Александр Островский. «Поздняя любовь» А. Н. Островского и «женский вопрос» в России Поздняя любовь содержание пьесы

Александр Николаевич Островский.

Поздняя любовь

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЛИЦА:

Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома .

Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности .

Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий .

Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова .

Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет .

Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

Людмила . Пришел?… Разве пришел?

Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

Людмила . Вы говорите, пришел?

Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

Людмила . Как знать, какие дела у него?

Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

Людмила . Он адвокатством занимается.

Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

УДК 82: 09 О-77

Т.В. Чайкина

ПЬЕСА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ»: СПЕЦИФИКА ЖАНРА

При интерпретации пьес Островского необходимо учитывать их жанровые обозначения. В «сценах из жизни захолустья» «Поздняя любовь» показан отдельный эпизод из жизни персонажей, в котором отразились быт, нравы, системы ценностей обитателей московской окраины. Четыре сцены, следующие друг за другом, сюжетно связаны между собой, события предельно сконцентрированы во времени и пространстве.

Ключевые слова: жанр, сцены, критические оценки, ключевые эпизоды, бытовая атмосфера, духовная среда, любовная интрига, ремарка, диалоги, монологи, хронотоп.

А.Л. Штейн справедливо подчеркнул, что

A.Н. Островский был великим мастером русского жанра, и его искусство - бытовое, жанровое . Вслед за названием к каждой своей пьесе автор давал жанровый подзаголовок, чётко обозначающий особенности драматического действия, а также пространство изображения. Одним из распространённых в драматургии Островского жанром были сцены. Уже в 1850-м году появляются сцены «Утро молодого человека». В 1858 году - «сцены из деревенской жизни» «Воспитанница», затем «сцены из московской жизни» «Тяжёлые дни» (1863), «Пучина» (1866), «Не всё коту масленица» (1871).

В 1873 году в «Отечественных записках» Островский публикует «сцены из жизни захолустья» «Поздняя любовь», в 1874 году - «Трудовой хлеб» с тем же жанровым подзаголовком. В этих пьесах драматург отразил противоречия жизни 70-х годов 19 века. «Ушла, пропала та Москва, запечатленная в "Банкроте" и "Бедной невесте", и когда он хотел вспомнить о ней в какой-нибудь новой своей пьесе, заглянуть в сохранившиеся чудом прежние её уголки, он должен был, как бы извиняясь, отмечать всякий раз: "Сцены из жизни захолустья"^ .. .> Другой обозначился стиль жизни, вся её внешность» , - отметил

B.Я. Лакшин.

Новый подход Островского к воссозданию жизни вызвал в критике противоречивые, а порой и враждебные суждения. Так, непримиримой была позиция рецензента газеты «Гражданин», у которого сложились свои стереотипы в восприятии Островского. Он явно сатирически пытается передать содержание пьесы, охарактеризовать её героев. Размышления критика порой исполнены сарказма: Людмилу, главную героиню пьесы, он называет «воровкой с цинизмом»

и «нигилисткой»; сыновей Шабловой - Каином и Авелем, подчёркивая честность и доброту одного и беспутство другого. Критик объясняет слабость пьесы тем, что «Поздняя любовь», по его мнению, изначально задумывалась драматургом как пародия на какую-либо комедию. В завершении рецензент «Гражданина» прямолинейно заявляет: «Да неужели всё, что мы сейчас видели, была пьеса Островского? Да где же его талант, где же его богатые типы, где же хоть след какой-нибудь борьбы, где же хоть что-то похожее на Островского?» . Какую борьбу хотел видеть рецензент? Очевидно, ту, что отметил у драматурга Н.А Добролюбов: столкновение «двух партий - старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных» .

Не увидели своеобразия новой пьесы Островского рецензент «Одесского вестника» С.Г. Гер-це-Виниградский, В.П. Буренин, критик «С.-Петербургских ведомостей», а также В.Г. Авсеенко, категорично указавший на связь драматурга с традициями Гоголя в стремлении изобразить «низменную, грубую среду» .

