Взаимоотношения петра гринева и маши мироновой. Маша Миронова - истинная любовь Петра Гринёва и нравственный идеал писателя. Испытания в жизни Марии Мироновой

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II », творческие работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный.

Урок-исследование.

Ход урока

I . Организационный этап.

1. Объявление темы, цели, программы урока.

II . Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

    Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

    Как погибли комендант с женой?

    Почему Пугачев не казнил Гринева?

    За кого выдавал себя Пугачев?

    Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

    Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально.

    Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

    Чтение наизусть отрывка из повести.

3. Итог проверки домашнего задания.

III . Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

    Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).

    Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

    Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка

    Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.

    И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).

    Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

    Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).

    Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

    Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

    Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

    Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.

5. Прием «Микрофон».

    Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).

    Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?

    Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о далеких драматических событиях, которые происходили в России в XVIII веке, - крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева. На фоне этих событий и развертывается история о верной и преданной любви двух молодых людей - Петра Гринева и Маши Мироновой.

А a╪b╓╟ , находившуюся в сорока километрах от Оренбурга. Комендантом крепости был капитан Иван Кузьмич Миронов. Здесь, в крепости, Петр Гринев и встречает свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта крепости, де­вушку «лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Здесь же, в гарнизоне, жил еще один офицер, сосланный за дуэль,- - Швабрин. Он был влюблен в Машу, посватался к ней, но получил отказ. Мсти­тельный и злой по натуре, Швабрин не мог простить девушке этого, пытался всячески унизить ее, говорил о Маше непристойные веши. Гринев вступился за честь девушки и назвал Швабрина мерзавцем, за что тот вызвал его на дуэль. В поединке Гринев был тяжело ранен и после ранения находился в доме Мироновых.

Маша старательно ухаживала за ним. Когда Гринев оправился после ранения, он объяснился Маше в любви. Она в свою очередь сказала ему о своем чувстве к нему. Ка­залось, что впереди у них безоблачное счастье. Но любовь молодых людей еще должна была пройти много испытаний. Вначале отец Гринева отказался дать благословение сыну на его брак с Машей на том основании, что Петр, вместо того чтобы достойно служить Отчизне, занимается ребячеством - сражается на дуэли с таким же сорванцом, как он сам. Маша, любя Гринева, ни за что не хотела выходить за него замуж без согласия ро­дителей. Между влюбленными возникла размолвка. Страдая от любви и от того, что не может состояться его счастье, Гринев не подозревал, что впереди их ожидали куда более тяжкие испытания. «Пугачевщина» докатилась и до Белогорской крепости. Немного­численный гарнизон ее мужественно и храбро сражался, не изменив присяге, но силы были неравны. Крепость пала. После взятия Белогорской крепости бунтовщиками все офицеры, в том числе и комендант, были казнены. Погибла и мать Маши Василиса Его­ровна, а сама она чудом осталась жива, но попала в руки к Швабрину, который держал ее взаперти, склоняя к браку. Оставаясь верной возлюбленному, Маша решила умереть, но не стать женой ненавистного ей Швабрина. Узнав о жестокой доле Маши, Гринев, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачева освободить Машу, выдав ее за дочь свя­щенника. Но Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь погибшего коменданта крепости. Неимоверными усилиями Гриневу все-таки удалось спасти ее и отправить вместе с Савельичем в. имение к своим родителям. Казалось бы, наконец-то должен наступить счастливый конец. Однако на этом испытания влюбленных не закончились. Гринева арестовывают, обвинив в том, что он был заодно с бунтовщиками, и выносят несправедливый приговор: сослать на вечное поселение в Сибирь. Узнав об этом, Маша отправляется в Петербург, где она надеялась найти покровительство у императрицы как дочь человека, пострадавшего за свою верность государыне. Где только взялись у этой роб­кой провинциальной девушки, никогда не бывавшей в столице, такие силы, такая отвага? Эти силы, эту отвагу ей придала любовь. Она же и помогла ей добиться справедливости. Петр Гринев был освобожден, и все обвинения с него были сняты. Так верная, преданная любовь помогла героям повести вынести все невзгоды и испытания, выпавшие на их долю.

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.
Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А.С. Пушкина – идеал человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Мне кажется, что именно благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» - она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».
Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.
Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.
Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью. Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Ничто не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они - судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.
После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».
Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Отношения этих героев, как мне кажется, - это авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главными являются любовь, уважение, беззаветная преданность друг другу.

