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она одарена от природы:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в него: «...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать своему избраннику письмо с признанием. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Она в безнадежном положении: не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был эгоистом и себялюбцем.
Любовь приносит Татьяне одни страдания, но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она обретает всеобщее уважение в высшем свете. За это время она сильно меняется. «Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но она по-прежнему одинока. И здесь Татьяна не находит того, к чему стремилась ее возвышенная душа. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею образов русской женщины, нравственно безупречных, ищущих и прекрасных.

1. Образ Татьяны Лариной.
2. Образы матери и сестры главной героини.
3. Няня Татьяны.
4. Московская тетушка и светские барышни.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин показывает несколько женских образов. Конечно, главным среди них является образ Татьяны Лариной, любимой героини автора. Примечательно, что ее характер дан в развитии: сначала мы видим Татьяну сельской барышней, мечтательной и молчаливой, а через несколько лет — замужней дамой, блестящей светской львицей. Пушкин, описывая свою героиню, начинает с ее детства. Поэт указывает на несходство характеров Татьяны и ее сестры Ольги. Татьяна выделяется среди своих сверстниц склонностью к уединению и задумчивости. Игры, обычные среди детей ее возраста, шумная возня не привлекали девочку. Она не особенно общительна как в кругу сверстников, так и среди своих родных:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...

Пушкин постоянно подчеркивает мечтательность своей героини: ей нравились «страшные рассказы» по вечерам, любовные романы, которые давали пищу ее воображению. Рисуя портрет своей героини, автор сразу указывает на то, что

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.

В то же время в облике Татьяны, несомненно, много неброской привлекательности. Онегин, в первый раз увидев ее, сразу подметил незаурядность этой девушки, почему и сказал Ленскому «...я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». В любви к Онегину раскрывается характер Татьяны: цельность ее натуры, решительность, постоянство, глубина и сила чувств. Татьяна сама призналась в любви — по понятиям ее эпохи, поступок не просто смелый, но идущий вразрез с требованиями приличий. Однако естественные, живые движения души Татьяны оказываются сильнее условностей. Кроме того, девушка настолько верит в свой идеал, что готова всецело ему довериться:

Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

Восторженный тон письма Татьяны можно приписать влиянию романов, некоторую бессвязность — душевному смятению героини, но искренность и непосредственность ее чувства проступает в безыскусных строках.

Величавая простота, естественность и благородная сдержанность — вот характеристики Татьяны-княгини. Ее манеры изменились, теперь они соответствуют всем требованиям светских приличий, Татьяна научилась «властвовать собой». Внешняя холодность и невозмутимость Татьяны потрясают Онегина, но в глубине души Татьяна прежняя, она дорожит воспоминаниями юности. Она верна своей любви, но верна и себе самой, поэтому не изменит мужу. Татьяна была и осталась искренним, благородным человеком, на которого можно положиться — не случайно ее будущий муж, князь и блистательный генерал, обратил на нее внимание, когда она появилась на балу в сопровождении тетушек.

Не только характер Татьяны показан Пушкиным в развитии. Поэт несколькими штрихами сумел обрисовать мать героини, те изменения, которые произошли в жизни этой женщины. «Ларина проста, но очень милая старушка» — так отзывается Онегин о матери Татьяны и Ольги в разговоре с Ленским. Судьба этой женщины довольно типична: в юности она была романтической барышней, основными интересами которой были моды и романы, причем сама она их не читала, а слышала о них от кузины. Была влюблена, но замуж ее выдали за другого. Ее «души неопытной волненья» утихомирились быстро: в деревне, куда увез ее муж, она увлеклась хозяйством и в этом нашла себя. Мирно прожила с мужем, воспитала двух дочерей, начисто позабыв о своем юношеском увлечении. Когда кузина при встрече упоминает об этом человеке, Ларина не сразу вспоминает, о ком идет речь. Ее младшая дочь Ольга по характеру, видимо, похожа на мать: веселая, немного легкомысленная, легко увлекающаяся, но и быстро забывающая свои прежние увлечения — ведь забыла же она Ленского. Описывая Ольгу, Пушкин иронично замечает, что ее портрет можно найти в любом модном романе. Иными словами, Ольга — типичное явление в среде сельских барышень, да и столичных тоже. Пожалуй, можно сказать, что она, как и ее мать, обладают более счастливым судьбой, чем Татьяна. Они находят счастье в той жизни, которая им уготована, не испытывают слишком мучительных переживаний, а если и испытывают, то недолго. А Татьяна возвышенная, благородная натура. Разве она счастлива, несмотря на удачный брак, если говорит, что рада бы променять пышность столичной жизни на прежнее, незаметное существование в деревне?

Но образы Татьяны, ее матери и сестры не единственные женские образы в романе. Образ няни, конечно, обрисован очень скупо: она появляется только в сцене разговора с Татьяной, когда та не может заснуть. Однако няня, видимо, была для Татьяны дорогим и близким человеком. Не случайно же княгиня упоминает

...Смиренное кладбище,
Где ныне крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...

Судьба няни, как и судьбы «старушки Лариной» и ее дочери Ольги, типична для того времени и социальной группы, к которой принадлежала эта женщина. В крестьянских семьях дочерей рано выдавали замуж, причем нередко за женихов, которые были моложе своих невест. Строгость и суровость крестьянского быта угадывается в словах няни:

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Тринадцатилетняя крестьянская девочка плакала «со страха» накануне своей свадьбы с мальчишкой, который был ее моложе. Однако в рассказе няни о ее юности звучит убежденность в том, что «так, видно, бог велел». Пушкин не описал ее замужнюю жизнь — вероятно, она была такой же, как и у миллионов других крестьянок: тяжелый труд, дети, попреки свекрови. Терпеливо и стойко вынесла эти испытания простая" русская женщина, крепостная, которая вынянчила дочерей помещика. Няня искренне привязана к Татьяне: хотя старушка и не понимает ее терзаний, она старается помочь, чем может.

Образу московской тетушки Пушкин и подавно не уделил большого внимания: она — первое звено в череде родственников и родственниц Лариной. Несколькими штрихами поэт рисует толпу светских барышень, сверстниц Татьяны, среди которых она выделяется так же, как и в детстве среди резвых шалуний. Они «поверяют нараспев сердечны тайны, тайны дев», желая услышать «сердечное признание» Татьяны. Но она молчит — Пушкин снова и снова указывает то, насколько отличается Татьяна от представителей своего круга. Для этих девушек «сердечны тайны» в большинстве случаев — детская шалость. Они легко позабудут свои увлечения, если понадобится, как это сделали мать Татьяны или Ольга. Пушкин противопоставляет невинные «шалости» московских барышень и «заветный клад и слез и счастья», «тайну сердца» Татьяны. Таким образом, автор подчеркивает непохожесть, яркую индивидуальность Татьяны, выделяющейся на фоне женских образов, представляющих собой типичные явления.