Исключением в общем хоре голосов стала заметка в «С.-Петербургских ведомостях» от 30 ноября 1873, автор которой указал на целый ряд достоинств новой пьесы Островского. Особенно, по мнению рецензента, хороши первые два акта пьесы, поскольку «действие идёт живо, все лица очерчены мастерски, и, как всегда у г. Островского, разговор изобилует удачными, меткими, типическими выражениями» . Сильной стороной «Поздней любви» критик «С.-Петербургских ведомостей» считает оригинальность характеров, указывая, что лучшими лицами в пьесе являются «старуха Шаблова, простачок сын её и Лебядкина, в особенности последняя» . Чуткий к слову рецензент

© Т.В. Чайкина, 2009

подмечает неповторимость речи персонажей, в которой «самые циничные вещи» высказываются, хоть и наивно, но, вместе с тем, ловко и неповторимо. Так, он полагает, что к «числу самых удачных штрихов нужно отнести слова старухи Шабловой: "Какой у бедного человека характер? Разве у бедного человека может быть характер?.. Платье у него плохо - оттого и застенчив. А то -характер!"» .

Автор рецензензии отнюдь не стремится сравнивать сцены «Поздняя любовь» с «капитальными пьесами» драматурга , понимая, что это произведение относится к новому этапу творчества Островского, когда происходит не только переосмысление некоторых драматургических принципов и подходов автора к изображению жизненного уклада, картин быта, характеров, но и намечаются кардинальные изменения в самой жизни, и, как следствие этого, меняется и пространство действия. Вслед за «картинами» и «сценами московской жизни» появляются «сцены из жизни захолустья». Причём, в черновом автографе было уточнение, от которого впоследствии драматург отказался («сцены из жизни московского захолустья») [ОР ИРЛИ, ф. 218, оп. 1, ед. хр. 30, л. 4], тем самым усилив типичность характеров и драматургической ситуации.

Критическая же мысль времён драматурга пока ещё не готова была признать то, что Островский в 1870-е годы стал писать не хуже, а иначе, «осваивая новые факты драматизма жизни и новые формы его воплощения» . Были незначительны и попытки интерпретировать «Позднюю любовь», исходя из особенностей её жанра. Лишь позднее, когда появятся «сцены из жизни захолустья» «Трудовой хлеб», рецензент «Московских ведомостей» Посторонний одним из первых обратит внимание на жанровые обозначения: «Что это значит? что такое сцена, картина в драматическом искусстве? То же что этюд, эскиз, студия в живописи. Обозначая так свои последние пьесы, г. Островский как бы предупреждает зрителя или читателя, чтоб он не ждал от него произведения законченного, вполне продуманного и доделанного, а относился к нему с нетребовательностью, с какой смотрят на набросок, на опыт» .

В 1876 году, работая над пьесой «Правда хорошо, а счастье лучше», задуманной как «сцены», сам Островский в письме к Ф.А. Бурдину отмечал: «.. .это не комедия, а сцены из московс-

кой жизни, и я им большой важности не даю» . Кстати, Е.Г. Холодов также полагал, что, называя пьесы «сценами» (или близкими к ним «картинами»), «драматург не только уклонялся от точного жанрового определения (комедия, драма), но и как бы уславливался с публикой (и с критикой), что на этот раз предлагает не полновесную пьесу, а всего лишь «сцены», не претендующие на особую целостность и сюжетную стройность» . Но всё же полагать, что сцены - пьесы незначительные, недоработанные, было бы ошибочно: в них в большей степени проявляется творческая свобода Островского, мастерство автора, не обременённого строгим следованием законам комедии, трагедии. Неоднократно создавая сцены на протяжении всего своего творческого пути, драматург значительно обогатил представления об этом жанре, вносил новое в жанровое мышление своего времени. Если ранние сцены Островского «Утро молодого человека», показавшие типичное утро русского «мещанина во дворянстве», напоминают скоре бессюжетную бытовую зарисовку, то более поздние произведения, обозначенные сценами, -пьесы с развитой сюжетной структурой, с чётко очерченной интригой; остаётся неизменным детальный подход автора к изображению картин быта, меткость его бытовых наблюдений. Прежде чем начать действие, Островский в сценах всегда обрисовывает среду, бытовую атмосферу, в рамках которой и начинает развиваться сюжет.