Взаимоотношения между Гриневым и Машей

Недавно я прочитала произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Над этой повестью Пушкин работал в 1834-1836 годах. В ее основу положены картины народного крестьянского восстания, вызванным тяжелым, бесправным положением закрепощенного народа. Повесть написана от первого лица – Петра Гринева, он же главный герой. Не менее интересной личностью в этом произведении является Маша Миронова. Когда Петр приехал в Белогорскую крепость, то поначалу Маша, по предубеждению Швабрина, показалась ему очень скромной и тихой – «совершенной дурочкою», но затем, когда они познакомились ближе, то он нашел в ней «благоразумную и чувствительную девушку»

Маша очень сильно любила своих родителей и относилась к ним с почтением. Ее родители были людьми необразованными и с ограниченным кругозором. Но в то же время это были люди в высшей степени простые и добродушные, преданные своему долгу, готовые бесстрашно умереть за то, что они считали «святыней своей совести».

Марья Ивановна не любила Швабрина. «Он очень мне противен», - так говорила Маша. Швабрин – полная противоположность Гриневу. Он образован, умен, наблюдателен, интересный собеседник, но ради достижения своих целей он мог совершить любой бесчестный поступок.

Об отношении Савельича к Маше видно из его письма Гриневу-отцу: «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается». Савельич считал, что любовь между Гриневым и Машей это естественное развитие событий.

Родители Гринева поначалу, получив лживый донос Швабрина, относились к Маше с недоверием, но после того, как Маша поселилась у них, изменили свое отношение к ней.

Все самые лучшие качества раскрываются в Маше во время ее поездки в Царское Село. Маша, уверенная в том, что она виновата в бедах своего жениха, отправляется на прием к императрице. Боязливая, слабая, скромная девушка, никогда не выезжавшая одна из крепости, вдруг решается поехать к императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха любой ценой.

Природа предвещает удачу в этом деле. «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро сияло неподвижно…». Встреча Маши с царицей произошла неожиданно. Маша, доверившись незнакомой даме, рассказала ей все, зачем приехала к царице. Она говорит просто, открыто, откровенно, убеждает незнакомку, что ее жених не предатель. Для Маши это была своеобразная репетиция, перед визитом к императрице, поэтому она говорит смело и доказательно. Именно эта глава объясняет название повести: простая русская девушка оказывается победительницей в сложной ситуации, настоящая капитанская дочка.

Любовь между Гриневым и Машей вспыхнула не сразу, ведь молодому человеку девушка сначала не понравилась. Можно сказать, что все происходило очень буднично. Молодые люди виделись изо дня в день, постепенно привыкали друг к другу и открывались навстречу своим чувствам.

Практически в начале повести любовь Маши и Гринева заходит в тупик из-за категорически отказавшего в согласии на брак Гринева-отца, с одной стороны и, с другой стороны, решительного отказа Маши выйти замуж за Гринева «без благословения» его родителей. Гринев «впал в мрачную задумчивость», «потерял охоту к чтению и словесности», и лишь «неожиданные происшествия», связанные с восстанием Пугачева, вывели их роман с Машей на новый уровень серьезных испытаний.

Эти испытания молодые люди прошли с честью. Гринев смело явился к Пугачеву, вождю крестьянского восстания, для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице и в свою очередь спасает своего жениха.

Мне кажется, что А.С. Пушкин с огромным удовольствием закончил эту повесть на оптимистичной ноте. Гринева освободили, Маша была обласкана императрицей. Молодые люди поженились. Отец Гринева, Андрей Петрович, получил оправдательное письмо от Екатерины II на своего сына. Мне понравилась эта повесть именно тем, что закончилась благополучно, что Маша и Петр, несмотря на сложнейшие испытания, сохранили и не предали свою любовь.

Тема урока: Маша Миронова,её преданность и верность любимому

З адачи урока.

    Проанализировать образМаши Мироновой, раскрыть проблему нравственного воспитания.

    Развить навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

    Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Тип урока :обобщение и систематизация изученного

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа с текстом:

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Оценивание учащихся за урок.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Тема нашего сегодняшнего урока будет не менее интересной. Я хочу начать урок с эпиграфа. Разговор сегодня пойдет действительно о М.Мироновой, о её преданности и верности любимому человеку.

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом. Маша Миронова. Анкета героини.

    Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

    Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)

    Цвет волос героини. (Светло-русый.)

    Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)

    Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)

    Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)

    Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)

    Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)

    Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)

    Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)

    Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)

    Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)

    Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)

    Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)

    Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)

Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 143

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой?

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство .

Сразу ли возникли чувства у Гринева к Маше?Почему Гринев полюбил Машу?

Давайте обратимся к сцене объяснения в любви Гринева Маше с.149

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим инсценировку в исполнении ваших одноклассников

Учитель Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами .

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Письмо Маши С 172

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство .

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

    Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

4. Итог урока.

    Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

    Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

    Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

5. Домашнее задание .

6. Оценивание учащихся за работу на уроке.