Пьеса «Поздняя любовь» открывается развёрнутой и объёмной ремаркой, подробно воссоздающей уклад жизни героев: «Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие одно-польные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворённая дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, ста-

рое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно» . Место действия остаётся неизменным на протяжении всего хода пьесы - драматург предельно сконцентрировал события во времени и пространстве.

Для сцен характерен интерес автора к отдельной личности, поэтому зачастую в основе пьес этого жанра - несколько эпизодов из жизни главного героя, сюжетно связанных между собой и являющихся, несомненно, важными для героя, определяющими его дальнейшую судьбу. В центре пьесы «Поздняя любовь» - история любви немолодой девушки Людмилы, скромной и добродетельной. Уже в 1-м явлении первого действия она появляется на сцене в ожидании своего возлюбленного Николая со словами: «Пришёл?.. Разве пришёл?» . Собеседница героини, Фе-лицата Антоновна Шаблова, мать Николая и «хозяйка небольшого деревянного дома» , подробно рассказывает Людмиле о своём сыне: «Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, - пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошёл он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерля-жей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел - в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться» . О судьбе самой Людмилы расскажет её отец, Герасим Порфирь-ич Маргаритов, «адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности» : «Святая, говорю тебе. Она кроткая, сидит работает, молчит; кругом нужда; ведь она самые лучшие свои года просидела молча, нагнувшись, и ни одной жалобы. Ведь ей жить хочется, жить надо, и никогда ни слова о себе. Выработает лишний рублик, глядишь, отцу подарочек, сюрприз. Ведь таких не бывает... Где ж они?» .

Примечательно, что, несмотря на чётко выраженную уже в начале пьесы любовную коллизию, Островский не спешит динамично развивать

интригу. Первое явление задаёт общий тон всей пьесе: оно представляет собой лишь беседы персонажей, раскрывающие их бытовые хлопоты, душевные раздумья. Однако уже в этих объёмных диалогах, неторопливых разговорах заметна и некоторая динамика в развитии любовной интриги: в них автор «Поздней любви» заключает не только информацию о главных героях, но и показывает отношения персонажей, вовлекая в сюжет пьесы новых действующих лиц, ставя новые проблемы.

Характерно, что некоторые исследователи считали позднюю драматургию Островского воплощением структурной логики европейской комедии-интриги, драматизм которой выражается именно в запутывании сложных обстоятельств в рамках многоаспектной любовной коллизии . Однако сюжетные перипетии «Поздней любви» (финансовая афёра, отношения Николая и Лебядкиной и др.), обилие различных обстоятельств, не имеющих прямого отношения к развитию основной любовной линии, составляют лишь внешнюю канву драматического действия, что продиктовано скорее жанровыми особенностями сцен. Мастерство Островского состоит в том, что в отдельных сценах он отображает детально и многогранно бытовую, духовную среду, в которой живут главные герои, но основная линия, связанная с взаимоотношениями Людмилы и Николая, остаётся единственной и наиболее значимой. Сам драматург писал другу и артисту Ф.А. Бурдину о тщательной работе над пьесой, о скурпулёзной разработке любовной интриги: «Нельзя сказать, что я писал эту комедию наскоро, я целый месяц думал о сценариуме и сценических эффектах и очень тщательно отделывал сцены Николая и Людмилы» .

Если первое действие представляет собой ожидание Людмилой встречи со своим возлюбленным, то действие второе - сама встреча, где героиня признаётся в своих чувствах, рассказывает Николаю о своей жизни, о своём прошлом: «Я прожила свою молодость без любви, с одной только потребностью любить, я веду себя скромно, никому не навязываюсь; я, может быть, с болью сердца отказалась даже от мечты быть любимой. <...> Разве честно опять будить мои чувства? Ваш только один намек на любовь опять поднял в душе моей и мечты, и надежды, разбудил и жажду любви, и готовность самопожертвования... Ведь это поздняя, быть может, последняя любовь; вы знаете, на что она способна... а вы

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

шутите над ней» . Подобные воспоминания, возвращения героев в беседах к прошлому, объяснения-признания повествовательно-эпического характера, несомненно, замедляют темп действия, расширяя его границы.

Автору было важно и в следующем (втором) акте пьесы показывать специфику жизненного уклада героев. Основными средствами изображения здесь являются уже не авторские ремарки, а монологи-самовысказывания, монологи оценочного типа, диалоги, отличающиеся не только информативностью, но и содержащие элементы рассуждения, анализа. Так, уже в явлении первом Маргаритов, уходя по своим служебным делам, предостерегает дочь: «Здесь, Людмилочка, сторона голодная, народ живёт изо дня в день, что урвёт, тем и сыт. Утопающий, говорят, хватается за соломинку; ну, а голодающий за то, что плохо лежит. Здесь всё украдут и всё продадут, а ловкие люди этим пользуются. <.> Когда ты увидишь, что сюда зайдёт или заедет человек богатый, хорошо одетый, так знай, что он не за добрым делом зашёл - он ищет продажной чести или совести» . Людмила также полагает, что богатые люди «в захолустье за добром не ездят» . Узнав о предстоящем визите в свой дом Лебядкиной, богатой вдовы, удивляется и Шаблова: «Выдумывай ещё! В наш-то курятник, да такая дама поедет» .

Яркими бытовыми приметами начинает Островский третье действие, где первая реплика Шаб-ловой - «самовар-то весь выкипел» - придаёт особый колорит. Автор не менее ярко продолжает развивать и любовный конфликт, в ходе которого герои оказываются в сложной ситуации. Безнадёжно положение Николая, безвозвратно впутанного в финансовую афёру Лебядкиной и купца Дороднова, не менее драматично положение Людмилы, отдающей последние деньги своему возлюбленному и предающей в итоге собственного отца, вручив Николаю заёмное письмо Лебядкиной для его спасения. Однако Островский не стремился развивать действие в сторону трагедии.

Актёр Бурдин в письме к Островскому точно подметил, что драматург «поставил в конце 3 -го действия ход пьесы так, что зритель заранее предугадывает развязку» . Для сцен Островского такая особенность в развитии интриги была типична. Не является неожиданным финал «Воспитанницы» (1859), где патриархальные по-

рядки, мастерски обрисованные автором, изначально ведут действие к развенчанию надежд героини, не выглядит неожиданной развязка в «Трудовом хлебе» (1874), где девушка, живущая самостоятельной трудовой жизнью, вправе уже сама выбирать себе жениха и т.д. Развязка в четвёртом действии «Поздней любви» - закономерный итог в отношениях Людмилы и Николая. Островский показал, что «готовность к самопожертвованию способна изменить человека, во имя которого оно совершается» . И Николай обещает бросить праздную жизнь и начать трудиться .

Особо значимо, что в «Поздней любви» развязка любовной интриги отнюдь не совпадает с реальным окончанием действия. В письме к Бурдину от 29 октября 1873 года Островский отметил: «Ты ещё находишь ошибку в том, что после окончания пьесы идёт разговор о картах; да помилуй, ради Бога, это обыкновенный, вековой классический приём, ты его найдёшь и у испанцев и у Шекспира» . Этот приём - характерная примета драматургии Островского, допускающего подобные переходы от патетики к комизму . Кроме этого, беседы персонажей после разрешения интриги продолжают воссоздавать жизнь героев в непрерывном течении, а в связи с отсутствием финальных реплик придают некоторую недосказанность действию. Известно, что сам Островский считал подобную незавершённость действия пьесы важным жанровым признаком сцен: «Нам могут возразить, что у нас мало вполне законченных художественных драматических произведений. А где же их много? Укажем только на возникающее у нас бытовое направление в драме, выражающееся в очерках, картинах и сценах из народного быта, направление свежее, совершенно лишённое рутины и ходульности и в высшей степени дельное» .

Таким образом, «сцены из жизни захолустья» «Поздняя любовь» - отдельный этап в жизни главной героини пьесы, драматичный и, вместе с тем, важнейший в её судьбе. Пьеса состоит из четырёх ключевых эпизодов, сюжетно связанных между собой, последовательно раскрывающих историю поздней любви героини. Неторопливо развивая любовную линию, отказываясь от усложнённой фабулы, лишая действие неожиданных поворотов и развязки, постоянно прибегая к точным и подробным бытовым зарисовкам, Островский формирует эстетику сцен - самостоятельного и специфичного драматургического жанра.

Библиографический список

1. ОстровскийА.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. -М., 1973-1980.

2. А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин. Неизданные письма. - М.; Пг., 1923.

3. Бабичева Ю.В. Островский в преддверии «новой драмы» // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературные процесс 19-20 веков. - М., 2003.

4. Добролюбов Н.А. Литературная критика: В 2-х т. Т. 2. - Л., 1984.

5. Журавлёва А.И. Островский - комедиограф. - М., 1981.

6. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского / Сост. Н. Денисюк Вып. 3, 4. - М., 1906.

7. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. - М., 2004.

8. Миловзорова М.А. Об особенностях интриги поздних комедий А.Н. Островского // Щелы-ковские чтения 2002.: Сб. статей. - Кострома, 2003.

10. Фаркова Е.Ю. Добродетель и порок в пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей в 2 ч. Ч. 1. - Кострома, 2007.

11. Холодов Е.Г. Островский А.Н. в 18731877 годах // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 4. - М., 1975.

12. Чернец Л.В. Сюжет и фабула в пьесах А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2007: Сб. статей. - Кострома, 2007.

13. ШтейнА.Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. - М., 1973.

УДК 82.512.145.09 Ш 17

З.М. Шайдуллина

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ ФРАЗЫ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО МИРА НУРА АХМАДИЕВА

Данная статья раскрывает своеобразие творческого мира известного татарского поэта Нура Ахмадиева через ряд ключевых понятий.

Художественный мир поэта:

а) психологическое состояние лирического героя;

в) эмоционально-экспрессивные фразы.

Экспрессивная окраска слов в лирических произведениях отличается от экспрессии тех же слов в необразной речи. В условиях лирического контекста лексика получает дополнительные смысловые оттенки, которые обогащают ее экспрессивную окраску и помогают через психологическое состояние лирического героя раскрыть внутренний мир поэта.

Поэтическое творчество Нура Ахмадиева в татарской литературоведении мало изучено. В данной статье рассматривается лишь одна сторона поэтического мастерства автора. То есть особенности выражения эмоционально - экспрессивный фразы в его художественном мире.

Эмоциональные значения в литературном произведении делятся на виды. Каждый из них рассматриваются отдельно и играет важную роль в раскрытии художественного мира автора. Одно из таковых - эмоциональное значение, которое дается лишь одним предложением, несмотря на это оно раскрывает эмоции поэта полностью. Данное эмоциональное значение является и семантическим компонентом микротемы. В про-

изведениях Нура Ахмадиева широко используются эмоциональные фразы, позволяющие с помощью героев - персонажей более полно показать художественный мир автора. Эти эмоциональные фразы отличаются своей яркостью и богатым, глубоким смыслом. Например, один из отрывков из стихотворения «Кету киткэндэ». Кетунец ктулэре, Кету кичен кайтыр эле, Тик... гомер угулэре.

(Кету киткэндэ)

Стадо уходит на пастбище, Но стадо вернется вечером, Только... жизнь проходит.

(перевод наш)

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© З.М. Шайдуллина, 2009

А.Н.Островский
"Поздняя любовь"

Пьесу «Поздняя любовь» сам Александр Островский называл в числе трёх лучших своих произведений.
Классик тонко чувствует тайные повороты людских судеб и смотрит на человеческую природу пронзительным взглядом. Чтобы не потерять столь чуткое отношение к душе, заложенное в пьесе, авторы спектакля стараются не погружаться во внешнюю атрибутику жизни, а уловить богатый слог Островского, красоту и емкость его образов, постичь всю глубину истории любви…
Этажерка, конторка, вешалка, стол, скамья - вот незамысловатый интерьер «захолустья». Но и в этой, казалось бы, ничем не примечательной обстановке размеренной жизни порой случаются бури...
Людмила, скромная дочь бедного адвоката, влюбляется в разгульного Николая. Чтобы спасти любимого, женщина готова пойти на воровство и предательство.
Артисты в содружестве с режиссёром и драматургом искусно ведут зрителя по лабиринтам человеческой души, заставляя замирать, сочувствовать, смеяться, трепетать, восторгаться и надеяться…

Владимир Туманов о спектакле: «В пьесе много простора, и есть опасность рвануть в среду «кудряво-эстрадную»: Москва, Замоскворечье, предместья Москвы - все это достаточно густо и сочно в нашем представлении о той жизни. А хотелось бы проникнуть в сиюминутность человеческого чувства, постичь всю глубину этой истории любви, вернее, истории выживания любви в любом контексте жизни».

«Поздняя любовь» А.Н. Островского не имеет обширной истории сценических воплощений, которую обрели иные произведения автора. Однако среди прочих театров к ней обращался Малый театр (где и состоялась премьера в ноябре 1873 года с Марией Николаевной Ермоловой в главной роли - роли Людмилы) и МХАТ (Михаил Яншин - Маргаритов, 1949 г), хорошо известен одноименный фильм Леонида Пчелкина с Иннокентием Смоктуновским, Еленой Прокловой и Родионом Нахапетовым. В наши дни спектакль был поставлен в московском Центральном Театре Российской армии (Лариса Голубкина-Шаблова), «Студии театрального искусства п/р Сергея Женовача», Александринском театре.

Спектакль - лауреат фестиваля «Славянский базар» в Витебске (Беларусь), 2010 г.;
Специальный приз Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» «За приобщение молодёжной аудитории к классическому наследию», 2010 г.;
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2009-2010 гг. в номинации «Лучшая женская роль» (Эмилия Спивак за роль Людмилы).

Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут с антрактом

Для лиц старше 12 лет

Режиссер-постановщик Владимир Туманов Художник-постановщик Заслуженный художник России
Александр Орлов Художник по костюмам Стефания Граурогкайте Балетмейстер Николай Реутов Художник по свету Гидал Шугаев Музыкальное оформление Владимир Бычковский

Действующие лица и исполнители:

Фелицата Антоновна Шаблова, хозяйка небольшого деревянного дома Ирина Полянская Герасим Порфирьич Маргаритов, адвокат из отставных чиновников Заслуженный артист России
Петр Журавлев Людмила, его дочь, немолодая девушка Эмилия Спивак Николай Андреич Шаблов, старший сын Шабловой Андрей Кузнецов Дормедонт, младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова Евгений Титов Варвара Харитоновна Лебедкина, вдова Светлана Строгова Онуфрий Потапыч Дороднов, купец средних лет Алексей Одинг

Александр Николаевич Островский — величайший русский драматург.

12 апреля 1823 года по новому стилю в семье частного адвоката родился писатель и драматург, чьё творчество произвело революцию в русском театре - Александр Николаевич Островский.

Отец мечтал видеть сына юристом, но Островский на юридическом факультете Московского университета не доучился и восемь лет проработал в канцеляриях различных судов. Впечатления детства и жизненный опыт, полученный в судебных учреждениях, дали ему безценный материал для творчества.

Уже в 1850 году автором напечатана первая пьеса «Свои люди - сочтёмся!» (другое название - «Банкрот»), которая сразу же сделала его знаменитым. Но в то же время она была понята не всеми, а автор был отдан под надзор полиции.

В 50-е годы финансовое положение Островского было достаточно сложным, не вся публика относилась к нему положительно, но драматург по-прежнему продолжал писать. Работая в журнале «Москвитянин», автор публикует пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» и наиболее яркую комедию - «Бедность не порок», идеализирующие русский быт. В этот период он утопически показывает возможность решения конфликта поколений, но при этом абсолютно реалистично и сочно выводит характеры героев.

С 1856 года Александр Николаевич сближается с петербургской редакцией «Современника», разделяя их взгляды на искусство. Происходят значительные изменения в творчестве писателя, что особенно заметно в пьесах «Доходное место» и «Гроза». Поэтизацию народной жизни сменяет драматическое изображение действительности.

В последующие годы Островский по-прежнему много пишет, но тон его произведений сменяется с мрачного на более сатирический. Написаны водевильные пьесы «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Возникает интерес к исторической тематике в драматических хрониках «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», пьесе в стихах « Воевода или Сон на Волге» и других.

В пореформенных произведениях новыми «героями» становятся дельцы и карьеристы. Будь то Глумов из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», Васильков («Бешеные деньги») или Беркутов («Волки и овцы») - все они главной целью жизни ставят карьеру и деньги. Именно такие «герои» останутся у Островского до конца его писательской карьеры. Но продолжает заниматься драматург и созданием народных комедий, имеющих положительное окончание. В этот творческий период созданы пьесы «Не всё коту масленица», «Правда - хорошо, а счастье - лучше» и некоторые другие.

Помимо сатирической комедии «Лес» и драматической сказки «Снегурочка» на более позднем этапе Островский пишет также серьёзные психологические драмы. В центре большинства из них - образ любящей, но не обретающей счастье женщины. Героини комедии «Таланты и поклонники» и мелодрамы «Без вины виноватые» - актрисы, которые находят выход из жизненных неурядиц в служении театру. Весь сюжет построен вокруг героинь и в пьесах «Светит, да не греет» и «Сердце не камень». Наиболее же впечатляющим произведением «женского» цикла без сомнения можно назвать драму «Безприданница». Фильм, снятый по её мотивам, поражает своим трагизмом, несмотря на, казалось бы, несложный сюжет.

Работая с актёрами, Александр Николаевич видел их тяжёлое материальное положение, зависимость от чиновников и в то же время, погоню за дешёвой популярностью и непонимание целей автора. Это приводило его в отчаяние, но он продолжал бороться за «новый театр», пытался убедить власть в необходимости срочных изменений.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Безприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, безсменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш Тромской губернии.

Экранизация пьесы «Поздняя любовь»

Год выпуска: 1983

Жанр: мелодрама

Продолжительность: 02:25:00

Режиссер: Леонид Пчёлкин

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Елена Проклова, Евгения Ханаева, Валерий Шальных, Вячеслав Невинный, Валерий Хлевинский, Александр Юшин, Александр Мыльников, Валентина Кравченко, Галина Добровольская, Виталий Комиссаров, Александр Якулов, Евгений Князев

Описание: Когда-то имя стряпчего Герасима Порфирьича Маргаритова было широко известно в Москве, поскольку вёл он дела с тщанием и великой честностью. Но однажды подкупленный помощник выкрал у стряпчего и продал должнику важный денежный документ на 20 тысяч - и Маргаритов потерял доброе имя, всё нажитое имущество и вместе с малолетней дочерью Людмилой вынужден был из собственного дома в центре переселиться на окраину. Жена, которая и так хворала, померла, и пошли годы тяжелой и бедной жизни. Людмила выросла, однако, по-прежнему живет с отцом, не имея приданого, чтобы выйти замуж. Они снимают комнатку в доме небогатой вдовы, Фелицаты Антоновны Шабловой. У нее - двое взрослых сыновей, Николай и Дормедонт, оба пошли по юридической части. Младший, Дормедонт, влюбленный в Людмилу и мечтающий когда-нибудь на ней жениться, помогает Маргаритову в ведении мелких дел, которыми стряпчий нынче с трудом зарабатывает себе и дочери на хлеб. А старший, Николай, в прошлом - успешный адвокат, стал мотом, игроком и гулякой, наделал долгов, и через пару дней поведут его на цугундер, посадят в долговую яму…

Людмила влюбляется в сына хозяйки дома - праздного гуляку Николая. Ради его спасения она готова пожертвовать всем — даже выкрасть важнейший денежный документ, доверенный ее отцу...